Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устаревшие и новые единицы лексики






К пассивному запасу относятся слова, отдаленные от человека наших дней временем их существования, распространения. Это ус­таревшие слова — историзмы и архаизмы, а также новые слова — неологизмы.

Историзмы называют предметы и явления, ушедшие в про­шлое: вицмундир («форменный фрак чиновника»), опричнина («в царствование Ивана IV — часть государства, выделенная в непо­средственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством»), социалистический реализм («основной ме­тод советской литературы»), юз («буквопечатающий телеграфный аппарат»). Они используются при описании конкретной эпохи в сочинениях на исторические темы.

Архаизмы (от греч. archaios — «древний») — собственно ус­таревшие слова. Для наименования понятий, действий, явлений, ныне существующих и известных, вместо них обычно использу­ются синонимы, другие слова, с иным ударением, составом зву­ков или морфем: жалованьезарплата, рыбарь — рыбак, югурт, ягуртйогурт.

Неологизмы (от греч. neos — «новый», logos — «слово») — это слова, обладающие ощутимой «свежестью» для носителей языка. Они появляются или при заимствовании, или в процессе слово­образования, или при переосмыслении значений слов. Определе­ние «неологизм» применимо к слову лишь до тех пор, пока оно не


стало общеизвестным. У каждой эпохи свои неологизмы: диско­вод, инаугурация, новый русский, пейджер, пейнтбол, сотовый (имя существительное) появились в русском языке в конце XX в.

В произведениях поэтов и прозаиков, публицистов и журна­листов рождаются индивидуально-авторские неологиз­мы, или окказионализмы (отлат. occasionalis — «случайный»): В глазах ваших, карих и серых, есть Новой Желандии берег, вы всходите поступью скорой на Вообразильские горы (Кире). Подоб­ные новообразования становятся благодаря своей свежести, не­ожиданности средством создания художественных эффектов: Из фабричной марки — две стрелки яркие омолниили телефон (М.) — образный, динамичный глагол; Ты, как мученик, горела, Белока­менная! И река в тебе кипела бурнопламенная! (Ф. Глинка о Моск­ве) — яркий оценочный эпитет; Покупайте независимое издание «Вестник коопиратов» (А. Тру) — средство создания сатиры, ос­нованной на игре корней слов.

Сведения о значениях единиц пассивного запаса, а также об отдельных устаревших или новых значениях известных слов мож­но получить в толковых словарях, в «Иллюстрированном словаре забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII—XIX веков» Л. А. Глинкиной; в периодическом издании «Но­вые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прес­сы и литературы» / Под ред. Н. 3. Котеловой; в «Кратком словаре современных понятий и терминов» / Сост. и общ. ред. В. А. Мака­ренко; в «Школьном словаре устаревших слов русского языка» Р. П. Рогожниковой, Т. С. Карской (с иллюстрациями); в «Толко­вом словаре современного русского языка: Языковые изменения конца XX столетия / Под ред. Г. Н. Скляревской.

130. Установите с помощью словарей, что обозначают выделенные устаревшие слова. Спишите, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.

1. (Не) доезжая до заставы у которой вместо часового стояла развалившаяся будка француз велел остановиться. (П.) 2. Сидев­ший (на) козлах возница с престрашными усами хлыстнул его довольно исправно бичом. (Г.) 3. (Ни) кто (не) смел садиться на его место в застолице. (Т.) 4. К сожалению уветы мои были голо­сом вопиющего (в) пустыне. (С.-Щ.) 5. Я без дальних околично­стей ей сказал что я желаю что(бы) дочь ее была (за)мужем. (Ра-дищ.) 6. Когда приговор прочитали одели их (в) рубище сняли кресты. (Н.) 7. В письмах своих брат называл свое имение так Чум-бароклова пустошь, Гималайское то(ж). (Ч.)

Для справок: «ветхая, рваная одежда»; «кучер, извозчик»; «незаселенный возделанный участок земли»; «отклонение в речи,


 




рассказе от сути дела»; «охраняемое стражей место въезда и выезда из города»; «праздничный стол и все застольное общество»; «со­вет, наставление».

131. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Под­
черкните устаревшие слова.

I Не все бсствия кончились для
аналог Дмитрия Яковлевича аудиенц..ей у

'----------------------------- ' Алексея Абрамовича; он сидел,

м..лчаливый и взволнован..ый, в клас.ной комнате, когда вошел человек и позвал его к чаю. Доселе наш кандидат (ни)когда не бы­вал в дамском обществе; он питал к женщинам какое(то) инстинк-туальное чу..ство уважения; они были для него окружен..ы каким-(то) нимбом; видел он их или на бульваре, разряженными и (не)-пр..ступными, или на сцене (М, м)осковского театра — там все урод­ливые фигурантки казались ему какими(то) феями, богинями. Теперь его поведут представлять к г..неральше, да и одна ли она будет?

