Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Краткие сведения из истории русской лексикографии. Теоретические основы лексикографии. Типы словарей.
Лексикография - раздел языкознания, в котором исследуются проблемы теории и практики составления словарей. Словарь – справочная книга, которая содержит краткие сведения о словах и их значениях, а также дает и другую информацию. В своем развитии лексикография прошла 3 этапа: 1 этап – лингвисты называют дословарным, с 11-15 вв., когда словарей еще не было, но к рукописным книгам прилагался список малопонятных слов. 2 этап – ранний словарный, с 16-18 вв., т.к. в это время появляются первые опыты составления словарей. Например, Словарь Лаврентия Зизания по названием «Лексис». Он включал около 1 тыс. слов. В него входили в основном старославянские и иноязычные слова и толкования из значений. В начале 17 в. в Киеве были издан словарь Памвы Берынды, в него входило около 5 тыс. слов. В Петровскую эпоху наиболее извесным был словарь Федора Полекарпова «Лексикон триязычный». Завершается этот этап изданием в конце 18 в. 6-ти томного словаря Академии Российской. 3 этап – включает издание словарей, начиная с 19 в. по сей день. В этот период лексикография превращается в ведущую отрасль, когда издаются словари различного типа, развивается не только практика, но и теория составления словарей. Теория лексикографии включает 3 основных проблемы: 1) принципы расположения языкового материала в словарях; 2) характер словарной статьи; 3) типы словарей; Главным принципом расположения материала в словарях – алфавитный. Иногда, реже используется – гнездовой (в словообразовательных словах (однокоренные)). Словарная статья - представление слова, его семантики и другой информации в словаре. Она включает следующие компоненты: слово-заголовок; значение слова; дополнительная информация о слове (грамматическая характеристика, стилистические пометы и др.); иллюстрированный материал. Первую научную типологию словарей предложил Л.В.Щерба в 40-е гг.20 в., в дальнейшем она была дополнена. Современные словари делятся: на энциклопедические и лингвистические (филологические). К энциклопедическим относятся: Медицинская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь и др. В них объясняются реалии (явления, предметы, лица и т.п.). В лингвистических дается информация о словах (фразеологизмах, словосочетаниях, морфемах и т.п.). Словари делятся на: одноязычные и двуязычные (переводные), англо-русский словарь и т.п., а также триязычные). Лингвистические словари делятся на: толковые и аспектные. Толковые словари – справочники, в которых дается толкование слова, т.е. раскрывается его семантика. Наиболее известными толковыми словарями, изданными в 19 в. являются: Словарь церковно-славянского РЯ; Словарь В.И.Даля Живого великорусского языка. В 20в. наиболее известными толковыми словарями являются: Толковый словарь РЯ под ред. Ушакова (4 т.); Словарь РЯ Р.И.Аванесова; словарь СРЛЯ (17т.) и Словарь РЯ (4 т.). Эти словари в конце 20в. были переизданы. 17-ти томный словарь в настоящее время издается в 20-ти томах, а словарь С.И.Ожегова после его смерти переиздает Н.Ю.Шведова. Аспектные словари – включают слова и другие языковые единицы в том или ином аспекте (в виде отдельных парадигм: синонимические, антонимические), в аспекте истории и происхождения слов (исторические или тематические), по сферам распространения слов (диалектные, сленговые и др.). Исторические словари - отражают лексику определенных исторических эпох. Например, Словарь древнерусского языка. Этимологические словари - объясняют происхождение слов: Фасмор, Этимологический словарь РЯ, переведенный с немецкого и изданный в 4-х томах О.Н.