Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обозначение согласных букв.






В русской графике представлено 2 соотносимых ряда парных букв: глухие и звонкие согласные (б-п, з-с, в-ф).

Для обозначения твердости и мягкости есть только один ряд букв (б-б’, д-д’).

В результате необходимо использовать другие средства:

1. это «ь» - пальто, конь и др.

2. в других случаях мягких согласных обозначаются ётированными буквами (е, ё, ю, я)+и. Для обозначения j Используют букву й. Фонема < j> может передаваться разными буквами (е, ё, ю, я + и): стройка, май, судья и пр. Долгие согласные звонкие передаются при помощи написания 2-х одинаковых букв (класса, ванна…). Буква «щ» может быть перед двумя буквами (разнозчик и др.). Звук [ж’] не имеет особой буквы и передается при помощи сочетаний букв: езжу, дрожжи, дожди и др.

Вся русская графика построена на основе 2-х принципов:

Первый принцип – фонетический (спецодежда – [ц] – спецзадание [дз] --< ц>. Отражаем на письме фонемный состав слова.

Второй принцип – слоговой (буквосочетательный, позиционный). Связан с тем, как обозначаются фонемы на письме; этот принцип связан с 2-мя особенностями:

- с обозначением < j>;

- с обозначением твердости/мягкости на письме;

Этот принцип заключается в том, что фонемное соотношение может быть установлено только с учетом окружения. Слоговой принцип проявляется тогда, когда буква многозначна или передает не все содержание фонемы. Отступление от слогового принципа связаны с нарушением этих 2-х требований:

- согласные звуки перед j-содержащими буквами – твердые (кафе, фонетика и пр.).

- связано с обозначением j на письме; j на письме обозначается при помощи j-содержащих гласных (е, ё, ю, я, и); нарушением является обозначение j не при помощи j- содержащих букв: вместо е-йэ; вместо ё-йо; вместо ю-йу; вместо я-йа; (йод, район и др.).

Орфография («орфос» - верный, правильный, «графо» - пишу) – «правописание»; правило, устанавливающее единообразие способов передачи речи на письме. Русская орфография – это целая система правил написания слов. Состоит из 5 разделов:

1) передача буквами фонемного состава слов;

2) слитное, раздельное, дефисное написание слов;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) перенос слова с одной строки на другую;

5) графические сокращения;

Орфография требует соблюдения общих правил. Соблюдение этих правил ускоряет письменное общение и, наоборот, орфографически неправильное письмо усложняет понимание. Так раздел орфографии основывается на принципах, т.е. на единых требованиях к написанию слов. Каждый принцип объединяет целую группу правил.

При обозначении на письме звуков речи, пишущий не всегда затрудняется. Например, дом, мама и т.п., а вот в слове «еще» 2 затруднения – можно написать и(е), щ(ч).

Орфограмма такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных в произношении и отвечает определенному орфографическому правилу. Выделяют 2 вида орфограмм: теоретические и практические(реальные). Например, дев очк а (о – реальная, чк- реальная; а – теоретическая). Следует отличать орфографические ошибки от языковых и графических. Языковые – связаны с неправильным употреблением слов (в зависимости от пола, профессии, места и др.). Графические – связаны с неверным начертанием буквы, связаны с трудностью буквы (Э, Р, Ъ, Е, З). Описки (портфель – порфефь…).

Самым основным принципом орфографии является морфемный, как та или иная морфема ведет себя независимо от условий.

а) морфематический = морфологический+фонематический. Пиши одну и ту же морфему так, как она ведет себя в сильной позиции. Например, Дуб – дубы; вода – воды;

1) правописание проверяемых безударных гласных;

2) правописание глухих/звонких согласных;

3) правописание согласных в приставках (кроме на –з-с): -от, -над, -под, -с и т.д. Например, надстрочный.

4) написание ь в конце слов. Например, бантик, встаньте и др.

б) фонетический – пиши, как слышишь. Написание передает звуковое содержание слова.

1) написание приставок на –з, -с: -раз (-рас), -из (-ис) и др. Например, бесполезный – безбрежный и др.

2) написание гласных в приставках раз(-роз), - рас(-рос). Например, Развалить – розвальни.

3) написание и-ы после приставок на согласный. Например, Сыграть, предыстория.

4) написание и-ы после ц (ы – в суффиксах притяжательных прилагательных, в окончаниях существительных мн.ч.).

5) написание, оканчивающиеся суффиксом –ец(-иц). Например, ружьецо, мыслище и др.

в) исторический(традиционный, этимологический) – пиши, как заведено. Выбор написания не мотивирован современными русскими закономерностями.

1) непроверяемые безударные гласные. Например, сапог, собака и др.

2) непроверяемые глухие/звонкие согласные. Например, вокзал, кувшин и др.

3) все написания с чередующимися гласными (а-о, е-и, им-я).

4) употребление ь во 2 лице ед.ч. Например, видишь, говоришь, рисуешь и др.

5) написание окончаний имен прилагательных м.р. в Р.п. –ого, - его. Например, доброго.

6) суффиксов –инск, -енск.

7) написание ч, щ, в сочетании чн, щн.

г) дифференцирующие написания – позволяют различить на письме слова, формы, имеющие тождественное фонемное строение. Например, орел – орел; компания- кампания, ожёг (руку) – ожог(руки).

Современное письмо представляет собой графически отдельно написанные слова, объединенные в предложения.

Лексико – синтаксический принцип может различать слова и словосочетания. Например, долгоиграющая пластинка – долго играющая во дворе девочка;

Словообразовательно – грамматический принцип может быть применен только по отношению к существительным и прилагательныи – устанавливает дефисное или слитное написание по формальному признаку – суффикс у прилагательных, у существительных – соединенные гласные о-е.

Традиционный принцип применяется к правописанию наречий, производных предлогов. Например, в течение, в продолжении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.