Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы словообразования в СРЛЯ. Активные процессы в современном русском словообразовании.






Диахронное словообразование отражает револьные, исторические процессы создания производного слова. Синхронное словообразование отражает особенности структуры производного слова, которая определяется через отношение этого слова с производящим на том или ином этапе развития языка. В диахронном словообразовании, под способом словообразования понимается прием изменения производящего слова, в результате которого образуется новая лексическая единица. В синхронном словообразовании, понятие способ словообразования используется для ответа на вопрос: с помощью какого средства выражается словообразовательное значение?

Все современные классификации русского словообразования берут свое начало от классификации В.В. Виноградова, которую он предложил в 1951 г. в статье «Вопросы современного русского словообразования». Классификация учитывала: характер словообразовательных средств; их связь с тем или иным уровнем языка. Выделялось 4 основных способа словообразования:

Морфологический - вслед за Виноградовым, появление нового слова путем присоединения аффикса к производящей основе (весна – весенний). К этому способу также стали относить образование новых слов, соединенных 2 или более основ (лесостепь).

Морфолого-синтаксический - новое слово появляется в результате перехода слова или формы слова из одной ЧР в другую (прил. и прич. – сущ. – субстантивация; мороженое мясо, мороженое). В переходе слов из одного класса в другой, выделяется 3 разновидности: а) семантико-грамматьическое переоформление парадигмы (субстантивация); б) лексиколизация отдельной словоформы (процесс превращения языка в отдельный элемент). Случай перехода сущ. – наречия (шагом), в предлоги (в следствие);

в) семантико-синтаксическое и функциональное переоформление неизменяемых слов (наречия – предлоги: впереди, около).

Лексико-синтаксический - состоит в том, что новое слово появляется в результате объединения компонентов словосочетания, без изменения их фонемного состава (сумасшедший, умалишенный).

Лексико-семантический - появление нового слова в результате глубокого расхождения значений одного и тог же слова. Следствием этого способа являются омонимы (кулак – стиснутые пальцы; кулак - зажиточный человек). Эта классификация может быть использована в диахронном аспекте. В этой классификации к синхронным способам можно отнести морфологический; к диахронному – лексико-семантический, лексико-синтаксический, но некоторые типы слов, образованные этим способом образованы синхронным способом – сращения, которые представлены прилагательными, соотносимыми со словосочетаниями прилагательных (или причастий) + определяющие их слова (быстрорастворимый). Морфолого-синтаксический способ может относиться и к диахронному, и к синхронному. В синхронном аспекте способы словообразования могут классифицироваться по разным основаниям: 1) по типу словообразовательного форманта: аффиксальные (городской), безаффиксные (северо-запад), комбинированные (сголубоглазый); 2) по количеству производящих основ: имеющие одну производящую основу (город – городовой) и имеющие более чем одну производную основу (голубые глаза – голубоглазый); 3) по отношению к системе языка: узуальные (узус – обычай; городской) и оккозиональные (серпастый, молоткастый). По характеру словообразовательного форманта, способы делятся на: аффиксальные, безаффиксальные и комбинированные. Аффиксальное словообразование.