Трубачовым. Диалектные словари - включают лексику определенных регионов. Словарь русских народных говоров под ред. Филина; Словари иностранных слов - характеризуют слова, заимствованные из других языков. Словарь иностранных слов под ред. Лехина, Локшиной, Петрова; В конце 20в. появились словари: Комлева, Словарь новых иностранных слов. В словообразовательных и морфемных словарях приводятся сведения о строении слов. Тихонов Словообразовательный словарь РЯ; Кузнецова, Ефремова, Словарь морфем РЯ; Есть словари правильности русской речи: Орфоэпический словарь РЯ под ред. Аванесова и Словарь трудностей, РЯ Розенталь, Теленкова; Во фразеологических словарях представлены сведения об устойчивых, воспроизводимых идиомах РЯ: Словарь фразеологических слов РЯ, Молотков; Лингвисты издают и словари языка писателей: Словарь языка Пушкина А.С. (4 т.). Есть также словари: частотные, обратные, ономастические, сокращений. Школьные словари – предназначены для учащихся. Они ориентированы на школьную программу, учитывают уровень знания школьников, они отличаются меньшим количеством их материала. До 60-х гг. главным и единственным оставался Орфографический словарь, Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков. С 1970Г. в школьные учебные программы был введен новый раздел курса РЯ лексикологии, позднее фразеологии, что стимулировало издание школьных словарей: Лапатухин, Скорлуповская, Сметова, Школьный толковый словарь РЯ под ред. Филина; Панов, Текучев, Школьный грамматико-орфографический словарь РЯ; Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь РЯ; Одинцов В.В.и др. Школьный словарь иностранных слов; Львов М.Р. Школьный словарь антонимов РЯ; Издаются и другие типы словарей для школы, а также переиздаются многие из тех, которые получили большое распространение в школьной практике. Морфема как единица языка и как часть слова. Классификация морфем. Исторические изменения морфемного состава слова. Опрощение, его типы. Причины опрощения. Переразложение. Усложнение. Морфемика как раздел языкознания изучает морфему, как языковую единицу, дает ее общую характеристику, классифицирует морфему по разным основаниям, изучает основу слова, правила сочетаемости морфов в слове, занимается морфемным анализом слов. Понятие и термин «морфема» были предложены И.А. Бодуэном де Куртене в 1881г. Фонема – минимальная и незначимая единица языка, а морфема – значимая. Способы определения значений морфем. 1) Подбор слов с той же морфемой и выявление семантически тождественной части. 2) Сопоставление проводного и производящего слов и определение значения, присоединенной морфемы. Например, дом ик – дом. Слово и морфема – двусторонние единицы языка, т.е. имеют значение и план выражения. Знаменательное слово выражает понятие, выполняет номинативную функцию, а морфема не выражает отдельного законченного понятия. Например, корневая морфема указывает только на понятийную область, номинативной функции нет. Слово грамматически оформлено, принадлежит к какой-либо ЧР, имеет грамматическое значение, а морфема грамматически не оформлена. Слово обладает синтаксической самостоятельностью, а морфема нет. Морфема – минимальная, далее не делимая часть слова. Но не все ученые считают такое определение достаточно точным. В русском языке есть слова, которые не делятся на морфемы (кашне, теперь, уже и др.), отсюда предлагается другое определение морфемы: Гвоздев, Ахманова, Земская и др. определяют морфему как минимальную, значимую единицу языка. Важнейшие признаки морфемы: 1) наличие материального (звукового) оформления/плановыражение; 2) наличие значения (планосодержание); 3) нечленимость (неспособность делиться на более мелкие части). Морфема – единица, обладающая звуковым оформлением. Основной вид морфем в РЯ – типовые. Типовая морфема обладает следующими признаками: значением; материальной выраженностью; повторяемостью. Большая часть морфем в РЯ типовые. Например, крас от а, крас ивый. Уникальный (единственный, исключительный). Уникальные морфемы отличаются от типовых неповторяемостью. Уникальные аффиксы принято называть унификсы. Например, дет вор а, коз ел. По словам Тихонова около 22 слов имеют уникальные морфемы. Обычно унификсы занимают позицию суффикса. Например, маск арад, жен их. Уникальные аффиксы можно подразделить на 2 группы: уникальные по форме; уникальные по форме и значению; Например, фран ц уз – уникальный по форме, но не уникален по значению. Нулевые морфемы выделяются как единицы, обладающие значением, но не имеющие материального выражения. Например, сон – нулевое окончание, т.