Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и приемы изучения словообразовательных понятий.






При объяснении нового материала по словообразованию учитель может использовать все теоретические методы: слово учителя, беседа, чтение учебника.

Они применяются отдельно и совместно. Учитывая возрастные особенности учащихся, особенности изучаемого языкового материала, ученые методисты считают целесообразным знакомство с новым материалом по данным разделам проводить следующим образом. При изучении таких понятий как: корень, суффикс, приставка, основа, окончание слова – нужно использовать индуктивный способ подачи материала- метод беседы.

При изучении абсолютно новых понятий, например, словообразовательная модель, способ образования и пр.) желательно идти дедуктивным путем. Удачным будет использование метода слово учителя с элементами методов беседы и чтения учебника.

При изучении словообразования необходимо использование средств наглядности: зрительной наглядности – таблицу, транспарантов и пр.

В процессе изучения словообразования учащиеся должны овладеть рядом практических умений:

- уметь разбирать слово по составу (морфемный разбор);

- уметь делать словообразовательный анализ;

- научиться употреблять слова с разными приставками и суффиксами;

- уметь согласовывать со сложно сокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; (ШГПИ- красивый, строился).

- научиться пользоваться словообразовательным словарем (Потиха, Тихонов).

Для выработки данных умений существует система упражнений по словообразованию. В основе упражнений лежат известные теоретико-практические методы:

1) упражнения, в основе которых лежит метод- наблюдение. Например, найдите, укажите, подчеркните, выпишите слова, имеющие приставки или суффиксы и пр., обозначьте условными значками части слова.

2) упражнения, в основе которых лежит метод диктанта. Используются все приемы диктанта. Например, выполните графический диктант.

3) упражнения, в основе которых лежит метод – видоизменение. Например, образуйте слова от данных слов с помощью указанного аффикса(до, -от, -при, -пере-/бежать.

4) упражнения, в основе которых лежит метод – конструирование. Например, подберите слова определенной структуры.

5) упражнения, в основе которых лежит метод разбора. Учитель должен научить двум видам разбора: морфемному (по составу) и словообразовательному. Схемы и образцы даны в школьных учебниках.

Морфология как раздел школьной грамматики. Его значение, задачи, принципы изучения, содержание и структура.

Изучением МП морфологии занимались такие ученые как: Е.А.Баринова, Т.К.Донская и др. Значение изучения морфологии заключается в том, что она способствует общему образованию учащихся, дает сведения о грамматических классах слов родного языка; развитию логического мышления, способствует овладению РЛЯ в устной и письменной форме.

Задачи изучения морфологии:

1) дать учащимся понятие о системе ЧР в РЯ;

2) познакомить с самостоятельными и служебными ЧР и научить распознавать их;

3) научить применять морфологический языковой материал в речи;

Принципы:

- лексико-грамматический – предполагает сопоставление лексического значения слова и общего смыслового значения слова, как ЧР.Например, беготня – суматоха (лекс.знач.), смысл.знач.- опредмеченное действие.

- парадигматический – предполагает сопоставление косвенных форм слова с Н.ф.

- морфолого-синтаксический – заключается в сопоставлении члена предложения и ЧР.

Содержание и структура.

В школьной морфологии используются только общепринятые ЧР: сущ-е, прил-е, числит-е, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие.

Знакомство с ЧР происходит в 2 этапа: первый этап – подготовительный (начальные классы); второй этап – систематический (5-7 классы).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.