Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие этической мысли в России и в Украине






Самобытная этическая мысль формируется в России с XIX века на основе плодотворного контакта между философией и православием. Наибольший вклад в ее развитие внесли В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, П. А. Флоренский, Сергей Николаевич Булгаков и другие. Также огромное воздействие на мировую философско-этическую мысль оказали этические взгляды великих писателей-философов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Центральные темы творчества Федора Михайловича Достоевского (1821 —1881) — проблемы Бога и мира, действительной сущности человека, Бога и наличия зла. По его мнению, добро и зло — это не естественные явления, заложенные в природе человека, а явления духовного порядка, возникающие из человеческой свободы. Достоевский развенчивает миф о человеке, как о существе разумном, показывая, что им руководит не только сознание, но и эмоции.

В связи с этим много места в творчестве писателя уделено человеческому эгоизму, драме борьбы добра и зла в человеческом сердце. В то же время Достоевский видит и ценит светлое, «божественное» начало в человеке, которое глубоко укоренено в каждой личности.

Анализируя проблему человеческой свободы, Достоевский приходит к выводу о том, что беспредельная свобода делает человека рабом гордыни и беса властолюбия и приводит личность к саморазрушению. Писатель был потрясен тем, что в условиях господства денег личность человека растоптана, богачу все дозволено, жизнь становится «отвратительной сатирой». Достоевский полагал, что если не будет религии, то люди потеряют совесть, «христов закон», и тогда «все будет дозволено».

Причину кризиса европейской культуры писатель видел в «безбожном гуманизме» - гуманизме, свободном от высших ценностей. Поэтому он ратует за «христианский гуманизм», который утверждает абсолютную ценность человеческой личности как образа и подобия Божьего. Без Бога человек прожить не может. Достоевский проповедовал смирение, покорность, страдание, аскетизм.

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910) вошел в историю этики как страстный обличитель безнравственности существующего общества.

Гениальный художник слова с огромной силой и искренностью, убедительностью и бесстрашием обрушивался на все государственные, церковные, общественные и экономические порядки царской России, на «бессовестность» этих порядков. Толстой считал своими учителями в области моральной философии Иисуса Христа и Будду, Жан-Жака Руссо и Иммануила Канта.

Темами творчества Л. Н. Толстого были: сущность и смысл жизни, ее обусловленность природой и общественной средой, единство божественного и человеческого.

По мнению Л. Толстого, драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Все это фокусируется в вопросе о смысле жизни, который всегда приводит к понятию Бога. А любовь к Богу проявляется через правильное отношение, любовь к другим людям и к самому себе. Правильное отношение к другим людям определяется тем, что надо любить всех людей, независимо от различий между ними. Правильное отношение к себе Толстой определял как заботу о спасении души, следование по пути нравственного самосовершенствования.

Среди христианских заповедей как основы жизни он особенно выделял непротивление злу насилием. Запрет на насилие являлся у него абсолютным, так как насилие не может быть благом никогда ни при каких обстоятельствах.

Крупнейший русский религиозный философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900) явился основателем философии «всеединства», где осуществил синтез религии, философии и науки, который имел ярко выраженную этическую цель: раскрыть «полноту жизни» в единстве веры, мышления, опыта.

Соловьев верил в прогресс добра в человеческой истории. Источник зла — в эгоизме, разъединяющей силе хаоса, противоположной силе любви. При этом он выделяет три главных нравственных качества в человеке: стыд, жалость, благоговение. Стыд отражает отношение человека к низшему, к своим естественным влечениям. В чувстве жалости отражается отношение человека к другим людям и к живым существам, подобным человеку. В благоговении отражается отношение человека к высшему, он преклоняется перед высшим.

Кроме положительных, Соловьев также выделяет и отрицательные качества: бесстыдство, жестокость, нечестивость.

Исторический процесс Соловьев понимал как неуклонное движение к триумфу добра, воплощению божественных идей в мире. Итогом такого движения должен стать некий социальный организм — идеальное человечество.

Главная особенность этики и философии Николая Александровича Бердяева (1874 — 1948), русского религиозного философа, определяется его отношением к свободе и творчеству человека. Он считал, что Бог создал человека, но не его свободу, зло возникает из несотворенной Богом свободы. Следовательно, не кто иной, как человек, несет ответственность за зло.

Преодоление зла он видел не в ограничении свободы и творчества, а во всемерном их развитии на основе чистой совести, которая обеспечивается любовью к Богу, постоянно спешащего человеку на помощь.

В своей этической эволюции человек проходит три этапа:

• этику закона (Ветхий Завет);

• этику искупления (Новый Завет);

• этику творчества.

«Этика творчества» совпадает у Бердяева с «этикой благодати», с ее принципом искупления вины и спасения всех (добрых и злых). Кроме «этики благодати», существует еще и «этика закона», делящая людей на добрых и злых, держащая людей в страхе перед законом.

