Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синонимы понятия научная традиция






1) основания науки ( Степин ). Включают:

I. Идеалы и нормы науки (требования к научным знаниям, их образцы).

II. Научная картина мира (некая обобщенная, общепринятая модель действительности)

III. Философско-мировоззренческие основания науки (адаптируют научные представления для культуры)

2) парадигма (Кун): не просто теория, это некое специфическое видение мира, @ которая позволяет описать то, что мы познаем. Может существовать, как ряд теорий.

Смена научных традиций связаны с:

II. Научные революции.

перестройка основных научных традиций

как правило, затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки

могут затрагивать сам стиль мышления

Выделяют ещё новации: корректирующие, видоизменяющие старую традицию; вводящие новую традицию.



Научные революции – это целостная динамическая система, перестраивающая фундаментальные основания и принципы науки.

Смена парадигм, исследовательских программ, исследовательских традиций.

По Куну:

Нормальная наука (основывается на парадигмах) Решение головоломок – деятельность нормальной науки, в ходе этого процесса достраивается и уточняется картина мира. Но появляются аномальные проблемы, которые не укладываются в существующую парадигму. Накопление аномалий ð кризис. Наука в кризисе – экстраординарная наука: возникновение альтернативных теорий ð конкурирующие научные сообщества. На данном этапе парадигма отсутствует. В итоге происходит научная революция: когда кому-то удаётся примерить научные сообщества. Появляются новые термины (гвоздь – молоток – исходная парадигма; кризис: кто-то гвоздь забивает, кто-то делает насечки и его вкручивает; новая парадигма: гвоздь – молоток/шуруп – отвертка). И опять всё переходит к нормальной науке. На следующем этапе приходит понимание, что предыдущая парадигма применима только к ограниченному кругу проблем. Кун считает, что наука развивается нелинейно.

Степин выделяет глобальные революции, когда меняются все основания науки, и локальные (без существенного изменения парадигмы), а также мини-революции.

Ещё выделяют: внутридисциплинарные революции и междисциплинарные революции (затрагивающие все области знания).

 

Можно говорить о четырех научных революциях в науке, если мы связываем понятие научной революции со сменой парадигм:

1. Возникновение классической науки (16-17 в.в.).

Развитие классической науки (18-19 в.в.).

Неклассическая наука (конец 19-го – сер. 20-го в.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.