А) Суффиксация способ словообразования, при котором основным словообразовательным формантом является суффикс, который присоединяется к производящей основе. Им образуются слова разных ЧР. Существительные (смелый – смельчак), прилагательные (тигр – тигровый). Реже способ используется для производства глаголов (сухой – сохнуть), для наречий (тихо – тихий). Новые слова, образованные суффиксацией могут оставаться в той же ЧР, что и производящие, и могут переходить в другие (ива – ивовый; ива- ивняк), с помощью нулевого суффикса: существительные отсубстантивные (сеньор – сеньора), отглагольные сущ. (осмотреть – осмотр) – имеют значение отвлеченного действия; отадъективные – сущ. с признаками отвлеченности (тихий – тишь, новый – новь); носитель признака (бездарный – бездарь). Прилагательные отсубстантивные с общим относительным или притяжательным значением (золото – золотой, отец – отчий); отглагольные (входить – вхожий; приезжать – приезжий); порядковые числительные (пять – пятый; десять – десятый). Нулевую суффиксацию некоторые ученые называют безаффиксным способом. Иногда ее рассматривают отдельно. Б) Префиксация – показателем словообразовательного значения производящего слова выступает префикс. Наиболее распространена в образовании глаголов (играть – сыграть, заиграть, переиграть и т.п.). Реже префиксация используется при образовании существительных (деде – прадед), при образовании прилагательных (распрекрасный, бесчеловечный), наречий (недаром, навсегда), местоимений (кое-что). Префикс присоединяется к целому слову и обычно лишь уточняет значение слова, коренным образом не меняет. В) Постфиксация – показателем словообразовательного значения является постфикс. С помощью постфиксов – то, - либо, - нибудь выражается словообразовательное значение неопределенных местоимений, присоединенных к слову. Г) Префиксально-суффиксальный префикс + суффикс, которые одновременно присоединяются к основе. Используются преимущественно при образовании существительных (Приморье, Зауралье; предзимье, межсезонье). Средства против того, что названо производящей основой (антигриппин), отадъективные (заполярье); существительные, образованные от глаголов со значением количества предмета как результата действия (доить – удой; ловить – улов). Д) Префиксально – постфиксальный - (префикс, постфикс). Этот способ используется только при образовании глаголов (разбежаться, добегаться, выспаться). Принадлежность к этому способу определяется по семантическому критерию. Е) Суффиксально-постфиксальный (суффикс и постфикс одновременно присоединяются к основе слова). Например, суетиться, скупиться, дичиться. Ж) Префиксально-суффиксально-постфиксальный (префикс, суффикс, постфикс). Действует только при образовании глаголов (раскошелиться, осмелиться, перезваниваться). Безаффиксные способы:

1) Сложение основ (чистое сложение). Показателем словообразовательного значения являются: единое основное ударение (как правило, на последнем опорном компоненте); закрепленный порядок компонентов; интерфикс. Этот способ действует при образовании существительных (лесостепь, плащ-палатка), прилагательных (черно-белый), редко глаголов (видоизменять). 2) Сращение. В синхронном словообразовании этим способом образуются только прилагательные типа: быстрорастворимый, скоропортящийся. Образуются сращения на базе словосочетаний: наречие + причастие (быстрорастворимый); наречие + прилагательное (вечнозеленый); существительное + причастие или прилагательное (фторсодержащий). Сращение отличатся от словосочетания тем, что имеют единое ударение и закрепленный порядок частей. Обычно сращение не является простой суммой значений слов, словосочетаний, а обозначают нечто своеобразное. Это отражается в их сочетаемости с другими словами (быстрорастворимый(кофе, сахар), долгоиграющая(пластинка)). 3) Аббревиация – способ словообразования, объединяющий все типы сложносокращенных и сокращенных образований. Шанский считает, что аббревиация и сложение сокращенных основ – принципиально различные способы. Он понимает под аббревиацией – простое сокращение слова до звукового комплекса (гектар – га, специалист – спец). Разновидности аббревиатур: - буквенные – состоящие из названий начальных букв, входящих в исходное словосочетание (МГУ, МТС); - звуковые – состоящие из начальных звуков слов, входящих в исходное слово (вуз,); - слоговые – аббревиатуры, состоящие из начальных частей (завхоз, профком); - смешанного типа - состоят из начальных частей слов и начальных звуков (гороно); - аббревиатуры, состоящие из начала одного слова и начала, и конца, или только конца второго (эскадренный миноносец – эсминец; мотоцикл – велосипед – мопед); - аббревиатуры, состоящие из начальной части слова + целое слово (запчасти, сантехника). 4) Усечение (сокращение) безаффиксный способ словообразования, где словообразовательным средством выступает усечение производящей основы по аббревиатурному типу вне зависимости от границ морфем (зав – заведующий, афган – Афганистан). Иногда сокращение сопровождается суффиксацией (вел ик, тел ик). 5) Конверсия – переход слова из одной части речи в другую. В СРЯ конверсия действует активно при образовании существительных, мотивированными по смыслу и по форме прилагательными и причастиями. Этот вид называется субстантивацией. Парадигма мотивированного слова преобразуется количественно и качественно (согласовываются флексии прилагательных или причастий, преобразуются в независимые флексии существительных). Существует более широкое и узкое понятие субстантивации. Грамматика 70 понимает широкое понятие (пельменная – субст. сущ.)., а Шанский понимает более узкое 9по его мнению, такие слова: шашлычная, пельменная, образованы морфологическим путем). Считает, что к субстантивным принято относить те существительные, которые признавались в результате эллипсиса или опущения имени существительного. Опускаться могут: существительные, называющие родовые понятия (человек, «русский человек» - русский). Не всегда можно точно определить отрицательное существительное (дежурный). В одних случаях субстантивация носит устойчивый характер – сущ. прочно входит в состав языка. Иногда вытесняют существительные, соотносящиеся по семантике (знакомый – знакомец, слепой – слепец). От субстантивных слов нужно отличать слова, появившиеся в результате калькирования (насекомое, вселенная). Комбинированные способы:

