Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Неморфологический способ






    К неморфологическому способу словообразования от­носятся:

    1)переход слов из одной части речи в другую; например, слова столовая, гостиная употребляются и как прилагательные, и как существительные; ср.: столовая (прил.) посудабольшая сто­ ловая (сущ.); гостиная (прил.) комната — уютная гостиная (сущ.);

    2) слияние сочетания слов в одно слово: труднодо­
    ступный, вечнозеленый;

    3) использование одного слова в нескольких зна­
    чениях, заключенных в словах-омонимах: хвост птицы, хвост
    самолета, хвост очереди
    и др.


     


           
     
       
     

    плен

     

    пленник

    пленница


     

     

    Т

    пленный пленить

    пленять плениться

    I I

    пленяться пленяться


    пленительный

    пленительно


    233. Выпишите из предложений слова, образованные неморфологи­ческим способом (переход слова из одной части речи в другую).

    1. Пришлось опять долго сидеть в столовой и пить чай. (Ч.) 2. «А приданого они дадут, должно быть, не мало», — думал Стар­цев, рассеянно слушая. (Ч.) 3. Перед вечером на площадь приска­кало человек двадцать конных. (III.) 4. Сарай для военнопленных, как паучье гнездо паутиной, опутан колючей проволокой. (Ш.) 5. Прекрасное настоящее и просыпавшиеся в нем впечатления про­шлого сливались вместе; от них в душе было тесно, но хорошо. (Ч.) 6. Перед ужином все, молодые и старые, сели играть в «судь­бу». (Ч.)

    /

    *


    § 50. Порядок словообразовательного разбора

    1. Установить для данного слова слово с производящей основой.

    2. Выделить в разбираемом слове словообразовательные аф­фиксы.

    3. Определить способ образования слова.

    4. Привести словообразовательную цепочку.

    Образец разбора:

    Пригорок

    1. Для данного слова производящей является основа слова .год а.

    2. Слово пригорок образовано от слова гора одновременным присо­единением к производящей основе приставки при- и суффикса -ок-.

    3. Способ словообразования — морфологический приставочно-суффиксальный.

    4. Словообразовательная цепочка: npiizopok < - .год а.

    234. Выполните словообразовательный разбор слов.

    Предрассветный, волнистый, пробуждение, умчаться, помощ­ница, по-людски, молчаливость, дыхание, задрожать.

    235. Сделайте словообразовательный разбор выделенных слов.

    1. Итак, Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов. (С.-Щ.) 2. Все шли в многонародное место — в кабак. (Тын.) 3. Под потолком с перекладины голубь сыпал скороговор­кой дробное и деловитое бормотание. (Ш.) 4. По небу, запорошен­ному хлопьями туч, суетился в ночном походе кособокий месяц. (Ш.)

    Задания для самопроверки

    1. Укажите различие между морфологическим и неморфологическим способами словообразования.

    2. Перечислите виды морфологического способа словообразования. Дайте определение каждого из них.

    3. Перечислите виды неморфологического способа словообразования.

    4. Сформулируйте понятия словообразовательной цепочки, словооб­разовательного гнезда.

    Задания для самостоятельной работы

    236. Укажите, какой из видов морфологического способа словообра­
    зования использован при образовании слова обозрение:

    1) приставочный;


     

    2) суффиксальный; I ~

    3) приставочно-суффиксальный; ничем не обоснованное

    4) безаффиксный; решение

    5) сложение. ни на чем не основанное

    решение

    237. Найдите слово, образованное '-------------------------------

    безаффиксным видом морфологического способа.

    Красота, синева, гладь, степь, песня, дружба.

    238. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выпишите из
    него в одну группу слова, образованные приставочным морфологическим
    способом, в другую — суффиксальным морфологическим способом.

    В этот суб..отний день рос.ийского к..рнавала, (не)даром на­зван..ого «широкой масл..н..цей», бывали переполнены днем и вечером все т..атры, ц..рки, балаганы, а так(же) рестораны, тр..ктиры, х..рчевни, п..вные. В этот день и по сменным д..мам сзывались гости, и (по)всюду съедалось бл..нов и вып..валось во..ки, вин и пива такое количество, что жутко себе представить.

    (Н. Телешов)



    Глава 5







    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.