Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Стилистическое расслоение лексики и фразеологии






    Лексика и фразеология русского языка стилистически неодно­родны. Нейтральные слова и фразеологизмы не закреплены за каким-либо стилем речи, уместны в любых сферах жизни, в различных ситуациях. Они принадлежат ядру лексической систе­мы, составляют в количественном отношении самый большой пласт: адресовать, весть, комбайн, малолитражный, оборона, хлеб да соль, анютины глазки.

    Стилистически окрашенные средства должны отби­раться в соответствии с ситуацией общения, темой, задачей опре­деленным образом воздействовать на слушающего или читающего, для создания конкретного по стилю текста (например, деловой бу­маги): умеретьскончаться (книжн.), помереть (разг.), дать дуба (прост.). В толковых словарях стилистическую помету как очень важ­ную для пользователя указывают в начале словарной статьи или при конкретном значении многозначного слова, отличающегося сферой употребления: «Смышлять, смышляю, смышляешь, несов., кого-что {прост.). Помышляя о ком-, чем-н., искать. Невеста-девушка смышляла жениха. Крылов» (Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н.Ушакова). Стилистически окрашенные лек­сика и фразеология условно подразделяются на два полярных пла­ста — книжный и разговорный.

    Книжные слова и фразеологизмы традиционно использу­ются в письменной речи: вольнолюбивый, утрировать, гордиев узел. Они наиболее характерны для следующих функциональных сти­лей литературного языка: а) официально-делового: дубликат, ни­жеподписавшиеся, физическое лицо; б) публицистического: дегене­рация, коалиция, краеугольный камень; в) научного: инсталляция, торричеллиева пустота.

    Книжные слова обладают способностью создавать приподня­тый эмоциональный тон в художественном произведении. На­пример: чертог — «большое, пышное, великолепно убранное по­мещение, великолепное здание, дворец»: Чертог сиял. Гремели хором певцы при звуках флейт и лир (П.) — благодаря слову чер­тог создается торжественность, высокая поэтическая «тональ-


    ность»; Глас совести в чертогах и в глуши везде равно меня трево жит (Р.) — слово употреблено как риторическое средство.

    лимит—предельное коли­чество

    Разговорные слова и фразео­логизмы в большей степени харак­терны для устной речи, использу­ются в бытовом, непринужденном

    общении: задира, оплошать, на птичьих правах. Некоторые из них несут заряд неодобрительной оценки: сборище, марать бумагу, фа­мильярности, шутки или иронии: здоровяк, кот наплакал, блис­тать отсутствием, ср.: Фомы Фомича не было: он блистал своим отсутствием и как будто унес с собой свет из комнаты (Д.) — «(ирон.) не присутствовать намеренно, так, что это заметно бро­сается в глаза».

    К разговорным относятся слова, включающие суффиксы субъек­тивной оценки. Эти суффиксы вносят уменьшительно-ласкатель­ное, увеличительное, пренебрежительное значения, ср.: рукаручонка, рученька, ручища: Молча твои рученьки грею я и жму (А. К. Т.); Сядь-ка на колени ты ко мне скорей и ручонкой шею креп­че мне обвей (Плещ.).

    Просторечные единицы используются прежде всего в уст­ной речи, в условиях непринужденного, фамильярного общения и относятся к периферии словаря. Они еще более удалены от нейт­ральной сферы употребления, поскольку воспринимаются как грубоватые, несущие отрицательную оценку: дрейфить, корячить­ся, обормот, смыться, задать форсу, форс: В доме купца Голушки-на были приняты все меры, чтобы задать обед с «форсом» или с «шиком» (Т.) — «(прост.) шик, хвастливое щегольство».

    Вульгарные, бранные слова и фразеологизмы являются внелитературным средством и редко находят применение в языке художественной литературы (обычно в репликах персонажей оп­ределенного социального типа): амба, барахло, воротить морду. Использование их в речи нежелательно.

    138. Прочитайте. Какие слова помогают А. Ахматовой передать поэти­
    ческое настроение? К какой части лексики они относятся?

    Смуглый отрок бродил по аллеям Иглы сосен густо и колко

    У озерных глухих берегов, Устилают низкие пни.

    И столетие мы лелеем Здесь лежала его треуголка

    Еле слышный шелест шагов. И растрепанный том Парни.

    139. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Оп­
    ределите, какие слова не являются стилистически нейтральными. Про­
    верьте себя по одному из толковых словарей. Объясните, с какой худо­
    жественной целью эти единицы использованы.


    \


    2. Выделить основу (i____ 1) и окончание (п). Охарактеризовать

    окончание: нулевое или материально (буквенно) выраженное; какие грамматические значения слова передает (род, число, па­деж и т.д.).

    3. В основе путем подбора родственных слов выделить централь­ную морфему — корень. Отметить чередования звуков, если име­ются.

    4. Выделить приставку, подобрав одноструктурные (имеющие такую же приставку) слова.

    5. Выделить суффикс, подобрав одноструктурные слова. Устано­вить, какую функцию он выполняет — словообразовательную или формообразующую.

    6. Охарактеризовать основу: производная — непроизводная, про­стая — сложная, членимая — нечленимая, прерывистая — непре­рывная.

    Образец разбора:

    Безграничному {миру)

    1. Это прилагательное — изменяемая часть речи, следователь­но, имеет окончание.

    2. Чтобы выделить окончание, надо изменить прилагательное, например по падежам: безграничн-ого, безграничн-ому и т.д. В слове безграничному окончание -ому. Оно является материально выра­женным, передает значение мужского рода, единственного чис- i ла, дательного падежа. Основа, безграничн, ~.

    3. Путем подбора родственных слов выделяем в осно ве кор ень. Родственные слова: граница, пограничье, граничить, пограничник. В корне наблюдается чередование согласных цЦч. Корень -грант-. \

    диагональ

    4. Приставка без-. Выполняет ело-! вообразовательную функцию. Одно­структурные слова: ЪеЗбрежный, 'без­боязненный.

    5. Суффикс -«-. Выполняет словообразовательную функцию. Од-неструктурные слова: бездомный, беззаботный.

    6. Основа безгра ничн- простая, членимая, непрерывная, произ­водная. В слове безграничный 4 морфемы.

    214. Сделайте полный морфемный разбор следующих слов.

    Бессердечный, рассердился, безвкусица, летописный, подста­канник, чистейший, безлюдно.

    Вопросы и задания для самопроверки

    1. Дайте определения корня, приставки, суффикса, окончания, пост­фикса.


     


     

    2. Без какой морфемы не может быть слова?

    3. Какие части речи не имеют окончаний? В каких словах имеется нулевое окончание?

    4. Разграничьте понятия производной, непроизводной и производя­щей основы.

    Задания для самостоятельной работы

    215. Определите, какой схеме соответствуют данные слова. Выберите один из предложенных вариантов схем.

    а) б)' б) ~; а) '™ б)-" а) ^рп; б) п.
    □;
    □;
    □;
    ломоть

    1) Нежность

    2) победить

    3) перебежчик

    4) медвежий 216. Найдите «лишнее» слово.

    1. Герой. 2. Большой. 3. Чужой. 4. Второй.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.