Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русский язык как учебный предмет в школе. Особенности межпредметного взаимодействия РЯ и других дисциплин.






Методика РЯ как наука. Предмет, цель, задачи и структура курса МРЯ. Методическое наследство(история развития РЯ).

МПРЯ- педагогическая наука. Она объединяет в себе несколько направлений: методика начального обучения РЯ; методика преподавания РЯ как неродного(иностранного) языка; МПРЯ как родного в средней школе.

Предметом МПРЯ является процесс обучения русскому языку.

Методика как наука имеет задачи:

1. Определение целей и задач обучения РЯ(культура речи, правописание, стр-ра языка).

2. Установление объема и содержания обучения РЯ.

3. Разработка принципов, методов и приемов обучения РЯ.

4. Определение методов контроля и критериев оценки, знаний и умений учащихся по РЯ.

Содержанием МПРЯ является результат познания и описания закономерностей, которым подчиняется процесс обучения РЯ. В состав курса МРЯ входят след-е разделы:

-общие вопросы преподавания РЯ в школе;

-методика преподавания отдельных разделов школьного курса РЯ;

-углубленное изучение РЯ в школе(факультативы, внеклассная работа и пр.).

-методическая работа учителей-словесников в школе;

Основными источниками развития МРЯ являются:

а) методическое наследство;

б) опыт преподавания РЯ;

Чтобы они приобрели научную практическую ценность, их необходимо исследовать, т.е.обобщить лучшее и использовать в работе. Для этого в методике РЯ сущ-т определенные методы исследования:

1) изучение и анализ научно-методической лит-ры;

2) изучение, анализ и обобщение опыта учителя или коллектива учителей;

3) наблюдение;

4) индивидуальные беседы с учащимися или учителями;

5) анкетирование;

6) статистический метод(динамика развития);

7) эксперимент;

Возникновение МПРЯ как науки связывают с появлением книги Ф.М.Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844). Также в 19в.в этом направлении работали В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Чернышевский, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.

МРЯ формировалась в борьбе за демократизацию школы.

Конец 19-нач.20вв.-период расцвета МРЯ. Работали: В.Я.Стоюнин, Н.Ф.Бунаков и др.

20в.-характеризуется научно-лингвистической направленностью МРЯ (Ф.Ф.Фортунатов, Л.В.Щерба, Л.В.Текучев и др.).

Создавались программы, учебники, учебные пособия. Для настоящего периода характерна общая гуманистическая направленность, разнообразие программ, расширение циклов языковых предметов (Баранов М.Т., В.В. Бабайцева).

Русский язык как учебный предмет в школе. Особенности межпредметного взаимодействия РЯ и других дисциплин.

Учебный предмет в школе - приспособленная к изучению научная дисциплина. Основой РЯ как школьного предмета является наука о РЯ. РЯ как школьный предмет занимает одно из первых мест среди других учебных дисциплин.

Это обусловлено его особенностями:

а) объектом изучения является сам язык, которым ученик пользуется при изучении всех других предметов;

б) наблюдается тесная связь содержания предмета с мышлением;

в) РЯ как школьный предмет имеет большие воспитательные возможности.

Научить РЯ – это значит обеспечить формирование компетенции следующих типов:

-языковая (владение системой языка);

-лингвистическая (должны сформировать взгляд на язык, как на объект научного исследования);

-правописная (знание орфографических и пунктуационных понятий; овладение системой правописных умений и навыков);

-коммуникативная (владение всеми видами речевой деятельности: чтение, слушание, письмо, говорение и т.п.).

Цель обучения – категория методики, которая позволяет понять причины включения учебного предмета в учебный план.

Цели обучения РЯ: специальные ( познавательные, практические); общепредметные ( развивающие, воспитательные).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ:

1.Познавательные: 1) формирование у учащихся лингвистического мировоззрения на язык; 2) вооружение учащихся основами знаний о языке и речи; 3) эстетическое воспитание детей средствами РЯ как учебного предмета;

2.Практические: 1) формирование учебно-языковых умений (опознавать по изученным признакам языковые единицы, группировать их, давать их анализ); 2) формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков; 3) вооружение учащихся нормами литературного языка; 4) формирование умения связно излагать свои мысли;

ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ:

1.Развивающие: 1) развитие логического мышления учащихся; 2) обучение основным принципам мыслительной деятельности: обобщения, систематизация, сравнение, конкретизация и пр. 3) совершенствование умения читать и аудировать; 4) развитие языкового чутья; 5) обучение умению пользоваться справочной лит-рой;

2.Воспитательные: формирование общечеловеческих, духовных и нравственных ценностей.

РЯ связан с историей, математикой, физикой, биологией и др. Связи РЯ с этими предметами носят генетический характер. Эти предметы помогают объяснить происхождение или существование различных фактов СРЯ. Между русским и иностранным языками как школьными предметами устанавливаются связи сопоставительного характера. Специфика таких связей заключается в том, что они помогают глубже понять сущность изучаемых явлений родного языка.

Функциональный характер носят связи РЯ с лит-рой и другими предметами, которые оперируют теме предмета. Эти связи показывают для чего существует язык и как используются в речи изучаемые языковые явления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.