Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Философские
Революционное развитие общества требует научно обоснованных новаторских подходов к решению задач воспитания и образования. Попытаемся творчески подойти к разработке методологических основ: охарактеризовать общие социально-исторические предпосылки, проанализировать философско-мировоззренческие аспекты, использовать данные синтеза современных философских и конкретно-научных знаний о человеке как педагогической цели, определить методы построения теории. Новую теорию должны составить ведущая идея, определяющая решение основной проблемы воспитания и образования человека в современном мире и главную педагогическую цель; общие и частные принципы, отражающие цели и задачи, содержание и организа- B.C. ШУБИНСКИЙ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ционные формы обучения и воспитания, специфику педагогической деятельности в современных условиях, требования к организации образования, ее материально-техническому ненаучному обеспечению. Не срабатывают многие прежние идеи и принципы педагогики: всестороннего развития, коммунистического воспитания, связи обучения с производительным трудом и др. Не пора ли их наполнить другим содержанием, изменить и даже заменить новыми? Человек будет жить и творчески трудиться в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования экономики, демократизации и самоуправления, широкой гласности, политического плюрализма. К такой жизни надо готовить: формировать новые социально- психологические установки, многое менять в содержании и процессе трудового, мировоззренческого, нравственного воспитания. Все это и определяет потребность в новой теории. Глобальные Проблемы современности впервые делают каждого непосредственно объектом всемирной истории: педагогика будет способствовать превращению человека в субъекта современного исторического процесса — такова первая всемирно-историческая предпосылка создания новой педагогической теории. Она призвана преодолеть возникшие деформации в психологии и поведении людей, в понимании человека как цели, а не средства, создать педагогические условия для формирования гуманистического типа личности, ориентированной на творческое преобразование социальной действительности и саморазвитие. Человечество и каждый человек все больше начинают сознавать себя объектом воздействия не только природных, земных, но и космических процессов, возрастает в целом биопсихическая «чувствительность» к биологическим, психологическим, социальным и природно-космическим факторам существования человека в мире, резко увеличивается биосоциальная нагрузка на личность. Названные предпосылки дают методологические ориентиры для новой теории, позволяют по-новому взглянуть на цели, задачи и проблемы педагогики. Диалектика — материалистический метод познания и преобразования действительности служит верным методологическим компасом в педагогическом поиске, в раскрытии социально-педагогических противоречий и путей их решения. Новая картина мира только начинает складываться, идет процесс объединения на основе нового политического мышления, приоритетности общечеловеческих ценностей, необходимости выживания людей в ядерный век. Под влиянием этих тенденций преобразуется наша философия, освобождаясь от устаревших идеологических, методологических и гносеологических стереотипов, все более ориентируясь на творческое основание всего многообразия философско-мировоззренче-ского арсенала человечества, его истории и современности. Проблемы духовности, как это широко признано сейчас, явно недооценивались в науке, что негативно отражалось в практике обучения и особенно воспитания. Не способствовало духовному развитию человека и длительное негативное отношение к философской антропологии, игнорирование ее возможностей в системе марксистского мировоззрения. Идеологическая замкнутость, закрытость сознания для других типов мировосприятия в образовании вела к тому, что, поневоле входя в мир других социальных ценностей, распространенных в реальном, а не в книжном мире, человек начинал утрачивать свою мировоззренческую одномерность, а то и саморазрушаться, теряя привычные позиции. Стал со всей остротой проявляться феномен разнотипности мировоззре- ния, когда в сознании человека сосуществуют разные, порой прямо противоположные типы воззрения (материалистический и идеалистический, научный и мифологический и др.). Все это оборачивалось разрушением целостности личности, усиливало из-за отсутствия раскованного мировоззрения общую ее невротизацию, снижало известный с древности «терапевтический эффект» философского начала. Само существование и выживание человечества стало проблемой, массовое общественное мнение приходит к исходной основе философствования — осознанию фундаментально философского феномена бытия, существования в мире. Понятие «существование» становится и педагогическим объектом: мы должны не только учить молодое поколение выживанию в экстремальных экологических и социально-экономических условиях, но и воспитывать в нем своеобразную культуру существования в мире, в обществе, включенным не только в глобальные, земные, но и космические, вселенские процессы. Такая ориентация побуждает внести значительные коррективы в педагогику, в практику обучения и воспитания, в частности в задачи