Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные функции морали






Под функцией в общественной науке по­нимают роль, которую играет тот или иной социальный институт или явление в общественной жизни в целом или по отношению к какому-то другому социальному феномену.

В этике выделяют следующие функции морали:

Регулятивная функциявыступает как способ регулирования поведения людей в обществе в соответствии с требованиями морали.

Большинство теоре­тиков этической науки согласны с тем, что регулятивная функция морали является ведущей. Упоминание именно этой функции присутствует во многих определениях морали. Объектом морального регулирования выступает поведение, об­щение, отношения людей, которые направляются, регламенти­руются, организуются и корректируются теми или иными мо­ральными установками.

По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

Познавательная (гносеологическая) функцияпроявляется в том, что мораль отражает взаимоотношения людей, взаимоотношения между обществом и человеком, проявляемые в их непосредственном общении. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных ситуациях помогают сформировать модель нравственного поведения.

Воспитательная функциясостоит в том, что мораль участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Она способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других.

Если задача воспитания реализуется этической наукой не прямо и непосредственно, а через педагогическое воздействие на объект воспитания, то воспитательная функция может осуществлять­ся моралью непосредственно. В повседневной жизни, усваивая моральные установки общества, личность соответствующим об­разом формируется, воспитывается. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую.

Ценностно-ориентирующая функцияориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей, вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить нравственные оценки и линии поведения.

Оценочно-императивная функциясостоит в том, что с позиций добра и зла оценивает освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

Мотивационная функцияпозволяет человеку оценивать и, по возможности, оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы — важнейший элемент нравственного поведения личности.

Коммуникативная функциявыступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей, обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда — служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.