Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип детерминизма и проблема причинности в науке.






Детерминизм - это философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и обусловленности процессов и явлений объективной действительности.

Детерминизм предполагает некоторую определён­ность хода, направления и результатов процесса, обусловленную исход­ными и сопутствующими условиями, обеспечивающими ограничение спектра возможностей, преимущественную реализацию в действительности тех или иных из них.

Основные положения принципа детерминизма:

· всеобщая обусловленность материальных систем и процессов, определяющая приобретение и сохранение характерных признаков, и изменение явлений;

· закономерный характер процессов обусловленности; многообразие типов детерминации;

· причинная связь как основа отношений детерминации.

Принцип детерминизма является одним из фундаментальных объяснительных принципов научного познания, участвующих в регуляции научного поиска.

Противоположная детерминизму методологическая концепция - индетерминизм - отрицает объективную обусловленность процессов и явлений объективной действительности.

Две парадигмы детерминизма:

· довероятностная (механистический детерминизм)

· вероятностная (вероят­ностный детерминизм).

Идея «вероятностного детерминизма» основанная на представлениях о нелинейных причинных зависимостях, предполагающая единство необходимости и случайности в реализации (при соответствующих условиях) причинно-следственных отношений получила свое развитие на рубеже XIX и XX вв. и продолжила его в XX и XXI вв. в квантовой физике, кибернетике, термодинамике сложных неравновесных систем, информатике. Это повлекло за собой введение категорий, описывающих более сложные процессы детерминации: скрытые параметры, прямые и обратные связи, самодетерминация, самоорганизация.

Причинность как существенный момент универсального взаимодействия, как связь порождения (производства) раскрывает генетическую связь между событиями и явлениями в процессе их изменения и развития. Категории причины и следствия фиксируют генетическую связь между явлениями, при которой одно явление - причина - своим действием при наличии определенных условий вызывает другое явление - следствие (действие).

Универсальный характер причинных отношений был отмечен уже в древнегреческом атомизме: « Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости » (Левкипп).

Положения принципа причинности:

· объективность – существование независимо от сознания

· всеобщность – возникновение любого явления в силу определенных причин

· активность – причинность есть «способ существования субстанции в действии» (Гегель)

· необходимость – возникновение следствия с необходимостью при наличии причины и соответствующих условий

· многообразие форм причинно-следственных отношений

Аристотель в «Meтaфизике» выделяет четыре вида причин:

1. формальную причину, или форму, которая участвует в сущности вещи;

2. материальную причину - материю, субстрат, из чего что-либо возникает и построено;

3. движущую, или производящую, действующую причину;

4. целевую, или конечную причину - цель к которой все стремится и которой всё служит

Г.Лейбниц подходит к пониманию причинности как момента универ­сальной связи. В зависимости от организации системы, соотношения между её внутренними силами, причина, согласно Лейбницу, может вызывать разные следствия.

Согласно Д.Юму, каузальные (причинные) связи, на которых базируется любая наука, могут быть обнаружены лишь в одинаковой для всех людей психической структуре познания. Причинность рассматривается им как особый вид ассоциации идей по смежности в пространстве и времени, как результат повторяющегося в опыте следования одного определённого впечатления за другим.

И.Кант относит категориальную пару «причина и действие» к группе категорий отношения. Как все категории кантовской трансцендентальной аналитики (логики рассудка) понятие причинности есть априорная форма мышления, выступающая как структурная схема организации и упорядочивания информации чувственного опыта.

В философии Г.В.Ф. Гегеля причинность входит в группу категорий сущности. Причинность есть сторона всеобщего взаимодействия, а понятия причины и следствия – категории, связанные друг с другом отношением тождества и различия.

В диалектическом материализме причина и следствие рассматриваются как центральные понятия в системе категорий детерминизма. Объектив­ность причинной зависимости и её отличительные особенности как связи порождения в конечном счете проверяются практикой в форме научного эксперимента, промышленности и других видов. Проверка практикой дает возможность отделить причинные связи от отношений во времени, корреляций в пространстве, функциональных зависимостей и т.п.

Неопозитивисты считают, что человеку в познании даны лишь явления, он познаёт лишь пространственную смежность и временную последовательность явлений, но не порождение одного другим. Вместе с тем, поскольку понятие причинности неустранимо из языка науки, признаётся необходимым находить адекватные способы символической записи этой связи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.