формирования сознания человека. Педагогическая интерпретация человека с позиции предельно широкой категории существова- • ния дает возможность увидеть и понять его в целостной связи со всем миром. Все большую роль в содержании мировоззрения и его формировании начинают играть такие вечные ценности, как мир, жизнь, человек, жиз-нетворчество. Понятие мира, охватывая всю широту объективной и субъективной реальности и не подменяя материи, характеризует целостность и полифонию действительности. Понятие жизни концентрирует внимание на конечной одухотворенности, в которой воплощается отношение человека к миру, знаниям, самому себе. Жизне-творчество характеризует высшее качество жизни, конечный смысл нашего существования. Философское осмысление этих категорий может лечь в основу педагогического анализа человека, поскольку создает предельно обобщенную и одно-порядковый мировоззренческий фон для восприятия его'не только как земного, но и космического существа. Такой подход перспективен для создания новой теории, которую можно назвать полюсно-по-левой теорией существования человека. Суть ее — в следующих, пока гипотетических, аргументах. Человек существует в четырех основных измерениях: биологическом, психологическом, социально-технологическом и природно-комиче-ском. Биологическое характеризует физиологи-. ческие «телесные» особенности человека, его включенность в мир живых организмов. Психологическое поле отражает психику (сознательное и неосознаваемое), включенность человека в отражательные, психические процессы, свойственные не только человеческому роду, но и многим 4 Зак.933 другим живым существам, с которыми он общается в жизни. Социально-технологическое поле характеризует социальные (общественные) и технологические параметры жизни, причастность людей к историческим процессам, миру техники, научно-техническому прогрессу. Природно-кос-мическое поле определяет связи человека со всей окружающей природной средой, со всеми процессами Вселенной. Попытаемся выделить различные полюса существования: в биологическом — жизнь и смерть, благоприятное и неблагоприятное наследование, физиологическая норма и патология, здоровье и болезнь, сила и слабость и т.п.; в психологическом — психическая норма и патология, сознательное и бессознательное, рациональное и чувственное и др.; в социально-технологическом — развитие человеческой истории и ее прекращение (как возможность), полнота социальных связей человека и их разрушение, социальная гармония и дисгармония, материальное благополучие и неблагополучие, общественное признание и непризнание, технологичность и нетехнологичность цивилизации и т.д.; в природно-космическом — экологическая гармония и дисгармония, существование (бытие) и несуществование (небытие) и др. Поля и их полюса определяют основные противоречия существования человека (а они могут быть и межполевыми, т.е. биосоциальными), разрешение или неразрешение которых влияет на устойчивость, приспособление человека к условиям существования,, а характер их разрешения — на особенности индивидуальной судьбы. Полнота проявления полярных категорий, противоречий отражает полноту связей человека с миром, степень гармонии и дисгармонии жизни. Человек уникален по своей универсальности, творчески-преобразующей роли в мире, его возможности находятся в пределах основных противоречий существования. Реализация или нереализация возможностей обуславливают в конечном счете счастье — несчастье в его судьбе и на жизненном пути. Итак, будем воспринимать человека как единое биопсихосоциоприроднокосмическое существо. Именно такой он и есть — предмет педагогического рассмотрения и действия. Принципиальным для педагогики становится развитие научных представлений о сущности человека и его природе. Пока в них много неопределенного, трудно воплотить совокупность всех изменчивых общественных отношений, ибо человек, по словам К. Маркса, находится «в абсолютном движении становления». Педагогика не в праве зацикливаться только на определенном (конкретно-историческом, классовом, профессиональном и т.д.) проявлении сущности человека. Полюсно-полевая теория существования человека может стать философско-мировоззренче-ским основанием для разработки педагогической теории в будущем. Обучение и воспитание в ней нацелены на подготовку человека к жизни в, ос- новных полюсах существования, к осознанию и разрешению противоречий бытия. Пока же ни в теории, ни на практике такой ориентации не придерживаются. Важной задачей должен стать синтез знаний о человеке как цели воспитания. В достижении такого синтеза важно использовать многие конкретно-научные идеи и факты, например идею В.