Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Получение следствий и сравнение их с эмпирикой






I. Постановки Проблем и выдвижения Гипотез. Эта стадия состоит из этапов:

А. Обнаружение проблемной ситуации, (осознание противоречия между существующим знанием и новыми результатами эмпирических и теоретических исследований; отсутствия объяснения полученных ранее неизвестных фактов, неполноты объяснения известных);

Б. Формулировка (постановка) проблемы – выявление границы достигнутого знания и пока ещё не объяснённого. Научная проблема выражается в наличии противоречивой Для решения проблемы

В. Формулируется гипотеза – высказывание истинность которого ещё не установлена, а носит предположительный характер. Процедура её проверки:

а. Вывод дедуктивно-логических следствий из содержания Гипотезы;

б. Сопоставление этих следствий с эмпирикой.

Доказанная гипотеза либо становится элементом Научной Теории, либо сама становится Научной Теорией.

ЗЫ по Попперу вообще нет разницы между гипотезой и теорией, все гипотезы являются теориями, носят гипотетический характер (всегда предположение) которые борются между собой за существование.



ЗЫ выделяется четыре уровня обоснования научных гипотез: Первый: эмпирический; второй внутретеоретический (непротиворечивость с другими утверждениями существующей теории, в рамках которой мы работаем); третий межтеоретический (нет противоречия с другими теориями, чем с большим количеством теорий она согласуется, тем более она обоснована); четвертый метатеоретический уровень (нет противоречия мировоззренческим установкам, господствующих на данном уровне развития культуры). Если гипотеза проходит эти 4 уровня она становится обоснованной.

II. Стадия Формирование Научной Теории.

Основные Элементы Теории:

1. Исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п..

2. Идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (“ Абсолютно чёрное тело ”, “ Абсолютно Твёрдое Тело ”, “ Идеальный Газ ”)

3. Логика Теории – совокупность правил, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

4. Совокупность законов и Утверждений

5. Философские установки, ценностные и социокультурные основания.

Функции Научной Теории:

1. Описательная (совокупность явлений: признаки, раскрывающие данный объект)

2. Объяснительная – объясняет явления на основе установленных законов;

3. Методологическая – систематизация научного знания: его большую часть можно было вывести из основных законов

4. Предсказательная –выводы о существовании неизвестных ранее фактов

5. Практическая – итоговая цель любой теории – быть воплощённой в практику

Ключевым элементом Теории является закон, т.к. на основе законов в науке происходит описание, объяснение, предсказание явлений, систематизация научных знаний. Закон в науке – это особый вид связей и отношений, которые:

A. Объективны – т.к. они присущи реальному миру

B. Устойчивы – однако устойчивость связана с конкретными условиями их действия. Их изменение может привести к изменению законов; класс мех и СТО

C. Существенны – выражают существенные (внутренние, скрытые) связи, отношения;

D. Необходимы – в заданных условиях законы, присущие данному явлению, действуют с неизбежностью;

E. Повторяющиеся (от раза к разу, как я понимаю).

( лишнее для? 31 )Классифицируются научные законы по:

1. Специфике объекта познания. В этом случае законы делят на три группы: Законы Природы; Общества и Мышления;

2. Кругу явлений, которым подчиняется законВсеобщие, Общие и Частные;

3. Связям и отношениям в мире Законы Структуры, Законы Функционирования и Законы Развития;

4. Точности предсказаний законы делятся на детерминистические (точные) и стохастические (вероятностные)

III. Получение следствий и сравнение их с эмпирикой. Здесь Теория используется для объяснения и предсказания эмпирических фактов. Здесь теория м.б. изменена, уточнена, дополнена, развита и т.п.

Основные методы теоретического познания:

Абстрагирование. Оно заключается в замещении чувственно данного (наблюдаемого) объекта мысленным конструктом (абстракцией). Выделяются какие-то свойства, остальные отбрасываются.

Идеализация: что и абстракция, только выделенные свойства еще преобразуются(упрощаются).∃ границы применимости

Формализация – отображение содержательного знания в знако-символьном виде – формализованном языке, который создаётся для того, чтобы убрать неоднозначность понимания. Рассуждения об объектах сводятся к оперированию со знаками (формулами);

Мысленный Эксперимент – мысленный эксперимент с идеализированными объектами.

Моделирование исследование свойств объекта на его модели. Между моделью и оригиналом должно существовать сходство в физических характеристиках, структуре, функциях и т.д.

Аксиоматический метод – способ построения научной Теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения – Аксиомы, из которых чисто логическим путём выводятся все остальные Утверждения этой Теории.

