Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Е годы XX века






Постнеклассическая наука (ввёл Степин); исторически развивающиеся системы, синергетика


+ 28. Историческая смена типов научной рациональности.

Рациональное действие – действие, @ согласуется с установленными в мире законами, правилами, определениями.

Причина смены научной рациональности – перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций.

Выделяется несколько типов научной рациональности.



Научные рациональности делят по (Степин):

1. глубине рефлексии по отношению к самой научной деятельности,

2. ценностным установкам,

3. философско-мировоззренческим основаниям науки,

4. отношению субъекта-объекта

Классическая рациональность (с 17в. до нач. 20в.)

· сосредотачивает внимание на объекте; познающий автономный независимый субъект; исключается все, что относится к субъекту, средства и операции его деятельности.

· построение абсолютно истинной картины мира и единственность этой теории; единое универсальное объяснение.

· абсолютное пространство и абсолютное время; лапласовский детерминизм.

· простые (малые) системы.

Неклассическая рациональность (до сер. 20в.)

· устанавливает связь между знаниями об объекте и характеров средств и операций деятельности.

· равноправие ценностей различных дисциплин (выделение в гуманитарных науках своих ценностей).

· вероятностный характер; принцип неопределенности; теория относительности; часть внутри целого и вне его обладает различными свойствами.

· большие самоорганизующиеся системы.

Постнеклассическая рациональность (с конца 20в.):

признаем, что нет и не может быть ценностного-нейтрального идеала научного знания; это связано с тем, что мы признали телеологическую форму объяснения (т.е. поскольку мы признали, что наше объяснение того или иного объекта связано с целью, то мы допустили ценность в теорию) и также получается что и исследователь оказывается не целостно-нейтральным.

· учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами; эксплицируется связь внутринаучных целей с социальными.

· интеграция истины и нравственности (социальная экспертиза исследовательских программ; влияние нравственных принципов при выборе пути в точках бифуркации).

· усложнение системы в ходе развития; наличие точек бифуркации; глобальный эволюционизм.

Большие саморазвивающиеся системы.


+ 29. Особенности развития науки в 20 – 21 веках: сциентизм и антисциентизм.

Современный этап познавательной деятельности принято называть «постнеклассической наукой».

Особенности современного этапа:

1. высокая значимость теоретического уровня познания.

2. понимание невозможности построить универсальную картину мира

3. растущая гуманитаризация (наука для повышения улучшения жизни людей)

4. в современной (естественнонаучной!! человек идет как наблюдатель) научной картине мира не находится места человеку.

Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две остро конфликтующие ориентации в современном мире - сциентизм и антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX в.

Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что наука – это единственное средство усиления власти человека над природой, средство разумного устройства общества, преодоления социальных конфликтов и обеспечение социального благополучия. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.

Одним из проявлений сциентизма выступает технократизм - идеология, стремящаяся разрешить все основные социальные противоречия путём рациональной научной организации производства и управления. Сциентисты пытаются не замечать современные проблемы, связанные с негативными последствиями технократизации общества.

Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-разному, с разной степенью и силой — от внешнего подражания точным наукам, например, выражающегося в искусственном применении математической, до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм). Представитель: Поппер, Шлик, К76арнаб, Гегель.

В пику сциентизма возник антисциентизм - философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Антисциентизм всячески подчёркивает негативные последствия НТР (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.), они уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает жизнь бездуховной, лишенной человеческого лица («Сциентизм, коммерциализируя науку, делает её заменителем морали» - М. Андре), дух технократизма отрицает жизненный мир подлинности, высоких чувств и красивых отношений, возникает неподлинный мир, который сливается со сферой производства и необходимости постоянного удовлетворения все возрастающих вещистских потребностей.

Одно из проявлений антисциентизма – это технофобия (Боязнь!), неверие в научно-технический прогресс. Представители крайнего антисциентизма высказывают требования ограничить и затормозить развитие науки (остановить научно-технический прогресс, прекратить финансирование науки - концепция нулевого роста), хотят возврата к традиционным ценностям и способам человеческой деятельности.

Представители антисциентизма: Н.А. Бердяев* (отмечал, что недопустимо методы математики и естествознания механически переносить в социальные науки, в другие области духовной жизни, чуждые науке. Также как нельзя навязывать научность другим отношениям человека к миру), Л. Шестов* (исходил из того, что опыт гораздо шире, чем научный опыт, и что наряду с научными всегда существовали и ненаучные способы отыскания истины, которые не следует " опорочивать современными методологиями"), наиболее ярко выразил антисциентистскую позицию П. Фейерабенд, который в определенной мере развил идеи Бердяева и Шестова о роли науки в обществе, хотя он и не упоминал их имена (по его мнению, «наука не священна» и науку необходимо лишить центрального места в обществе и уравнять ее с религией, мифом, магией и другими духовными формообразованиями. Развитие человечества – путь стирания различий между наукой, религией, мифологией, обыденным знанием).

Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее.