И. Вернадского о прогрессивной эволюции человечества как космопланетарного феномена в эволюции Вселенной, а также парадоксальную мысль о продолжающемся биологическом развитии человека и появлении новых механизмов его видовой эволюции. Предстоит педагогически осмыслить антропный космологический принцип, который приходит на смену принципу Коперника, запрещавшему ставить человека в привилегированное положение во Вселенной. Чтобы прийти к целостному пониманию человека в педагогике, нам надо его рассматривать в единстве сознательного и почти незатронутой в нашей сфере бессознательного и подсознательного. А ведь именно с последней сферой психики связаны существенные механизмы творческого процесса, формирования внутренних установок и программ поведения. Здесь для нас открывается новый мир — микромир человеческой психики; его надо систематически изучать и искать педагогические средства оптимального взаимодействия с ним. Существенна для педагогики проблема обусловленности поведения и деятельности личности. Ее детерминантами становятся человеческое сознание, воля, практика, предметная и социальная деятельность. Такой подход ведет к отказу от «стимульно-реактивных» моделей человека, от «социальной мифологии» и «социальной алхимии». Несомненно, природа человека внутренне противоречива и чревата самыми неожиданными и парадоксальными проявлениями, особенно в кризисные периоды истории. Сейчас нужна другая педагогическая технология — микротехнология, основанная на детальном, новом междисциплинарном знании человека и сугубо индивидуальном характере формирования каждого. Думается, философские, социологические, психологические, медико-биологические, правовые, экономические и другие современные изыскания должны быть направлены на выявление новых аспектов понимания человека. Попытки целостного рассмотрения человека предпринимались давно, они получили отражение в предмете так называемой педагогической антропологии. С педагогических позиций предстоит глубоко проанализировать такие понятия, как кризис, страдание, страх, доверие, свобода решения, выбор, катарсис, радость, печаль, вдохновение, совесть и т.п. Их недостаточная интерпретация характерна не только для нашей, но и всемирной педагогики. Отдельные возможности синтеза знаний о человеке как педагогической цели нашли отражение в методологии и философии воспита- ния (образования), однако в целом, фактически с 30-х гг., проблемы человека (философской и педагогической антропологии) оказались на периферии исследований. И только современный этап развития общества ставит эти проблемы в центр внимания ученых. Интегративные процессы в жизни и познании позволяют надеяться, что современная наука (в том числе и педагогика) идет к революции в понимании человека. Во всяком случае, принципиальный скачок в таком осмыслении сейчас жизненно необходим для углубления знаний об истории и общественном развитии и для выхода их тех кризисных ситуаций, в которые человек все чаще попадает в нашем неспокойном мире. Задача междисциплинарного синтеза знаний о человеке — отбор для педагогической интерпретации современных человековедческих знаний и синтез новых аспектов понимания человека, ведущих к новым педагогическим теориям и принципам, а в конечном счете и к новой педагогической теории. Современная наука отличается развитым теоретическим знанием, имеет общие научные теории, разнообразный инструментарий исследования, прежде всего гипотетико-дедуктивный метод построения теории. Сущность его заключается в создании общей гипотезы об исследуемом явлении, из которой дедуктивно выводится целая система частных гипотез. После этого созданная конструкция подвергается опытной проверке или эмпирическому обоснованию, уточняется и конкретизируется, превращаясь в теорию. Таким образом, развитое теоретическое знание, в отличие от предшествующего эмпирического этапа развития науки, строится не «снизу», в результате индуктивного обобщения фактов, с «сверху» по отношению к эмпирическим данным. Следовательно, особая роль в развитии научного знания и в логике исследований здесь отводится не формально-логическим процедурам обобщения, а теоретическим гипотезам, представляющим творческий скачок, прорыв к новому знанию. Это особенно важно для педагогики, в которой ощущается дефицит действительно новаторских идей и недостаток в творческих обобщениях. Гипотетико-дедуктивный метод проявился при рассмотрении методов логических основ теории — в гипотетических положениях полюсно-поле-вой теории и ее следствиях, в предположении о синтезе знаний о человеке как педагогической цели, в возможностях методологической ориентации теории на новые аспекты понимания человека, цели и задачи его формирования. Его применение необходимо и в разработке педагогических основ теории. Он начинает действовать при наличии определенной проблемы: гипотеза возникает как ее вероятное решение. В центре новой теории находится идея жизне-творчества: формирование человека как творца, проектировщика собственной жизни, создателя и хранителя жизни и разума на Земле — уникальном звене в эволюции Вселенной. В этой идее 4* ' воплощаются смысл существования человека в мире, необходимость его превращения в субъект всемирной истории. В ней отражается и закон возвышения целей жизни — существенная особенность современного развития человечества, идущего к социально-экономической и культурной интеграции, к решению глобальных и постановке перспективных для развития цивилизации космических проблем. Можно предположить, что новая педагогика будет наукой жизнетворчества. Именно человека, а не только личности (на что мы до сих пор нацеливались), включая как социально-личностные, так и индивидуально-биологические характеристики, что позволит избежать недооценки природных начал в человеке. Ориентация же на психологическую концепцию личности не воспроизводит единство биологического и социального в человеке, лишает и личность природных свойств, сводя ее к социальной сущности и