Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства наглядности в обучении русскому языку.






Наглядность – важный дидактический принцип. Он опирается на чувственное познание. Способствует образованию у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия явлений. В нашем случае – явление языка. Средства наглядности используются для решения следующих задач:

1) для мобилизации психической активности учащихся;

2) для введения новизны в учебный процесс;

3) для выделения главного в учебном материале и его систематизации;

Средства наглядности могут использоваться учителем на всех этапах обучения.

Все средства наглядности делятся на 3 группы (Баранов):

- средства зрительной наглядности;

- средства слуховой наглядности;

- средства зрительно-слуховой наглядности;

Средства зрительной наглядности:

Экранные приводятся в действие с помощью технических средств и воспроизводятся на экране. К ним относятся: транспоранты, диафильмы, диапозитивы (слайды).

Транспоранты – один из видов подвижных таблиц. Обеспечивают подачу материала определенными порциями. Содержание материала наносится на пленку, которая показывается с помощью кадоскопа.

Диафильмы – помогают уточнить, разъяснить, обобщить или даже расширить знания по различным языковым и речевым темам.

Диапозитивы – по своим возможностям близки к диафильмам. Кадры не смантированы, их легко можно варьировать в зависимости от задачи. Используются на уроках развития речи. Методические рекомендации по использованию. Подготовить аппаратуру; определить цель демонстрации диафильма или диопозитива; продумать их место в структуре урока; определить характер заданий; соотнести их с вопросами и заданиями, которые даны в самом диафильме или диапозитиве; организовать просмотр; организовать работу по предварительно данным вопросам и заданиям.

Печатные- (таблицы). Таблицы по содержанию делятся на языковые и печатные. Языковые могут быть: фонетическими, лексическими, орфоэпическими, пунктуационными. Основная их цель – раскрыть закономерность, которая лежит в основе понятия или правила, помочь запомнить учебный материал, научиться применять понятия и правила на практике.

Речевые – с их помощью организуется работа по обогащению словарного запаса учащихся. Разновидностью служат демонстрационные карточки, на каждой пишется по слову, в совокупности они составляют речевые таблицы. В речевой таблице должно быть не более 6-ти слов, должны быть связаны одной темой (н-р, маршрут, правильный, велосипед, велогонки). Картины (репродукции, иллюстрации) – источник творчества учащихся при обучении разным темам сочинений. Сущ-т принципы отбора картин:

- высокое художественное мастерство;

- четкость замысла художника;

- простота композиции;

- доступность;

- соотнесение учебным целям;

Если правильно подобрать и правильно использовать картину, можно решить ряд задач:

1) познакомить с определенной лексикой;

2) закрепить сведения по новому материалу;

3) научить оформлять речевое высказывание, в основе которого лежит описание;

Раздаточный изобразительный материал – его основой являются рисунки, часто сюжетные. Они помогают в формировании речевых навыков и навыков по правописанию. Методические рекомендации. Использовать на этапе творческого закрепления, когда основные умения и навыки по какой-либо теме уже сформированы; предварительно настроить учащихся на творческую деятельность (составление связных текстов, предложений и пр.).; осуществлять индивидуальную работу с учащимися;

Средства слуховой наглядности: грампластинки, аудиозаписи, диски. Они представляют собой образцы звучащей речи. Их задача – помочь сформировать навыки правильного литературного произношения, ударения, интонирования и научить строить устные связные высказывания. Методические рекомендации. Подготовить аппаратуру; определить цель прослушивания; дать специальные задания; организовать прослушивание (во время прослушивания не должно быть комментариев); организовать работу по предварительно данным заданиям;

Средства зрительно-слуховой наглядности: диафильмы со звуковым сопровождением. Дают возможность дополнить изобразительный материал дикторским текстом. Звуковое сопровождение можно использовать выборочно. Кинофильмы, видеозаписи, кинофрагменты используются при изучении структуры языка и развитию речи. Методические рекомендации. Продумать цель, задачи, этап демонстрации в уроке; подготовить учащихся к восприятию6 рассказать о создателях, героях, актерах; дать вопросы и задания, связанные с темой урока; просмотр кинофильма; выяснить общее впечатление от просмотра кинофильма и организовать беседу по предложенным вопросам; организовать выполнение учащимися самостоятельного задания дома или в классе.

В настоящее время интенсивно используются электронные материалы, теле-радиопередачи.

Планирование материала по русскому языку. Виды планирования.

Учебный процесс – совместная деятельность учителя и учащихся по передаче и усвоению новых знаний и овладению умениями и навыками в течение определенного времени. Наибольшей единицей учебного процесса является учебный год. Он делится на учебные полугодия и учебные четверти. Наименьшая единица учебного процесса – урок.

В организации учебного процесса важнейшей проблемой является планирование учебного материала. Оно необходимо по двум причинам: 1) для организации равномерного обучения; 2) для представления перспективы изучения предмета;

В зависимости от единиц учебного процесса выделяют 3 вида учебных планов: календарный, тематический и план-конспект урока.

Календарный план – представляет собой перечень программных тем, которые распределены по неделям учебного года. При составлении данного плана необходимо учитывать:

- школьные каникулы;

- количество недельных часов по предмету в классе (5-6 кл. РЯ - 6 часов в неделю; 7кл. – 4 ч; 8 кл. – 3 ч; 9 кл. – 2 ч;).

- особенности календаря на данный год;

- наличие часов на развитие связной речи;

На изучение данного раздела отводится пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи пропорционально распределяются между языковым материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи. В программах дано примерное распределение часов по темам в каждом классе.

Тематический план – составляется на основе программы и учебника. На каждую тему отводится определенное количество времени, оно указывается в календарном плане. Это время нужно распределить по отдельным вопросам данной темы. При составлении этого плана нужно учитывать следующие факторы:

- на темы, которые связаны с формированием умений и навыков, нужно отводить не менее двух уроков;

- изучение каждой темы должно завершаться написанием контрольной работы;

- за ней обязательно нужно провести урок работы над ошибками;

- темы по развитию речи пропорционально распределяются между языковым материалом;

План-конспект урока – этот вид плана составляется учителем на каждый урок. План-конспект урока отражает тип урока. В нем должны присутствовать следующие структурные элементы:

- тема урока;

- тип урока;

- цели урока (познавательная, практическая, развивающая, воспитательная);

- средства обучения (учебник, раздаточный материал);

- элементы повторения;

- план урока, отражающий только основные этапы урока;

- подробное описание последовательности работы учителя и учеников (оргмомент, сообщение темы и цели урока, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление изученного материала, подведение итогов урока, задавание домашней работы).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.