Например, Г. Башляр был убежден в том, что возлагать на науку ответственность за жестокость современного человека - значит переносить тяжесть преступления с убийцы на орудие преступления. А М. Вебер считал, что позитивный вклад науки в практическую и личную жизнь людей состоит в том, что она, во-первых, разрабатывает " технику овладения жизнью" - как внешними вещами, так и поступками людей. Во-вторых, наука разрабатывает методы мышления, ее " рабочие инструменты" и вырабатывает навыки обращения с ними. Но, согласно Веберу, науку не следует рассматривать как путь к счастью, а тем более - путь к Богу, потому что она не дает ответа на вопросы: " Что нам делать? ", " Как нам жить? ", " Есть ли в этом мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире? ".

Т.о. необходимо объективно, всесторонне относиться к науке, к научному познанию, видеть их остропротиворечивый процесс развития. При этом следует рассматривать науку в ее взаимосвязи с другими формами общественного сознания и раскрывать сложный и многообразный характер этой взаимосвязи. С этой точки зрения наука выступает как необходимый продукт развития культуры и вместе с тем как один из главных источников прогресса самой культуры в ее целостности и развитии.

 


+ 30. Структура эмпирического знания: формы и методы.

Любое эмпирическое исследование проходит последовательно три стадии:

I. Сбор эмпирических данных;

II. Их первичная логическая и математическая обработка;

III. Обобщение эмпирического материала в формах различных систематизаций, классификаций и т.п.

 

I. Сбор эмпирических данных. Цель этой стадии: получить первичные эмпирические данные, отражающие объективно существующие явления, их свойства и отношения. Имеется два метода для этого:

A. Научное наблюдение – это целенаправленное пассивное восприятие явлений объективного мира для получения знания. Есть четыре особенности:

1. Целенаправленность – т.е. человек сидит и целенаправленно из множества явлений наблюдает только за тем, которое имеет отношение к его научной теме.

2. Планомерность – наблюдение проводится строго по плану, составленному исходя из задачи исследования.

3. Активность – исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения.

4. Систематичность – наблюдение не одноактное действие, оно ведётся по определённой схеме, позволяющей воспринимать объект многократно в изменяющихся объективных условиях.

В наблюдениях отсутствует деятельность, направленная на преобразование, изменение объектов познания. Это может быть обусловлено:

1. Недоступностью этих объектов для практического воздействия (наблюдение удаленных космических объектов);

2. Нежелательностью вмешательства в наблюдаемый процесс (психологические наблюдения);

3. Отсутствием технических, энергетических, финансовых и иных возможностей постановки экспериментальных исследований объектов познания.

По способу проведения наблюдения могут быть:

1. Непосредственные – те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека.

2. Опосредованные – с использованием тех или иных технич. средств, приборов.

Можно выделить два класса приборных устройств:

a. Приборы, которые выступают как продолжение и усиление органов чувств fffffffffffffffffffffчеловека (телескопы, микроскопы и т.п.);

b. Приборы, используемые в качестве орудий воздействия на объект fffffffffffffffffff(ускорители и т.п.), наблюдение, в котором применяется этот тип приборов, f f f f называется наблюдение в процессе эксперимента.

3. Косвенные – учёные наблюдают не сами объекты, а только результаты их воздействия на определенные объекты, являющиеся техническими средствами исследования (объекты ядерной и атомной физики).

 

B. Экспериментактивное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей.

Особенности эксперимента:

1. Эксперимент позволяет устранять побочные факторы, наслоения, затрудняющие процесс исследования.

2. В ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные условия, в частности, экстремальные условия. (супер высокое даваление)

3. Изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание.

4. Важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость.

Классификация экспериментов:

Две классификации:

I.

1. Исследовательские – дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства.

2. Проверочные – служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений.

II. Исходя из методики и получаемых результатов:

1. Качественные – определяем характер (падение интенсивности с ростом температуры).

2. Количественные получаем цифру.

Демонстрационный эксперимент: вызов эффекта с целью показания его существования.

 

II. Первичная логическая и математическая обработка ( Например из ангстрем в эВ ) собранных данных.

с помощью общелогических методов (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.п.),

отсев ошибочных данных

III. Обобщение эмпирического материала в формах различных систематизаций, классификаций и т.п.

Обобщение эмпирического материала ð эмпирический закон.

сопоставление с существующими представлениями в этой области исследований

 

В итоге всех трёх стадий эмпирического исследования учёный получает систему Научных Фактов.


+ 31. Структура теоретического знания: формы и методы. ЗЫ: ГОВОРИТЬ ГЛАВНОЕ.

Теоретический этап научных исследований с одной стороны – продолжение исследований, начатых на эмпирическом этапе, но вместе с тем он является относительно самостоятельным этапом поиска научной истины. Цель теоретических исследований: создание Научной Теории и проверка её на истинность. Оно состоит из трёх стадий:

I. Постановки Проблем и выдвижения Гипотез;

II. Формирование Научной Теории;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.