Творческая деятельность приближает богочеловеческий идеал, реализация которого означает наступление вечного царства духа, свободы, бессмертия. В приближении к этому идеалу особую роль призвана сыграть Россия в силу ее уникальности. Россия — это то место, по мнению Бердяева, где происходит последнее испытание гуманизма.

Что касается отечественных воззрений морально-этического плана, то их основа была заложена еще в рассуждениях Г. Сковороды и получила свое развитие в произведениях М. Драгоманова, Т. Шевченко, Л. Украинки, И. Франко, М. Коцюбинского и других творцов культуры украинского народа. Следует, правда, признать, что взгляды эти носили общегуманистический характер, и потому называть их философской системой было бы неправомерно.

Однако уже во второй половине ХIХ века эти идеи получили систематизированное отражение в произведениях П. Юркевича, С. Гогоцкого, П. Линицкого, А. Козлова, А. Гилярова, Г. Челпанова, Н. Грота, С. Говорова, Д. Богдашевского, М. Олисницкого и других ученых.

Их воззрения в определенной мере отражали господствующие этические течения, однако, не обходили молчанием национальный аспект проблемы, непосредственно касавшийся исторических корней нравственных основ украинского народа.

Так, Памфил Данилович Юркевич в своих произведениях пытался именно в аспекте нравственности показать единство индивидуального и национального в ценностных ориентациях украинского народа: «Мы думаем, что пока человек заботится о своих приватных интересах в рамках справедливости, эти интересы должны быть уважаемы нацией. Это допущение о моральном праве личности лежит в основе законодательства всех просвещенных народов”.

Сильвестр Сильвестрович Гогоцкий, анализируя философско-этические концепции различных авторов, доказывал, что задача состоит не в морализировании, а в изучении общих моральных установок народа и общества. Он писал, что эта задача «заключается в исследовании законов и форм моральной жизни, насколько те и другие определяются последовательным развитием присущего душевного агента призвания к осознанности и свободе. Что касается правил, то они имеют только производное значение и определяются, с одной стороны, соответствием общим законам морали, а с другой - конкретной средой их осуществления».

Словом, уже в ХIХ столетии в произведениях философов Украины были заложены основы универсального подхода к рассмотрению ценностного аспекта проблемы нравственности, как стержневого, объединяющего конкретные вопросы изучения общества и его составляющих.

Подводя итоги, следует отметить, что в этой лекции нам удалось остановиться лишь на некоторых концепциях и идеях, назвать имена философов, оставивших заметный след в истории этики. В дальнейшем рассмотрении этических категорий и проблем мы также будем излагать суждения как уже упомянутых, так и других философов - этиков.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сравните этические взгляды Платона и Аристотеля.

2. Этические воззрения Фомы Аквинского.

3. Кого в истории этики можно отнести к улитаристскому направлению?

4. Этические взгляды И. Канта.

5. Какие этические положения объединяют, а какие разъединяют учения А. Шопенгауэра и Ф. Ницше?

6. Обозначьте нравственные ориентиры творчества Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

7. Дайте характеристику этических взглядов украинских мыслителей.

 

Литература:

1. Августин А. Исповедь / А. Августин. - М.: Мысль, 1991. - 488 с.

2. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: избр. труды / Н. А. Бердяев. - М.: Московский психол.-соц. ин-т, 1999. - 224 с.

3. Бродский А. И. В поисках действенного этоса: обоснование морали в русской этической мысли XIX в. / А. И. Бродский. - СПб.: СПбГУ, 1999. - 148 с.

4. Гусейнов А. А. Краткая история этики / А. А. Гусейнов, Г. Иррлитц. - М.: Мысль, 1987. - 589 с.

5. Гуревич П. С. Этика Артура Шопенгауэра / П. С. Гуревич. - М.: Знание, 1991. - 64 с.

6. Иванов В. Г. История этики древнего мира / В. Г. Иванов. - СПб.: Лань, 1997. - 256 с.

7. Кант И. Лекции по этике / И. Кант. - М.: Республика, 2000. - 431 с.

8. Кропоткин П. А. Этика / П. А. Кропоткин. - М.: Политиздат, 1991. - 363 с.

9. Немировская Л. З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла» / Л. З. Немировская. - М.: Знание, 1991. - 64 с.

10. Очерки по истории русской этической мысли. - М.: Наука, 1976. - 263 с.

11. Перерва В. В. Этические взгляды Гегеля / В. В. Перерва. - М.: Знание, 1988. - 64 с.

12. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий: сборник. - М.: Республика, 1995. - 463 с.

13. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости: избр. произведения / А. Шопенгауэр. - М.: Просвещение, 1993. - 428 с.

14. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - С. 207-209, 287-292, 463-469, 526-531.

15. Лук М. І. Етичні ідеї в філософії України другої половини ХIХ – початку ХХ ст / М. І. Лук. – К.: Наукова думка, 1993. – 150 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.