1) Сложно – суффиксальный – показателем словообразовательного значения сложного слова одновременно являются: фиксированный порядок слов, частей, основное ударение, суффикс. Этим способом образуются существительные (редкий лес – редколесье), прилагательные (разный цвет – разноцветный). Большое количество слов имеют нулевой суффикс (косить сено – сенокос). Нужно отличать слова, образованных другими способами (водопровод – система, по которой проводится вода(сложно-суффиксальный), водопроводчик (суффиксальный). 2)Сложно-префиксальный – показателем словообразовательного значения сложного слова одновременно является фиксированный порядок слов, основное ударение, префикс. Представлен единичными глаголами (умиротворить, оплодотворить). 3)Сложно-префиксально-суффиксальный – представлен небольшим количеством слов (по вседневный, по всеместный, сногшибательный). 4)Универбация (конденсация) – способ образования производных слов на базе словосочетания. Словообразовательными средствами выступают сечение одной из основ слов в словосочетаниях, опущение второго слова и одбавление суффикса к усеченной основе (зачетная книжка – зачетка).

По отношению к системе языка, способы словообразования делятся на: узуальные (узус -2обычай», слова, принятые языковой системой, известные многим). Им противопоставлены неузуальные, т.е. нетиповые, необычные; они делятся на 2 типа: 1) слова потенциальные, т.е. слова, созданные как естественная реализация возможностей языковой системы; 2) слова, созданные с нарушением закономерностей, действующих в системе словопроизводства (оккозиональные). Потенциальные слова – слова, которые могут быть произведены по образцу продуктивных словообразовательных типов. Время их появления в языке установить трудно, и не всегда понятно, новые это слова или давно известные. Они лишены фразеологичности. Оккозиональные слова – употребляются в определенном контексте, осознаются как индивидуально-авторские слова, всегда необычны. Могут быть произведены по образцу продуктивных словообразовательных типов, но с нарушением условий их образования (сирень – сиренинька). Могут образовываться по образцу непродуктивных типов (беситься).

16. Морфонологические явления СРЯ: чередование, интерфикация, наложение, усечение производящей основы.