(А. Герцен)

132. Установите время появления в русском языке слов или новых
значений слов, пользуясь «Кратким словарем современных понятий и
терминов» под ред. В.А.Макаренко или другими справочниками.

Автодозвон — «функция современного телефона, состоящая в автоматическом многократном наборе номера абонента, если он занят, до соединения»; аппаратчик — «номенклатурный сотруд­ник аппарата»; геном — «совокупность всех генов человека»; мун-буты — «обувь для лыж»; унисекс — «одежда и для мужчин, и для женщин».

133. Определите, какие слова могут быть названы индивидуально-
авторскими неологизмами (окказионализмами).

1. Я златоцвет, который вечно молод, а ты песок на мертвых берегах. (Бальм.) 2. Лев Павлович видит его чуть усмехающееся под­вижное лицо, сильно освещенное широкощеким фонарем... (Ко-зак.) 3. О какой недостаче ему заговорят, одно кричит: пароть! Его Паротей и прозвали. (Баж.) 4. «Душенька моя, нету!» — «Да уж нечего душкаться; не мог же он сам этого выдумать?» (Леек.) 5. Солнце пахнет травами, свежими купавами, пробужденною вес­ной и смолистою сосной, нежно-светлоткаными ландышами пья­ными, что победно расцвели в остром запахе земли. (Бальм.)

§ 27. Диалектизмы

Диалектизмы (от греч. dialektos — «наречие, говор») — это областные слова. Они бытуют в говорах (наречиях) на определен-


ной территории страны: вежа«архангельское. Шалаш, балаган, будка, сторожка»; дряпать — «южное. Царапать, драть».

От общеупотребительных слов литературного языка они от­личаются или звуковым составом (дека — ср.: доска), или набо­ром морфем (гарывать, горать — ср.: гореть, яблонь — ср.: ябло­ня), или значением {бунт«астраханское. Мерный ворох озер­ной соли» — ср.: бунт1 — «стихийное восстание, мятеж» и бунт2 — «спец. Связка, пачка, кипа»).

В художественной литературе (например, у И.Тургенева, Н.Лес­кова, С.Есенина, М.Шолохова, В.Астафьева, В.Шукшина) диа­лектизмы стали средством создания достоверных картин народно­го быта, описания обычаев, характеров: Дядя Ермолай повернулся к нам: «Да ты скажи честно: испужалисъ, можешь, не нашли — нет, в глаза смотрют и врут. Обормоты...» (Шукш.).

Диалектные словари посвящаются лексике одного говора, го­воров определенной территории: Войтенко (Иванова)А.Ф. Словарь говоров Подмосковья; Словарь русских народных гово­ров / Под ред. Ф. П. Филина, Ф. П. Сороколетова.

134. Укажите диалектизмы. Как вы понимаете их значение? В чем их
отличие от слов общенародного языка?

1. Тут и самого старика изобидели: дедушкину росчисть отобра­ли. (Баж.) 2. В этом остроге живучи, черта с рогами поцалуешь. (Леек.) 3. «Вдругорядь как-нибудь, а ноне не хочу!» — замахал на них ручищами своими Фомушка. (Крест.) 4. По этому плывуну мураши и то еле пробираются. (Баж.) 5. Разведена большая ого­родная бакша. (Леек.) 6. У нас в Блудовом болоте эти холмы пес­чаные, покрытые высоким бором, называются боринами. (Пришв.) 7. Весь этот домик, куда пришла Ксюша, состоял из одной кро­шечной горенки и еще меньшей приспешной. (Леек.) 8. Яблоня приносит яблоки; орешник — орехи, но самые лучшие плоды приносит хорошее воспитание. (Прутк.)

135. Найдите в стихотворении С. Есенина диалектизмы. Понятно ли
их значение? С какой художественной целью использовал их поэт?

Заглушила засуха засевки, Сохнет рожь, и не всходят овсы. На молебен с хоругвями девки Потащились в комлях полосы. Собрались прихожане у чащи, Лихоманную грусть затая. Загузынил дьячишко ледащий: «Спаси, господи, люди твоя».


 




       
 
   
 

 

Открывались небесные двери, Дьякон бавкнул из кряжистых сил: «Еще молимся, братья, о вере, Чтобы бог нам поля оросил». Заливались веселые птахи, Крапал брызгами поп из горстей, Стрекотуньи-сороки, как свахи, Накликали дождливых гостей. Зыбко пенились зори за рощей, Как холстины ползли облака, И туманно по быльнице тощей Меж кустов ворковала река. Скинув шапки, молясь и вздыхая, Говорили промеж мужики: «Колосилась-то ярь неплохая, Да сгубили сухие деньки». На коне — черной тучице в санках — Билось пламя-шлея... синь и дрожь. И кричали парнишки в еланках: «Дождик, дождик,

полей нашу рожь!»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.