Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стилистическое расслоение лексики и фразеологии






Лексика и фразеология русского языка стилистически неодно­родны. Нейтральные слова и фразеологизмы не закреплены за каким-либо стилем речи, уместны в любых сферах жизни, в различных ситуациях. Они принадлежат ядру лексической систе­мы, составляют в количественном отношении самый большой пласт: адресовать, весть, комбайн, малолитражный, оборона, хлеб да соль, анютины глазки.

Стилистически окрашенные средства должны отби­раться в соответствии с ситуацией общения, темой, задачей опре­деленным образом воздействовать на слушающего или читающего, для создания конкретного по стилю текста (например, деловой бу­маги): умеретьскончаться (книжн.), помереть (разг.), дать дуба (прост.). В толковых словарях стилистическую помету как очень важ­ную для пользователя указывают в начале словарной статьи или при конкретном значении многозначного слова, отличающегося сферой употребления: «Смышлять, смышляю, смышляешь, несов., кого-что {прост.). Помышляя о ком-, чем-н., искать. Невеста-девушка смышляла жениха. Крылов» (Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н.Ушакова). Стилистически окрашенные лек­сика и фразеология условно подразделяются на два полярных пла­ста — книжный и разговорный.

Книжные слова и фразеологизмы традиционно использу­ются в письменной речи: вольнолюбивый, утрировать, гордиев узел. Они наиболее характерны для следующих функциональных сти­лей литературного языка: а) официально-делового: дубликат, ни­жеподписавшиеся, физическое лицо; б) публицистического: дегене­рация, коалиция, краеугольный камень; в) научного: инсталляция, торричеллиева пустота.

Книжные слова обладают способностью создавать приподня­тый эмоциональный тон в художественном произведении. На­пример: чертог — «большое, пышное, великолепно убранное по­мещение, великолепное здание, дворец»: Чертог сиял. Гремели хором певцы при звуках флейт и лир (П.) — благодаря слову чер­тог создается торжественность, высокая поэтическая «тональ-


ность»; Глас совести в чертогах и в глуши везде равно меня трево жит (Р.) — слово употреблено как риторическое средство.

лимит—предельное коли­чество

Разговорные слова и фразео­логизмы в большей степени харак­терны для устной речи, использу­ются в бытовом, непринужденном

общении: задира, оплошать, на птичьих правах. Некоторые из них несут заряд неодобрительной оценки: сборище, марать бумагу, фа­мильярности, шутки или иронии: здоровяк, кот наплакал, блис­тать отсутствием, ср.: Фомы Фомича не было: он блистал своим отсутствием и как будто унес с собой свет из комнаты (Д.) — «(ирон.) не присутствовать намеренно, так, что это заметно бро­сается в глаза».

К разговорным относятся слова, включающие суффиксы субъек­тивной оценки. Эти суффиксы вносят уменьшительно-ласкатель­ное, увеличительное, пренебрежительное значения, ср.: рукаручонка, рученька, ручища: Молча твои рученьки грею я и жму (А. К. Т.); Сядь-ка на колени ты ко мне скорей и ручонкой шею креп­че мне обвей (Плещ.).

Просторечные единицы используются прежде всего в уст­ной речи, в условиях непринужденного, фамильярного общения и относятся к периферии словаря. Они еще более удалены от нейт­ральной сферы употребления, поскольку воспринимаются как грубоватые, несущие отрицательную оценку: дрейфить, корячить­ся, обормот, смыться, задать форсу, форс: В доме купца Голушки-на были приняты все меры, чтобы задать обед с «форсом» или с «шиком» (Т.) — «(прост.) шик, хвастливое щегольство».

Вульгарные, бранные слова и фразеологизмы являются внелитературным средством и редко находят применение в языке художественной литературы (обычно в репликах персонажей оп­ределенного социального типа): амба, барахло, воротить морду. Использование их в речи нежелательно.

138. Прочитайте. Какие слова помогают А. Ахматовой передать поэти­
ческое настроение? К какой части лексики они относятся?

Смуглый отрок бродил по аллеям Иглы сосен густо и колко

У озерных глухих берегов, Устилают низкие пни.

И столетие мы лелеем Здесь лежала его треуголка

Еле слышный шелест шагов. И растрепанный том Парни.

139. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Оп­
ределите, какие слова не являются стилистически нейтральными. Про­
верьте себя по одному из толковых словарей. Объясните, с какой худо­
жественной целью эти единицы использованы.


\


2. Выделить основу (i____ 1) и окончание (п). Охарактеризовать

окончание: нулевое или материально (буквенно) выраженное; какие грамматические значения слова передает (род, число, па­деж и т.д.).

3. В основе путем подбора родственных слов выделить централь­ную морфему — корень. Отметить чередования звуков, если име­ются.

4. Выделить приставку, подобрав одноструктурные (имеющие такую же приставку) слова.

5. Выделить суффикс, подобрав одноструктурные слова. Устано­вить, какую функцию он выполняет — словообразовательную или формообразующую.

6. Охарактеризовать основу: производная — непроизводная, про­стая — сложная, членимая — нечленимая, прерывистая — непре­рывная.

Образец разбора:

Безграничному {миру)

1. Это прилагательное — изменяемая часть речи, следователь­но, имеет окончание.

2. Чтобы выделить окончание, надо изменить прилагательное, например по падежам: безграничн-ого, безграничн-ому и т.д. В слове безграничному окончание -ому. Оно является материально выра­женным, передает значение мужского рода, единственного чис- i ла, дательного падежа. Основа, безграничн, ~.

3. Путем подбора родственных слов выделяем в осно ве кор ень. Родственные слова: граница, пограничье, граничить, пограничник. В корне наблюдается чередование согласных цЦч. Корень -грант-. \

диагональ

4. Приставка без-. Выполняет ело-! вообразовательную функцию. Одно­структурные слова: ЪеЗбрежный, 'без­боязненный.

5. Суффикс -«-. Выполняет словообразовательную функцию. Од-неструктурные слова: бездомный, беззаботный.

6. Основа безгра ничн- простая, членимая, непрерывная, произ­водная. В слове безграничный 4 морфемы.

214. Сделайте полный морфемный разбор следующих слов.

Бессердечный, рассердился, безвкусица, летописный, подста­канник, чистейший, безлюдно.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определения корня, приставки, суффикса, окончания, пост­фикса.


 


 

2. Без какой морфемы не может быть слова?

3. Какие части речи не имеют окончаний? В каких словах имеется нулевое окончание?

4. Разграничьте понятия производной, непроизводной и производя­щей основы.

Задания для самостоятельной работы

215. Определите, какой схеме соответствуют данные слова. Выберите один из предложенных вариантов схем.

а) б)' б) ~; а) '™ б)-" а) ^рп; б) п.
□;
□;
□;
ломоть

1) Нежность

2) победить

3) перебежчик

4) медвежий 216. Найдите «лишнее» слово.

1. Герой. 2. Большой. 3. Чужой. 4. Второй.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.