к. в др. формах этого слова значение числа и падежа выражены флексиями: сна, сну, о сне, снам и т.п. Впервые нулевые морфемы были выделены А.И. Бодуэном де Куртене. Критерии выделения морфем: наличие значения и противопоставленность материально-выраженным морфемам в парадигматическом ряду. Нулевые морфемы – результат исторического развития РЯ. Их появление было вызваны фонетико-морфологическими процессами (сущ. м.р. типа волк, гость, кость и др.; ж.р. – степь, ночь и др.) имели до завершения процесса падения редуцированных гласных имели материально- выраженные окончания. Нулевыми в РЯ могут быть окончания, суффиксы (как формообразующие, так и словообразовательные). Нулевой словообразовательный суффикс встречается в форме ед.ч. м.р. прошедшего времени и сослагат. накл. у глаголов на согласный (нес, вез, погиб). Нулевой суффикс выделяется потому, что во всех формах прош. вр. и сослаг. накл. есть материально выраженный суффикс (испек, испекла, испекли бы). А у гласных с основой на гласный, суффикс л сохраняется и в форме м.р., ед. ч. «пек – брал». Под морфемной структурой слова - взаимосвязь составляющих его значимых частей, т.е. морфем, расположенных в определенной последовательности, связанных меджу собой по определенным законам языка. Морфемная структура слова определяется взаимоотношением данного слова с другими родственными словами, именно по сопоставлению с родственными словами определяется количество морфем в слове и их границы. В ходе исторического развития языка сложившиеся первоначальные взаимоотношения между родственными словами могут меняться, поэтому происходят и изменения в структуре слова. Например, количество морфем, передвижение границ между морфемами или меняется значение и функции морфемы. Начало изучения изменения в морфемной структуре слова было положено в конце 19в. И.А. Бодуэном де Куртене, Н.В. Крушевским, В.А. Богородицким. Опрощение – языковой процесс, в результате которого слово с производной основой превращается в слово с непроизводной основой в следствие слияния аффикса с корнем. Это наиболее распространенный процесс из всех изменений в структуре слов. Термин «опрощение» в научный оборот ввел Богородицкий. Крушевский предлагал назвать «интеграцией». Опрощение может происходить: в позиции между приставкой и корнем. Раньше это был момент столкновения дня и ночи (су тк и); нерях а – не рях я: сущ. слово «ряха» в некоторых диалектах; опрощение происходит на стыке корня и суффикса. Например, важн ый, важ н ый слово было образовано от сущ. «вага» - «вес». Причины опрощения: 1) нарушение семантической и словообразовательной связи между производным и производящим словом. Например, опешить (растеряться). Образовано от прилагательного – пеший. Ошеломить (удивить)-сбить шлем. 2) выпадение из словаря производящих слов. Например, важный утр. слово «вага»; сдоба утр. слово «дабы» - хорошее что-то; 3) фонетические изменения, затемняющие морфемную структуру. Например, дотошный-доточный. Степень опрощения может быть разной. Существует полное и неполное опрощение. При полном – происходит абсолютное слияние аффикса с корнем, слова не сохраняют следов былой членимости. Например, орел – родственное слову –«орнис» - «птица»). Переразложение – языковой процесс, в результате которого в составе производного слова звуковой элемент одной морфемы отходит к другой морфеме, передвигаются границы между морфемами. Примером переразложения может служить переход тематических гласных основы в окончания (сидите). При переразложении может происходить поглощение одной служебной морфемы другой служебной же морфемой. Например, мал ют к а. Причины переразложения: 1) выпадение из словарного состава РЯ соответствующих производящих слов; 2) переразложение может происходить также под влиянием морфемной структуры слов более продуктивных типов. Например, греш ник – грешить, если от прил. Грешный – греш н ик. Позиции переразложения: 1) на стыке между производящей основой и словообразующим суффиксом; 2) на стыке префикса и производящей основы (обес силить). Переразложение дает РЯ новые аффиксальные