Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика эпохи Возрождения






Этические проблемы оказались в центре внимания писателей, поэтов, философов эпохи Возрождения. Именно в это время зарождается гуманизм. Мыслители ставят вопрос о высоком предназначении человека. Их интересует человек в его реальной сущности, в его земном существовании.

Человек интересует философов эпохи Возрождения как конкретная личность с ее земными качествами и достоинствами.

Моральный идеал эпохи Возрождения враждебен средневековому аскетизму.



Виднейшим французским гуманистом был Мишель Монтень (1533 — 1592). Его этика – вариант стоицизма своего времени. Человек у Монтеня — частица вечной и изменчивой реальности. Поэтому задача человека — жить в соответствии с естественными законами природы. Высокая нравственность должна строиться на разуме с опорой на законы природы. Также человеку важно познать самого себя, особенно свои недостатки, самокритичность — одно из важнейших человеческих качеств.

Поскольку естественные законы предполагают различные варианты их реализации, человеку необходим индивидуальный опыт, свободный от диктата общественного мнения и религиозных догм. Именно индивидуальный опыт помогает человеку строить свои моральные суждения.

Указывая на двойственность нравственной жизни в современном ему обществе, где коварство сочетается с честностью, гнусность – с благочестием, Монтень подвергал сомнению нравственный прогресс цивилизации.

Образ идеального общества, основанного на упразднении частной собственности, создает в своей «Утопии» родоначальник утопического коммунизма английский философ Томас Мор (1478 — 1535). Основание нравственной реформы общества, погрязшего во всевозможных пороках, он усматривает в упразднении корня всех пороков — собственности. В отношениях между жителями Утопии царит истинная нравственность. В противоположность аскетическому нравственному идеалу церкви и народным еретическим движениям средневековья граждане идеального государства строят свою мораль на следовании природе. Добродетель они определяют как «жизнь, согласную с законами природы». Природа предписывает людям приятную жизнь, наслаждение, призывая их к взаимной поддержке и солидарности. Истинное благо заключается не во всяком удовольствии, а только в честном и мудром.

Уничтожение собственности способствует почти полному исчезновению пороков и преступлений из жизни острова Утопия.

Натуралистическую этику, исходящую не из божественного закона, а из земной природы человека, разрабатывает величайший политический мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469 — 1527). Целью человеческого существования он считает пользу. Его этические воззрения характеризуются трезвым реализмом. Абстрактных или божественных моральных ценностей не существует. Людьми движут материальные интересы. Человеческие поступки следует оценивать с точки зрения блага общества. Моральные критерии должны быть подчинены политическому идеалу, каковым для Макиавелли является сильное национальное государство. Благо государства — мерило оценки поступков государя, который может идти на любые шаги во имя государственных интересов. Признавая в людях как человеческую, так и «звериную» природу, Макиавелли призывает государя разумно использовать эту двойственную природу человека.

Мартин Лютер (1483 — 1546) — основатель этики протестантизма, ориентированной на индивидуальное иррациональное богопознание, трудовую активность и высокие моральные ценности. Он полагал, что нет двух моральных стандартов, естественного и божественного. Добро — это то, чего желает Бог; зло — это то, что осуждается Богом. Человек не может достичь спасения иначе как благодаря божественному благоволению. При этом основоположники протестантизма стремились показать людям, что их спасение — в их руках, что ответственность за жизнь человека лежит на нем самом и все зависит от его нравственных усилий. Между человеком и Богом устанавливается и ведется постоянный диалог. Это делает человека морально автономной личностью, совершающей в конкретных ситуациях самостоятельный моральный выбор. Вера воспринимается как препоручение себя Богу, который является идеалом любви и милосердия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.