растворяя в межличностных отношениях. Опираясь на идею жизнетворчества, а также на положения полюсно-полевой теории, сформулируем новые для педагогики принципы: формирование целостного как биопсихосоциоприродно-космического существа, формирование способности выдерживать и разрешать противоречия основных полюсов существования человека, формирование готовности к реализации универсальной творчески-преобразующей сущности каждого человека в пределах основных полей его' существования и возможностей. Из идеи жизнетворчества вытекает необходимость ориентации современного образования на общечеловеческие, ценности. В нашей педагогике еще не осуществлен переход к их освоению как приоритетных в воспитании, не определен достаточно полно и состав такого рода ценностей. Мы не привыкли считать весь окружающий человека мир-космос особой средой обитания землян, целостно воспринимать Землю и ее экологическое благополучие, мир на планете, человечество, человека, его жизнь и творчество, гуманистическое начало всей жизни, культуру. Теперь эти и другие общечеловеческие ценности предполагается включить во вновь создаваемый курс «Человек и общество». Будущая теория невозможна без гуманизации педагогики и системы образования. В современных условиях важно восстановить и развить субъективно-личностный подход к формированию человека, способного на преобразование деятельности и собственное развитие. Необходимо готовить учащихся к социальному творчеству во всех сферах общественной жизни, к совершенствованию общественных отношений, управлению развитием общества. Демократизация всех звеньев непрерывного образования (развитие форм самоуправления, привлечение к этому процессу учащихся, общественности, создание механизма государственно-общественного управления народным образованием) предполагает все большую социализацию школы (в широком смысле слова), т.е. открытость системы образования происходящим социальным процессам, обогащение и расширение ее социально-политических функций как института государственного, общественного и идеологического: В свою очередь, сама социальная среда все более педагогизируется, т.е. знания и средства воспитания все более широко проникают во все сферы жизни. Теоретическая разработка новых принципов — необходимое условие обновления основ теории. Ориентация педагогики на жизнетворчество предполагает принципиальное изменение отношения к общей философско-мировоззренческой и диалектической подготовке уже в базовом школь- ном образовании. Требует особого внимания формирование готовности молодого поколения к социальному творчеству. Предстоит разрабатывать методики формирования коллективных и индивидуальных проектов жизни, учить их реализо-вывать. Меняется и характер подготовки учителя, преподавателя. В идеале он должен быть педагогом-исследователем, способным не только умело использовать, но и создавать и осваивать педагогические новшества. Советская педагогика. —- 1990. —№12. —С. 60-65.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В обществе издавна сложилось разделение труда. Любой вид деятельности реализует свои особые цели, имеет собственный предмет, осуществляется определенными методами и приемами. Такое разделение труда сложилось и в сфере образования. Учитель обучает и воспитывает. Методист обобщает и распространяет лучший опыт, помогает внедрять в педагогическую практику научные рекомендации, выявлять и устранять педагогические ошибки. Ученый-педагог вскрывает закономерности учебно-воспитательного процесса, ищет пути оптимизации учебной и воспитательной работы, разрабатывает способы внедрения своих рекомендаций в практику. Словом, каждый занимается своим делом. И все же такое разграничение допустимо только при самом общем взгляде на вещи. При более пристальном рассмотрении обнаруживается, что все педагогические специальности взаимопроникают друг в друга. Ученый, занимающиеся проблемами обучения и воспитания, обязательно должен быть высококвалифицированным педагогом, чувствовать пульс школьной жизни, знать трудности и запросы практики. А при разработке способов внедрения своих открытий и при самом внедрении ему приходится выполнять и функции методиста. Методист обязан быть отличным педагогом (лучшим из лучших присваивается звание «учитель-методист») и достаточно хорошо разбираться в научных рекомендациях, внедрять которые он призван. Учитель, выполняя свою основную функцию — обучая и воспитывая ребят, вынужден в определенных ситуациях в той или иной степени превращаться и в методиста, и в ученого. Исследовательский элемент был, есть и, как мы полагаем, еще в большей степени будет важнейшим В. И. ЗАГВЯЗИНСКИЙ УЧИТЕЛЬ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ элементом практической педагогической деятельности. В чем же своеобразие деятельности педагога, в чем ее специфика? Прежде всего, по своей природе она необычайно сложна и многогранна. Это определяется и множеством влияющих на педагогический процесс объективных и субъективных факторов, и их неповторимыми сочетаниями, и вытекающим из этого весьма своеобразным и тонким механизмом постановки и решения воспитательных и образовательных задач, и многообразием средств и условий их решения. Поскольку овладение знаниями и способами деятельности и совершающееся на этой основе формирование личности происходят