морфемы. Усложнение - языковой процесс, противоположный переразложению, в результате которого слово с нечленимой основой или ранее непроизводной превращается в членимую и производную основу. Усложнение также называют редеривацией, рекалпозицией или обратным словообразованием. Этому процессу подвергаются слова иноязычного происхождения (из голланд. яз. было заимствовано слово «зонтик»). Под влиянием слов типа «домик», «столик», «носик» по аналогии стал выделяться суффикс –ик; из польск. яз. заимств. «фляжка»; по аналогии русск. «бумажка». Причины усложнения: 1) наличие в РЯ словообразующих морфем, совпадающих по звуковому составу с частями заимствованных слов, и как результат этого влияния производных слов с такими морфемами настроения непроизводных заимствованных слов (фляжка, зонтик). 2) наличие в РЯ нескольких заимствованных слов, осознаваемые, как родственные (почтамп). Благодаря усложнению, РЯ обогащается иноязычными аффиксами. По признаку обязательности/необязательности в составе слова, все морфемы делятся на корни и аффиксы. Обязательными являются корни, а аффиксы – необязательные (факультативные морфемы в составе слова). В научной и учебной литературе обычно отмечается, что корень – это главная и обязательная часть слова; центральная часть слов. О значении корня ученые говорят так: «выражает лексическое значение (Тихонов А.К.). Немченко отмечает, что корень выражает основное лексическое значение. Например, учитель – человек, который учит и делает это профессионально. В.В. Лопатин определяет корень, как центральную морфему слова, обязательно присутствующую в каждом слове и заключающую в себе основной элемент значимости слова. Отличительные признаки корня: - центральная (главная, стержневая) часть слова; - заключает в себе основной элемент лексического значения; - обязательная часть слова (слов без корней не бывает); - корневые морфемы повторяются во всех родственных словах и во всех грамматических формах изменяемых слов; - незакрепленное в слове; - большинство корней могут употребляться свободно, т.е. без словообразовательных аффиксов, основа в этих случаях равна корню (лес, сад и т.п.), аффиксы без корня употребляться не могут. Типы корней: В СРЯ есть свободные и связанные корни. Впервые понятие связанной основы было дано Г.О. Винокуром. Связанные корни никогда ни в одном слове в СРЯ не равняются основе слова (при бав ить, от бав ить…). Связанные корни называют радиксоиды (радис – корень). Причины, связанные с возникновением связанных корней: - семантическое расхождение производящего и производного слов; - усложнение структуры заимствованных слов (энтузиазм – энтузиаст). Свободные корни могут употребляться без словообразовательных аффиксов, но они не всегда употребляются без них, но продолжают оставаться свободными (зажгу + свободный, т.к. есть слова жгу = основе). Типы корней по значению: - корни с предметным значением (лес – лесной – перелесок – обезлесить). - корни с процессуальным значением (лететь – летчик – летучий – летун). - корни с признаковым значением (краснеть – краснота – покраснение). - корни с количественным значением (пять – пятак – пятерка – впятером – пятидесятый). Аффиксоиды. К корневым морфемам относятся аффиксоиды (от греч. «похожий») – это морфемы переходного типа. Являясь корневыми, они по своим функциям являются аналогичными аффиксами. К ним относятся компоненты сложных и сложносокращенных слов, повторяющиеся с одним и тем же значением в целом ряде (китаевед – китаист). Аффиксоиды делятся на суффиксоиды и префиксоиды, суффиксоидов в РЯ больше. В РЯ есть аффиксоиды со значением действующего лица (-вод, -вед; -вед – в словах, обозначающих специалистов в той области, которая названа первым в слове (искусствовед, краевед и др; -вод – человек, занимающийся разведением (садовод, овцевод и др.; -роб (хлебороб, землероб и др); Со значением действующего предмета: - мер (секундомер, водомер), -воз (тепловоз), - мёт (пулемет), -ход (пароход), - рез (стеклорез), - град (Волгоград), - гор (-ск) – Магнитогорск, Белогорск, Пятигорск. Префиксоиды: полу - (имеет 2 значения: половина и приблизительно (полуфинал, полукруг и т.п.). Основные признаки аффиксоидов: - все аффиксоиды являются регулярно воспроизводящими морфемами; - обязательно выступают в роли корневых морфем в простых словах, т.е. несложных.