Морфы при объединении их в слове взаимоприспосабливаться; в них могут происходить фонетические или звуковые изменения. Эти изменения называют морфологическими, их изучает раздел языкознания – морфонология (раздел языкознания, изучающий использование фонологических средств в словоизменении и словообразовании). Термин «морфонология» образовался из морфонологии. Морф – минимальная значимая единица текста или слова. Они тождественны по значению (творог – творож енный). Как область языкознания, морфонология начала складываться в 19в. Основоположником морфонологии считают: И.А. Бодуэна де Куртене, Н.С. Трубецкого (ему принадлежит термин «морфонология»), О.С. Ахманова, Е.А. Земская и др. Важнейшая задача – изучение и установление правил соединения морфов в слове, т.е. условия их взаимного приспособления. Типы морфологических явлений: чередование – конец одного морфа приспособляться к началу другого. Морфология рассматривает чередования, независимые от современных фонетических условий. Морфонология – изучает чередования, определяемые грамматическими позициями (в кругу – кружу). Исторические чередования в СРЯ имеют разные функции: 1) действующие морфонологические чередования – такие, которые обязательны при словообразовании и словоизменении. Это наиболее важный разряд исторических чередований. 2) пережиточные чередования – необязательные при словообразовании, но наблюдаемые в старых образованиях. 3) бывшие чередования, превратившиеся в простое соотношение разных звуков. Чередование согласных.

1) чередование заднее-небных (г, к, х)) и шипящих (г-ж, к-ч, х-ш) было вызвано переходом заднеязычных в шипящие перед гласными переднего ряда, а также j. Является морфонологическим в следующих образованиях: а) в уменьшительных суффиксах с –ок, -к (дру г – друж ок, бо к -боч ок); б) в существительных с суффиксами увеличительности – ищ (друг – друж ищ е); в) в существительных с уничижительным –ишк (нога – нож ишк а); г) в существительных с уничижительным – онк (нога – нож онк а); д) в существительных с увеличительным – ин (бык – быч ин а); е) в существительных с суффиксом единичности (жемчуг – жемчужина, горох – горошина); ж) в существительных с суффиксом отвлеченности (убогий – убожество); з) в прилагательных с суффиксом – н (нога – ножной); и) в прилагательных с суффиксом – ист (пух – пуш ист ый); к) в притяжательных прилагательных с суффиксами –ий, - й (враг – вражий, волк – волчий); л)

в глаголах с – и (друг – дружить); м) в причастиях прошедшего времени страдательного залога (испек – испеченный). 2) чередования заднеязычных (г, к, х) и (з, ц, с) было вызвано переходом заднеязычных в свистящие перед гласными переднего ряда (друг – друзья, княгиня – князь). 3) чередование [ц] и [ч] результат разных процессов. Морфологическим является: а) существительных с уменьшительным суффиксом – к (птица – птичка); б) в прилагательных с – н (лицо – личный); в) в прилагательных с – ий, - й (птица – птичий); г) чередование ск//щ; зг//жж; д) чередование ст//щ; зд//жж; е) чередование сш//зж; ж) чередование т//ч; д//ж; з) чередование губных согласных с губными + л: п//пл; б//бл; м//мл; в//вл; ф//фл. Обусловлены действием j. Эти чередования являются морфонологическими: 1) при образовании глаголов несовершенного вида с суффиксом – а (угостить – угощать); 2) при образовании формы 1-го лица (простить – прощу); 3) при образовании страдательных причастий прошедшего времени (купить – купленный); и) чередование л//л’ (село – сельский); к) чередование гласных встречаются реже. Морфонологические чередования гласных. (о//е//с нулем зв.) о, е//с нул.зв. с суффиксом – ок (порошок – порошка); -ец (комсомолец – комсомольца); в кратких формах прилагательного с –н (свободен – свободна). Пережиточное чередование встречается в ряде корней (шел – шла, бей – бью). Чередование ударных о//а. При образовании глаголов многократного действия с –ива (поздно – опаздывать).

