Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебник как главное средство обучения.
Школьный учебник РЯ является одним из основных средств обучения. В нем выделяют следующие структурные компоненты: - теоретические сведения о языке и речи, они представлены в виде текстов; - аппарат организации работы с учебником представлен вопросами и заданиями, которые организуют и направляют работу учащихся; - иллюстрированный материал, схемы, таблицы, рисунки, графические обозначения; - аппарат ориентировки: оглавление, заголовки, указатели; Основные функции школьного учебника: 1. Информационная, т.е предлагаются знания о языке и речи. 2. Систематизирующая – знания даются в определенной системе. 3. Трансформационная – на основе знаний, в процессе выполнения упражнения формируются предельные умения и навыки. 4. Воспитательная – материалы учебника направлены не только на обучение, но и на воспитание учащихся. 5. Методическая (важна для учителя) – учебник является для учителя источником методической системы. В настоящее время в общеобразовательной школе используется 3 учебных комплекса: стабильные учебники по РЯ (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т.и др.) «Русский язык»: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений (ред. Н.М.Шанский). «РЯ» для 6кл.,»РЯ» для 7 кл., «РЯ» для 8 кл.(Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А., Николина Н.А. и др.; «РЯ» для 9 кл. Данные учебники функционируют в школе с 1970г. Написаны в соответствии с авторской программой Ладыженской, Баранова и др. Отражают структурно-семантическое направление в лингвистике. Выделяют разделы: фонетика, графика, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация, развитие речи. Авторы учебников используют следующие способы подачи нового материала: - в 5 кл. - индуктивный способ (от частного к общему). Цель: сформировать у детей умения анализировать языковые факты и делать выводы; в 6-7 кл. – дедуктивный способ. Цель: научить связно излагать знания по предмету; в 8-9 кл. – индуктивно-дедуктивный способы. Цель: научить логике познания и умению анализировать, обобщать, создавать текст научного стиля. Трансформация знания в умения и навыки осуществляется с помощью упражнений и заданий. В учебниках представлены упражнения различного характера: репродуктивные, проблемные (задачи), творческие, занимательные. Эти упражнения направлены на выработку всех специальных явлений: учебно-языковых, правописных, речевых. В воспитательном отношении: подбор текста направлен на реализацию воспитательных задач, которые сформулированы в программе: 1) формирование научного мировоззрения; 2) воспитание любви и уважения к родному языку, Отечеству; 3) воспитание эстетического вкуса; 4) воспитание определенных нравственных качеств.
|