Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы






В зависимости от того, имеет ли действие, названное глаго­лом, направленность на объект, различаются переходные и непе4 реходные глаголы.

Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на объект: читать книгу, взять ручку, передать пись-\ мо. Такой объект в русском языке обычно выражается именем су-) ществительным в форме винительного падежа без предлога. В пред-! ложении это прямое дополнение, к которому от глагола задаются] вопросы кого? что? (вопросы винительного падежа): О полез-^


ная природа, исцели (что?) страданья наши, дай (что?) частицу кислорода или две частицы даже! (Заб.); Приезжий гость и тут не уронил (к о г о?) себя: он сказал (ч т о?) какой-то комплимент, весьма приличный для человека средних лет, имеющего чин не слишком боль­шой и не слишком малый (Г.).

Непереходные глаголы обозначают действие, которое не может переходить на объект, поэтому при таких глаголах не быва­ет прямого дополнения: Бедный Максим Кузьмич похудел, осунул­ся... (Ч.). Один и тот же глагол может употребляться в переходном и непереходном значении, ср.: Сейчас он пишет книгу и Он очень интересно пишет. Умение различать переходные и непереходные глаголы позволяет избежать грамматических ошибок, ср.: опла­тить (что?) проезд и заплатить (за что?) за проезд. Неправиль­но: «оплатить за проезд».

315. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Най­дите глаголы, определите их переходность/непереходность.

1. — Пойду сыщу брод, — продолжал Ермолай с увере..остью, как (будто) во всяком пруде непремсо должен существовать брод... 2. Ермолай (не) возвращался более часу. 3. Измуче..ые, грязные, мокрые, мы достигли наконец берега. 4. Утки носились над наши­ми головами; иные собирались сесть подле нас, но вдруг под­нимались (к) верху, как говорится, «колом», и с криком улетали. 5. Владимир принимал томный вид, накл..нял головку (на) бок и говорил мало.

(И. Тургенев)

316. Выпишите словосочетания с глагольными формами, образован­ными от переходных глаголов, и относящимися к ним существительны­ми. Укажите, в каких падежах употребляется имя существительное при переходном глаголе.

Образец: белила (что?) хату (В.п.).

1. Старуха в черной плахте белила мелом хату и обводила окна каймою голубой. (Б.) 2. Я писал карикатуру на любезный женский пол; но напрасно я смеялся, наконец и сам попался, сам, увы! с ума сошел. (П.) 3. Но скучен нам простой и гордый твой язык, нас тешат блёстки и обманы; как ветхая краса, наш ветхий мир привык морщины прятать под румяны... (Л.) 4. Здесь каждый шаг в душе рождает воспоминанья прежних лет... (П.) 5. Данилыч ни­чего не жалел для пасынка. (Наг.)

Возвратными называются непереходные глаголы, имею­щие суффикс -ся (-сь). Особенностью этого суффикса является



то, что он находится в самом конце слова, даже после окончания: обучают-ся, вернет-ся, насмотрела-сь. Сначала возвратными гла­голами называли глаголы, которые обозначают действие, направ­ленное на того, кто его выполняет, т.е. «возвращающееся»: умы­ваться — «умывать себя», причесываться — «причесывать себя» и др. Затем было установлено, что возвратные глаголы имеют мно­жество других значений: значение качественной характеристики: стекло бьется — «стекло обладает качеством хрупкости»; значе­ние активного свойства: собака кусается — «собака обладает свой­ством кусаться»; значение взаимно направленного действия: об­ниматься — «обнимать друг друга», встречаться — «встречать друг друга» — и др.

Возвратные глаголы образуются от переходных глаголов при помощи суффикса -ся (-сь): лечитьлечить-ся, держать — дер-жать-ся, сердитьсердить-ся. Иногда возвратные глаголы обра­зуются при помощи приставки и суффикса: петь — рас-петь-ся, читатьна-читать-ся. Только некоторые возвратные глаголы не имеют соответствующих невозвратных: лениться, улыбаться, сме­яться и др.

317. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, найдите
возвратные глаголы, определите их значение. Укажите, как образованы
эти глаголы.

1. Затем она стала расцветать развиваться не по дням а по часам. 2. Как тщательно причесывались некоторые ее подруги как чис­топлотны были как следили за своими сдержанными движения­ми! 3. Мещерской очень нравился этот необыкновенно чистый и большой кабинет так хорошо дышавший в морозные дни теплом блестящей голландки и свежестью ландышей на письменном сто­ле. 4. Как жила она там как спасалась, о том, за давностью време­ни, в полноте никому не ведомо.

(И.Бунин)

318. Образуйте, если это возможно, возвратные глаголы. Выделите
возвратный суффикс.

Образец: мчать — мчатъ-ся.

Спать, качать, советовать, ссорить, спрятать, мыть, брить, плакать, веселить, гнуть.

319. Распределите глаголы на две группы: 1) возвратные глаголы,
образованные от невозвратных; 2) возвратные глаголы, не имеющие со­
ответствующего невозвратного глагола.

Сушиться, лениться, здороваться, стучаться, выспаться, ри­соваться, прощаться, прогуляться, соглашаться, грозиться.


Глаголы, оканчивающиеся на -ться и -тся, произносятся оди­наково, но пишутся по-разному: нужно трудиться, но человек трудится. Необходимо запомнить, что возвратные глаголы в не­определенной форме отвечают на вопросы что делать? что с д ел а т ь? и пишутся с ь: скрываться, любоваться, объединить­ся, а возвратные глаголы в форме 3-го лица отвечают на вопро­сы что делает? что сделает? и пишутся без ь: скрывает­ся, любуется, объединяется.

 

320. Спишите, вставляя, где это необходимо, ь. Укажите, в какой форме употреблены выделенные возвратные глаголы. 1. Будет время надышат.хя счастьем, чуять все, чем божий мир прекрасен... (Бл.) 2. Кажет.хя, шепчут колос.я друг другу: «Ску-ч..но нам слушать осеннюю в..югу, скуч..но склонят..ся до самой земли, туч..ные зерна купая в пыли!» (Н.) 3. Я слышу: легкий тре­петный смычок, как от предсмертной боли, бъет.хя, бъет.хя, и страшно мне, что сердце разорвет.хя... (Ахм.) 4. Там, между звезд, чернеет острый пик горы Поста. Чуть теплит.хя лампадка. (Б.) 5. Полно тут тебе валят.хя, спряч.. игрушки да вставай! Подойди ко мне прощат.хя, да и спать себе ступай. (Ф.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.