Интерфикация - использование незначимого (ассемантического элемента), устраняющее нетипичное сочетание фонем. Может использоваться в нескольких позициях: между производящим словом и суффиксом (например, после основы, оканчивающейся на гласный перед суффиксом, начинающегося гласным, употребляется интерфикс, начинающийся на согласный (жить – жи (л)ец). Если производящая основа не типична для русского языка, то и после основы на гласный перед суффиксом, начинающимся с согласного, может использоваться интерфикс (кафе – кофе(й)ня). После производящей основы, оканчивающейся на группу согласных, перед суффиксом, начинающимся с согласного, используется интерфикс, начинающийся с гласного (вуз – вуз(ов) ск ий). Также принято выделять как интерфиксы соединительные гласные в сложных словах; самый продуктивный – (о), (е), есть – (и), (у), (ух) (пят(и)этажный, дв(ух)сложный, дв(у)слойный) – потому что они не указывают на Р.п. и являются неизменными компонентами слов. Вопрос об интерфиксах в науке решается неоднозначно. Сравним точку зрения Земской и Лопатина. Лопатин говорит о возможности отнесения «так называемых интерфиксов» (интерфиксы между основой и суффиксами) к левому или правому морфу», т.е. либо к корню, либо к суффиксу. Если эти элементы можно отнести к корню – наращение корня (пе (в) ец – Земская; пев ец – Лопатин). В сложных словах Лопатин также не выделяет интерфиксы, считает их морфемами, а не незначимыми частями. По его мнению, соединительные гласные указывают на связь основ в структуре сложного слова, следовательно, являются носителями синтаксического словообразовательного значения. Он уподобляет соединительные гласные служебным словам, союзам или предлогам. Если на основе сочинительной связи, то уподоблены соединительному союзу (уралосибирский; о – союз; западносибирский; о – предлог).

Наложение морфов (интерфиренция, аппликация, совмещение) – совмещение конца одного морфа и начала другого. Это явление происходит тогда, когда на стыке производящей основы и словообразовательных аффиксов (чаще суффиксы). Происходит сочетание одинаковых звуков, совпадающих в звуковом отношении части морфем, как бы накладываются друг на друга. В фонетике это явление называется гаплологией (выкидка звука или сочетаний звуков) (розоватый, лиловатый, образ. от основы розовый, лиловый). Чаще происходит на стыке производящей основы и суффикса (Шадринск – шадринский). Может происходить на стыке двух основ в сложных словах, но в этой позиции наложение является факультативным (крас ноносый – красный нос). Редко встречается наложение на стыке приставки и корня (расчет, приду). В большинстве случаев наложение не происходит (соотчет). Наложение морфов объясняется фонологически. Оно происходит, если на морфемном шве сталкиваются: 1) два тождественных слога; 2) две тождественные гласные фонемы (лерм(о)нтовед – Лермонтов + вед); 3) два тождественных сочетания согласных (Челябин ск – челябин ск ий; ск + ск). При встрече тождественных согласных фонем наложение не происходит (вагон – вагонный; юный натуралист – юннат).

Усечение производящей основы. Производящая основа может входить в состав производного слова не целиком. Обычно усечение происходит при прибавлении суффикса к основе. Усечению подвергаются основы разных ЧР: существительных, глаголов, наречий. Как правило, усекается конечная часть основы, которую называют финалью. Усечение происходит для того, чтобы избежать нетипичного скопления звуков.

Усечение основ существительных: может усекаться конечная гласная основы несклоняемого сущ. (кенгуру – кенгуре н ок); могут усекаться основы сущ. на согласный (утка – утенок; усекается к); может усекаться сочетание звуков (гласная + согласная) (губерния – губернатор, усек. сочетание). Усечение основ прилагательных: душный – духота, усек. – н. При образовании слов от основ существительных и прилагательных, в словах одного и того же словообразовательного типа встречаются как основы с усечением, так и без усечения (рысь – рысенок). При образовании слов от основы глагола, у слов одного и того же словообразовательного типа, усечение или неусечение основы происходит одинаково (лгать – лгун). В редких случаях усекается префиксальная часть. Это происходит при образовании сложных существительных с нулевым суффиксом и суффиксоидом – вод (пчело вод, садо вод). Некоторые ученые к числу морфонологических относят и изменения места ударения при словообразовании (Немченко: море – морской). В одном и том же слове может присутствовать несколько морфонологических изменений (медвеж(а)т ин а: д//ж, перемена места ударения; суффикс – ин; интерфикс – (а)).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.