14. Предмет словообразования. Дифференциальные признаки производного слова и критерии определения мотивирующего слова. Комплексные единицы словообразовательной системы: словообразовательный тип, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо. Словообразование как самостоятельный раздел науки, выделилась в языкознании сравнительно недавно (в 60-е гг. 20в.). Вопросам словообразования уделялось внимание в грамматиках Мелентия Смотрицкого, М.В.Ломоносова, А.Х.Востокова и др. Термин «словообразование» имеет несколько значений. Словообразование – 1) образование слов, называемых производным на базе однокоренных слов по существующим в языке образцам или моделей с помощью различных способов; 2) раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, строения и функционирования производных слов. Например, стол – в сря – непроизводное, столовый – производное. Для именования этого раздела используется термин дериватология (дериват с лат. – производное слово. Наука о производных словах). Для обозначения процесса образования новых слов используется термин деривация. Комплексные единицы словообразовательной системы. Основной единицей словообразовательной системы является производное слово, но кроме этой единицы, в словообразовательной системе языка можно выделить и другие единицы, большие или меньшие, чем производное слово. Словообразовательная пара – два однокоренных слова или слово и словосочетание, которые находятся в отношениях словообразовательной производности. Например, пароход – пароходство; победитель – победительница. Это самая маленькая единица. Словообразовательная парадигма – совокупность всех производных слов, непосредственно мотивированных одним и тем же производящим. Например, первый: перв ичн ый, перв(ен) ств о, перв(ен) ец, во -перв ых, в перв ые, с перв а и др. Словообразовательные парадигмы разных слов могут значительно отличаться по объему от других слов. Например, цирконий – циркони ев ый. Само понятие словообразовательная парадигма было использовано с опорой на морфологическую парадигму. Объем парадигмы связан с лексическим значением производящего слова, со степенью значимости. Разветвленные словообразовательные парадигмы могут распадаться на блоки, включающие слова одной части речи. Например, субстантивный, глагольный, наречный блоки и др. В парадигмах есть черты сходства и отличия. Наибольшее сходство наблюдается у слов одной и той же части речи, и одной и той же лексико-семантической группы. В одной лексико-семантической группе может наблюдаться как сходства и различия, одни и те же словообразовательные значения могут иметь разные сходства выражения. Словообразовательная цепь - ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной производности. Исходное слово цепи является не производным словом. В словообразовательных цепях отражается ступенчатый характер русского словообразования, т.е. постепенно присоединяются словообразовательные аффиксы к производящей основе. Впервые ступенчатый характер словообразования обратил Г.О. Винокур в статье «Заметки по русскому словообразованию». Например, мораль – мораль н ый – моральн о – аморально. В РЯ также встречаются черезступенчатое словообразование, т.е. такое словообразование, при котором в цепи отсутствует какое-то звено, типичное для системы языка; в этом случае словообразовательные отношения возникают между несмежными звеньями. Например, монофтонг изация или дифтонг изация [ja]. Словообразовательное гнездо – упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующаяся общностью корня. Исходное слово гнезда или вершина, как правило, непроизводное слово. В гнезде располагаются по иерархическому принципу. В гнезде могут быть представлены разные отношения между словами. 1) отношения словообразовательного соподчинения – все производные слова относятся к одному производящему. Например, лодка: лодоч к а, лодоч ник, лодо чн ый, лодч онк а, подлодка, мотолодка. 