в деятельности, педагог должен прежде всего перевести воспитательную или иную задачу на язык заданий учащимся, добиться «принятия» этих заданий, а затем и выполнения их с помощью определенных средств и способов. Он должен руководить этой деятельностью, анализировать ее, выполнять коррекцию и оценку, а также анализировать свою деятельность с точки зрения достижения поставленных целей. От содержания и способов постановки задач зависит характер деятельности учащихся, а последняя определяет процесс и содержание формирования личности. То, что сказано, очень общая и приблизительная схема. Педагогический процесс подчиняется объективным законам, без учета и использования которых педагог не может добиться прочного успеха. Учителю нужно знать все важнейшие закономерности обучения и воспитания, совершенствовать свое педагогическое мышление. Как справедливо утверждал К.Д. Ушинский, педагогическая практика без педагогической теории то же, что знахарство в медицине. Педагогическая теория (в том числе и методики преподавания отдельных дисциплин) дает общую ориентировку, предлагает образцы решения педагогических задач. Но каждый раз общее положение или принцип надлежит использовать с учетом конкретных обстоятельств, своеобразия педагогической ситуации. Педагогу многое приходится постигать на собственном опыте, сочетать знание с догадкой, анализируя результаты проб, исправляя допущенные ошибки. И если даже в руководствах и методиках заданы и содержание, и способы организации деятельности учащихся, это вовсе не значит, что тем самым учитель получил в руки некую «педагогическую отмычку». Открытое наукой учитель еще должен сделать своим. Он должен «переоткрыть» для себя и проблемное обучение, и дифференцированный подход и программированный контроль, и многое другое. Педагогический процесс настолько подвижен, динамичен, диалектичен, что нельзя однажды и навсегда постичь все «тайны» педагогики. Их приходится «переоткрывать» снова и снова. Ведь то, что безотказно действовало сегодня, уже завтра оказывается недостаточным или даже явно непригодным. Поисковая задача, еще вчера заставлявшая школьников серьезно задуматься, вызывавшая интерес и активность, сегодня оказывается чересчур легкой, чисто репродуктивной. Новизна педагогического средства тускнеет, стирается. И вновь — поиск, вновь «езда в незнаемое». Педагогический процесс — ив проекте, и в действительном воплощении — детище педагога, хотя, конечно, у него есть и соавторы: составители учебников и пособий, коллеги-учителя, учащиеся. В своей деятельности педагог опирается на достижения науки. Однако наука указывает, только общий, «усредненный» путь к цели. Дело учителя — использовать рекомендации науки в конкретных, неповторимых педагогических ситуациях, в работе с живыми, а не с абстрагированными учениками. Творческий подход к делу тут оказывается совершенно необходимым. Учитель ищет новые сочетания известных педагогических средств, видоизменяет средства применительно к конкретным ситуациям. Итак, в практической педагогической деятельности весьма сильны и существенны исследовательские элементы, роднящие ее с научным поиском. И действительно, до сих пор речь шла именно о педагогической деятельности, об исследовательском начале в этой деятельности. Но учителю часто приходится выходить за рамки собственно педагогической деятельности. Ведь как только перед ним возникает задача обобщения своего опыта (когда возникает необходимость рассказать или написать об этом опыте) или ставится задача обобщения опыта коллег, целого учительского коллектива, а также и в том случае, когда у учителя появляется потребность в направленном поиске и он решает что-то проверить, внедрить и получить достоверные данные о результатах, он включается уже в иную деятельность — исследовательскую. Быть педагогом-исследователем — значит уметь находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и закономерности. Для этого необходимы и общая культура, и профессиональные умения, и определенный опыт учебно-воспитательной работы, и некоторые специальные знания, умения. Требуется, в частности, умение наблюдать, анализировать и обобщать явления, выделять главное, умение по немногим признакам предвидеть развитие явления, видеть альтернативу очевидному, напрашивающемуся решению, соединять точный расчет с фантазией и догадкой и многое другое. Сложность педагогических явлений, порождающая почти всегда неполноту и незавершенность их логического анализа, делает особенно актуальной проблему научной интуиции. Научный поиск ведет человек, и успех приходит лишь при полной его самоотдаче, когда все стороны личности гармонично и полно включены в научное изыскание. Поэтому речь идет не только о гибкости и глубине мышления, но и об увлеченности, интересе, о вдохновении и страстности в поиске. Способности исследователя не появляются у человека сами по себе. Они формируются в деятельности, включающей исследовательские компоненты. Педагогическая работа, как уже было показано, весьма благоприятна для формирования исследователя, ибо вдумчивый труд учителя постоянно побуждает его к исследовательским действиям. Другое условие формирования исследователя — специальные знания. Их нужно приобретать их книг и статей, знакомясь с педагогическими исследованиями, прежде всего фундаментальными.
|