Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебник как главное средство обучения.






Школьный учебник РЯ является одним из основных средств обучения. В нем выделяют следующие структурные компоненты:

- теоретические сведения о языке и речи, они представлены в виде текстов;

- аппарат организации работы с учебником представлен вопросами и заданиями, которые организуют и направляют работу учащихся;

- иллюстрированный материал, схемы, таблицы, рисунки, графические обозначения;

- аппарат ориентировки: оглавление, заголовки, указатели;

Основные функции школьного учебника:

1. Информационная, т.е предлагаются знания о языке и речи.

2. Систематизирующая – знания даются в определенной системе.

3. Трансформационная – на основе знаний, в процессе выполнения упражнения формируются предельные умения и навыки.

4. Воспитательная – материалы учебника направлены не только на обучение, но и на воспитание учащихся.

5. Методическая (важна для учителя) – учебник является для учителя источником методической системы.

В настоящее время в общеобразовательной школе используется 3 учебных комплекса: стабильные учебники по РЯ (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т.и др.) «Русский язык»: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений (ред. Н.М.Шанский). «РЯ» для 6кл.,»РЯ» для 7 кл., «РЯ» для 8 кл.(Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А., Николина Н.А. и др.; «РЯ» для 9 кл.

Данные учебники функционируют в школе с 1970г. Написаны в соответствии с авторской программой Ладыженской, Баранова и др. Отражают структурно-семантическое направление в лингвистике. Выделяют разделы: фонетика, графика, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация, развитие речи.

Авторы учебников используют следующие способы подачи нового материала:

- в 5 кл. - индуктивный способ (от частного к общему). Цель: сформировать у детей умения анализировать языковые факты и делать выводы; в 6-7 кл. – дедуктивный способ. Цель: научить связно излагать знания по предмету; в 8-9 кл. – индуктивно-дедуктивный способы. Цель: научить логике познания и умению анализировать, обобщать, создавать текст научного стиля. Трансформация знания в умения и навыки осуществляется с помощью упражнений и заданий. В учебниках представлены упражнения различного характера: репродуктивные, проблемные (задачи), творческие, занимательные. Эти упражнения направлены на выработку всех специальных явлений: учебно-языковых, правописных, речевых.

В воспитательном отношении: подбор текста направлен на реализацию воспитательных задач, которые сформулированы в программе: 1) формирование научного мировоззрения; 2) воспитание любви и уважения к родному языку, Отечеству; 3) воспитание эстетического вкуса; 4) воспитание определенных нравственных качеств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.