2) отношения последовательного словообразовательного подчинения. Например, астронавт – астронавтика – астронавтический. 3) отношения смешанного характера, т.е. есть отношения и соподчинения, и подчинения. Например, хрусталь: хрусталь н ый, хрустальчик, хрустально, хрустальность. Определяется степень производности. Производное слово, образованное от вершины, будет иметь 1 степень и т.д. Словообразовательное гнездо – совокупность всех парадигм в целом. Словообразовательный тип – схема строения производных слов, характеризующихся общностью трех элементов. 1) частью речи производящего слова (слова одного и того же словообразовательного типа образованы от основ одной и той же части речи). 2) формальным показателем, отличающим производное слово от производящего (у слов одного и того же слвообразовательного типа одинаковые словообразовательные средства). 3) одинаковые смысловые отношения между производными и производящими словами. Например, учит ель – человек, который учит и делает это профессионально. Словообразовательные типы классифицируют по разным основаниям: а) в зависимости от того, относится ли производное слово к той же ЧР, что и производящее или переходит в другую ЧР, различают: транспозиционные и нетранспозиционные типы. Это деление проводится только для лексических дериватов. б) по видам (типам) значения6 модификационные и мутационные. Модификация – видоизменение предмета, явления, не затрагивающее его сущность, следовательно, модификационные типы – это такие типы, производные слова которых являются лишь каким-то видоизменением производящих слов. К этим типам принято относить: существительные, прилагательные, наречия с суффиксами субъективной оценки (двор – дворик, добрый – добренький); сущ. со значением собирательности (студент – студенчество) и единичности (виноград – виноградина); сущ. Со значением не взрослости (кот – кот енок, лиса – лис енок)., а также относятся глаголы, которые выражают количественно-временные способы действия (болтать – поболтать, молчать – помолчать). Мутационные типы (изменения) производные слова, обозначающие нечто иное. Производные слова этих типов разнообразны по словообразовательной семантике (читать – читатель). Слова, относящиеся к мутационным словообразовательным типам, могут относиться к той же части речи, что и производящие и к другим частям речи. Словообразовательные типы отличаются друг от друга степенью регулярности (повторяемостью) повторяемостью формальных и семантических отношений (влажный – влажность) – тип регулярный. Словообразовательные типы различаются по продуктивности (его способность служить образцом для производства слов). Продуктивные словообразовательные типы являются не замкнутыми, а тип, по которому не образуются новые слова является непродуктивным. Словообразовательная модель; модель – морфонологическая разновидность внутри словообразовательного типа (черный – черн оват ый, розовый – роз оват ый). Словообразовательная категория – единица более абстрактная и сложная, чем словообразовательный тип. Формируется совокупностью словообразовательных типов с одинаковым словообразовательным значением, но с разными формальными средствами выражения этого значения (пляс ун, прыг ун, бегл ец, плав ец). Словообразовательная пара. Члены словообразовательной пары – производящее и производное – связаны между собой и формально, и семантически. Производное слово выступает в корреляции как зависимый член. Формальная зависимость второго члена корреляции от первого проявляется в том, что в производном представлено производящее материально. В формальном отношении производное представляет собой сочетание производящего и форманта. Значение производного формируется на базе семантики производящего. Семантическая общность однокоренных слов базируется на конкретных лексических значениях, свойственных производящим словам словарного гнезда. К словообразовательным парам могут относиться только такие образования, которые имеют общие элементы в семантике производящих и производящих должны быть выявлены и охарактеризованы через определенные внешние показатели, реальные связи слов.
|