Гипотетико-дедуктивный метод – заключается в создании системы гипотез, связанных между собой дедуктивно, из которых выводятся Утверждения об эмпирических фактах, которые, поэтому, носят лишь вероятностный характер.


+ 32. Проблема и гипотеза как формы научного знания.

[ЗЫ: Стадии теоретического исследования:

I. Постановки Проблем и выдвижения Гипотез;

II. Формирование Научной Теории;

III. Получение следствий и сравнение их с эмпирикой ]

I. Постановки Проблем и выдвижения Гипотез. является первой стадией теоретических исследований Эта стадия состоит из этапов:

А. Обнаружение проблемной ситуации, (осознание противоречия между существующим знанием и новыми результатами эмпирических и теоретических исследований; отсутствия объяснения полученных ранее неизвестных фактов, неполноты объяснения известных);

Б. Формулировка (постановка) проблемы – выявление границы достигнутого знания и пока ещё не объяснённого. Научная проблема выражается в наличии противоречивой Для решения проблемы

В. Формулируется гипотеза – высказывание истинность которого ещё не установлена, а носит предположительный характер. Процедура её проверки:

а. Вывод дедуктивно-логических следствий из содержания Гипотезы;

б. Сопоставление этих следствий с эмпирикой.

Доказанная гипотеза либо становится элементом Научной Теории, либо сама становится Научной Теорией.

ЗЫ по Попперу вообще нет разницы между гипотезой и теорией, все гипотезы являются теориями, носят гипотетический характер (всегда предположение) которые борются между собой за существование.

ЗЫ выделяется четыре уровня обоснования научных гипотез: Первый: эмпирический; второй внутретеоретический (непротиворечивость с другими утверждениями существующей теории, в рамках которой мы работаем); третий межтеоретический (нет противоречия с другими теориями, чем с большим количеством теорий она согласуется, тем более она обоснована); четвертый метатеоретический уровень (нет противоречия мировоззренческим установкам, господствующих на данном уровне развития культуры). Если гипотеза проходит эти 4 уровня она становится обоснованной.


+ 33. Научная теория: пути ее формирования и развития.

[ЗЫ: Стадии теоретического исследования:

I. Постановки Проблем и выдвижения Гипотез;

II. Формирование Научной Теории;

III. Получение следствий и сравнение их с эмпирикой ]

II. Стадия Формирование Научной Теории. является второй стадией теоретических исследований

Основные Элементы Теории:

1. Исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п..

2. Идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (“ Абсолютно чёрное тело ”, “ Абсолютно Твёрдое Тело ”, “ Идеальный Газ ”)

3. Логика Теории – совокупность правил, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

4. Совокупность законов и Утверждений

5. Философские установки, ценностные и социокультурные основания.

Функции Научной Теории:

1. Описательная (совокупность явлений: признаки, раскрывающие данный объект)

2. Объяснительная – объясняет явления на основе установленных законов;

3. Методологическая – систематизация научного знания: его большую часть можно было вывести из основных законов

4. Предсказательная –выводы о существовании неизвестных ранее фактов

5. Практическая – итоговая цель любой теории – быть воплощённой в практику

Ключевым элементом Теории является закон, т.к. на основе законов в науке происходит описание, объяснение, предсказание явлений, систематизация научных знаний. Закон в науке – это особый вид связей и отношений, которые:

A. Объективны – т.к. они присущи реальному миру

B. Устойчивы – однако устойчивость связана с конкретными условиями их действия. Их изменение может привести к изменению законов; класс мех и СТО

C. Существенны – выражают существенные (внутренние, скрытые) связи, отношения;

D. Необходимы – в заданных условиях законы, присущие данному явлению, действуют с неизбежностью;

E. Повторяющиеся (от раза к разу, как я понимаю).

( лишнее для? 31 )Классифицируются научные законы по:

1. Специфике объекта познания. В этом случае законы делят на три группы: Законы Природы; Общества и Мышления;

2. Кругу явлений, которым подчиняется законВсеобщие, Общие и Частные;

3. Связям и отношениям в мире Законы Структуры, Законы Функционирования и Законы Развития;

4. Точности предсказаний законы делятся на детерминистические (точные) и стохастические (вероятностные)

Особую роль на этой стадии теоретического исследования играет:

ЗЫ: Создание теории начинается с возникновения исходных идей, принципов и понятий (это может происходить в результате озарения, при обобщения эмпирического материала) Здесь особую роль играет: Мысленный Эксперимент – мысленный эксперимент с идеализированными объектами.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.