Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы словообразования. Морфологический способ






Словообразование — это образование новых слов в язы­ке. Различаются морфологический и неморфологиче­ский способы словообразования.

При морфологическом способе словообразования новые слова создаются от уже имеющихся в языке с помощью приставок, суф­фиксов, постфиксов.

Приставочный спос об — образование новых слов с по­мощью приставок: бежать — прибежать, " Шбежать, ~въ7бежать и т.д.

217. Образуйте приставочным способом новые слова от данных гла­голов.

Образец: пить — " зИпить, Идпить, ~Шпитъ, ~вь7пить.

Пить, писать, бросить, бежать, строить.

' Герасименко, 97


218. Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки, с помощью
которых образованы слова.

Бе..словесный, преуспевающий, пр..беречь, во..петь, бе..де­нежный, ра..сыпать, и..печь, ра..толочь, бе..вкусный.

219. Спишите. Выпишите слова, образованные приставочным морфо­
логическим способом. Выделите приставки.

Ты строишь планы, ты хлопочешь, Ты рассчитаешь все по дням, А жизнь захочет —

захохочет, Ей смех и слезы пополам.

(А. Софронов)

Суффиксальный способ — образование новых слов с помощью суффиксов: дом — домик, домина, домище, домовой, домашний и т.д.

220. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образованы приве­денные слова. Рядом запишите слова с производящей основой.

Образец: лыжниклыжд.

Рыбный, парковый, жидковатый, густота, коврик, книжон­ка, митинговать, рябинник, густо, болтовня.

/ 221. Сгруппируйте слова с одинаковыми суффиксами.

Голодание, братский, ковровый, заболевание, снижение, дет­ский, задиристый, дворовый, светский, учение, сосновый, удив­ление, заливистый.

222. Обозначьте суффиксы в словах.

Зарядка, заряженный, открыто, кукушонок, разбрызгивать, кривизна, безоглядный, росистый, живучесть, по-дружески, без­боязненно, ограниченность, разведывать.

Приставочно-суффиксальный способ — образова­ние новых слов с помощью приставок и суффиксов одновремен­но: дорогабездорожный, Иддорожник, придорожный и т.д.

223. Образуйте приставочно-суффиксальным способом новые слова от приведенных ниже.

Образец: городок — загородный.

Гараж, голос, хороший, голова, облака, осина, море, милый.


224. Обозначьте приставки и суффиксы, посредством которых обра­зованы слова. Укажите слова с производящей основой.

Образец: ЪёЗзвучныйзвук.

Беспримерный, прибрежный, заокеанский, пригорок, побе­режье, примирение, подземный.

Безаффиксный способ — образование новых слов от про­изводящей основы без участия приставок, словообразовательных суффиксов и постфиксов:, гнил, ой ->, гнил, ь,, беж, ать ->, бег,.

225. От приведенных ниже глаголов и прилагательных способом нуле­вой суффиксации образуйте существительные. Какие изменения проис­ходят с производящей основой?

Образец:, крич, ать ->, крик, (ч//к);, син, ий ->, син, ь.

Бежать, дрожать, грохотать, мутный, хохотать, визжать, ляз­гать, пищать, густой, гладкий, носить, скучать.

226. Обозначьте в словах суффиксы, находящиеся после окончаний.

Раздеваться, какой-то, раздевающийся, кто-либо, что-нибудь, купаться, гнаться.

К морфологическому способу словообразования относится сложение. Слова могут образовываться сложением слов: телефон-автомат, стоп-кран; слова и о с н о в ы другого сло­ва: стенгазета, сберкасса; основ: рыболов, сталевар; названий начальных букв слов, входящих в словосочетание: МГУ, НЛО, ОРТ; названий начальных звуков слов, входя­щих в словосочетание: ООН, МХАТ, КРУ.

227. Определите способ словообразования приведенных ниже слов. Рас­пределите их по следующим группам согласно способу образования. Ка­кие из них образованы: 1) сложением слов; 2) сложением слова и осно­вы другого слова без использования суффиксов; 3) сложением с ис­пользованием суффиксов; 4) сложением основ с соединительной гласной и без нее; 5) сложением частей основ?

Черноморский, рыболов, каре- | '

глазый, железобетон, техпомощь, каталог

громоотвод, АПН, змеелов, железно- '-------------------------------- '

Дорожник, зверосовхоз, МВТУ, ВТО, землеройка, картофелеубо­рочный, газопровод, платье-костюм, соковарка, снегопад, широ­коплечий, кафе-клуб, плодоовощной, скороспелый, самовар.


228. Определите, каким способом образованы следующие слова.

Сварщик, преуспевать, гниль, тоскливый, беспокойный, же­лезнодорожник, подставка, причерноморский, военрук, призем­литься, заграничный, электростанция.

229. Из предыдущего упражнения выпишите слова, соответствующие схеме: ■ -—- q.

230. Для приведенных ниже слов укажите слова с производящей ос­новой. Выделите словообразовательные средства: приставки, суффиксы, постфиксы.

Образец: подземный —, земля.

Подземный, глубь, расшуметься, высота, поджарка, пододе­яльник, безоблачный, приглядеться, выкупаться, кофемолка, вез­деход, надкостница.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.