Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Происхождение морали, ее социальная обусловленность






    Рассуждая о происхождении морали, мы стремимся от­ветить на вопрос, когда и под влиянием каких причин в челове­ческом обществе появляется нравственность. Философы-этики по-разному отвечают на этот вопрос. Приведем несколько наи­более известных теорий происхождения морали.

    1) Теологическая, то есть богословская теория сводится к ут­верждению, что мораль есть свойство души человека, дарован­ное ему богом. Таким образом, с религиозной точки зрения мораль появляется вместе с появлением самого че­ловека как акт божественного творения, а моральные нормы и принципы есть не что иное, как незыблемые божественные предписания.

    2) Биологизаторская теория трактует мораль как своего рода общественный инстинкт, берущий начало в мире животных. С этой точки зрения мораль будто бы имеется у животных, она была присуща предкам человека, и не удивительно, что она есть и у человека. В частности, Дарвин считал, что человеческая мораль возникла из стадного инстинкта животных. Близка к этой точке зрения и идея о том, что мораль есть следствие естественного отбора, в ходе которого у людей выработались такие качества, как аль­труизм, родительские чувства и т. п.

    3) Известное распространение получила также теория, рас­сматривающая мораль как продукт государственного принужде­ния. Г. Спенсер, например, считал, что нравственное чувство происходит из ограничений, налагаемых на людей их политиче­скими и религиозными лидерами. Логическим выводом этой теории является утверждение, что нравственность появилась, по крайней мере, не ранее, как в обществе появились сами эти лиде­ры, люди имеющие авторитет или власть и потому могущие вли­ять на других людей, подчинять их своей воле.

    4) Марксистская теория связывает происхождение морали с возникновением в первобытном обществе форм коллективного труда. В процессе коллективного труда и последующего распре­деления его результатов возникала необходимость регулировать взаимоотношения, как между отдельными людьми, так и между группой людей и отдельным человеком, моральные установки, запреты и побуждения к определенному поведению были при­званы удовлетворить эту общественную необходимость.

    Не отрицается марксизмом и идея, объясняющая проис­хождение морали необходимостью каким-то образом регламен­тировать и узаконить первые общественные различия внутри племени.

    Следует признать, что с научной точки зрения марксистская теория происхож­дения морали выглядит наиболее обоснованной и убедительной.

    Марксизм утверждает, что мо­раль как форма общественного сознания, в конечном счете, опре­деляется формой общественного бытия людей.

    Мораль не только определяется господствующими в об­ществе экономическими отношениями, но и тесно связана с дру­гими формами общественного сознания, поэтому с точки зрения марксизма каждому типу общественных отношений соответст­вует свой тип нравственности. Смена общественных отношений, основанная на изменении общественного бытия, неизбежно вле­чет за собой соответствующие изменения в общественной мора­ли, смену типа нравственности.

    И все же марксистское понимание морали не лишено недостатков.

    Подчеркивая роль матери­ального фактора по отношению к нравственному сознанию, мар­ксизм оставляет в стороне возможность обратного влияния духовного на материальное, не анализирует процесс и механизмы возрастания этого влияния на пути от дикости и варварства к цивилизованности и гуманности. А ведь именно эти процессы характерны для сегодняшнего цивилизованного общества.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.