Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология социологического познания М. Вебера. М.Вебер. «Наука как призвание и профессия».






М. Вебер (МВ) прежде всего известен, как социолог, предложивший свою концепцию социологических исследований. В конце XIX века возникает проблема гуманитарных наук. Являются ли они науками или нет? Этот спор возник в связи с тем, что с середины XVIII века предпринимались попытки организовать гуманитарные науки по образцу естественных, то есть была попытка предположить, что в гуманитарной сфере существуют подобные законы, как например, в физике. Соответственно, необходимы методы, позволяющие эти законы выявить и делать предсказания, обладающие достаточно высокой степенью достоверности, как в естественных науках. Например, были попытки математизировать историю; в результате математизации филологии появилась лингвистика.

Известна концепция неокантианцев, которые делят все науки на науки о культуре и науки о природе. Науки о культуре являются идеографическими (идео – образ; направлены на выделение уникального в многообразном; пример, в серии революций для каждой найти свое, особенное), а науки о природе – номотетические (номос – закон; выявление общего в многообразном; сформулировать закон; пример, для серии революций, хотим понять, почему мы называем их революциями, по каким законам они происходят).

Какой наукой является социология? Маркс: номотететической, существуют такие же строгие законы в социологии, как в физике, например; они определяют действие масс, а не отдельного индивида, но предсказание вполне возможно. Неокантианцы, например, Риккерт: социология – идеографическая наука, т.к. выявляет уникальный образ конкретной социальной группы.



МВ пытается решить спор. Формулирует концепции идеальных типов: вся социальная структура отчасти номотетична, можно усмотреть закономерности, но только для идеальных типов. Социология помимо установления законов для идеальных типов ещё интересуется отклонениями и причинами отклонений от закономерного действия.

МВ выделяет 4 идеальных типа социального поведения:

  • аффективное: ничем неопосредованное, необдуманное, толкнули – тоже толкнул.
  • традиционное: опосредованное, так принято, люди обычно спят ночью.
  • целерациональное: человек выбирает наиболее эффективный образ действий для достижения цели.
  • ценностнорациональное: выбор эффективного действия для достижения определенной ценности; совершать добрые поступки, например. По МВ ценностью обладает то, что наилучшим образом удовлетворяет наши потребности, как телесные, так и духовные.

Таким образом, описывая социальное действие, МВ подводит его под один из этих типов и смотрит, почему оно отклоняется. Если не отклоняется, то оно перестает быть интересным, т.к. с ним все понятно.

Для описания науки тоже предлагает идеальные типы: идеальные типы науки в культуре и в человеческой деятельности.

Наука как призвание. Под «призванием» Вебер подразумевает ЦЕЛЬ НАУКИ, а не человека. Здесь речь идет о призвании самой науки, её социальных функциях, о науке, как элементе культуры. Социальные функции её следующие:

1. Наука разрабатывает технику овладения жизни, как внешними вещами, так и поведением людей путем расчета. Под техникой овладения жизни МВ подразумевает а) умение предсказывать события; б) умение вмешаться в событие, чтобы повернуть его в нужное русло, короче подчинить мир себе, способность его контролировать. Под внешними вещами МВ подразумевает физические объекты (типа, умение создавать объекы с необходимыми нам свойствами). Под расчетом МВ подразумевает: поиск наиболее эффективного пути для достижения цели.

Но! 1-я функция не позволяет отличит науку от торговки овощами, которая тоже рассчитывает для своей выгоды, овладевает техниками… Две другие ф-ии позволяют «превознести» науку.

2. Наука способствует разработке новых методов мышления. Что по этим подразумевается? Меняется сама культура, представление общества о мире, происходит интеллектуализация общества. Меняется мировоззрение людей.

3. Наука способствует обретению ясности (ясность здесь означает, что невозможно помыслить иного; это результат, а не процесс). Здесь речь идет о связи науки и идеологии. Наука способствует освобождению от идеологии, рационализации собственного поведения, «расколдовыванию» мира. Появляется вера в то, что мир рационален и объясним.

Наука как профессия. Здесь речь идет о том, чем занимается ученый.

1. Установление фактических связей. Факт – это не просто наблюдаемое явление, а суждение о наблюдаемом явлении. Когда мы говорим об установлении фактических связей, мы подразумеваем построение системы суждений, дающую описание мира. Таким образом, исследователь в рамках своей деятельности занят некоторым описанием мира. Устанавливает, что есть. При этом одних может интересовать закономерности, других – уникальное.

2. Ученый занят самопознанием. Деятельность ученого является целеполагающей, т.е. устанавливает фактические связи не просто так. Ученые ставят перед собой вопрос, почему важно что-либо знать. Пытается ответить на вопрос: для чего он исследует ту или иную область. Ученый пытается давать отчет своим действиям, поскольку на сегодняшний день техники контроля жизни стали мощнейшими и от его нововведений мир может измениться и не только в лучшую сторону. Пытается оценить последствия от сделанного изобретения.


- 23. Понятие науки в эволюционной эпистемологии (К. Поппер, К. Лоренц, С. Тулмин).

В концепции эволюционной эпистемологии, выдвинутой К. Поппером, специфическая человеческая способность познания, как и способность производить научное знание, выступают как результат естественного отбора. Эти способности связаны с эволюцией специфического человеческого языка, а развитие науки представляет собой в основном эволюцию в направлении построения все лучших гипотез и теорий. Это – дарвинистский процесс: теории становятся более адекватными благодаря естественному отбору.

Как происходит такой отбор? Для решения конкретной научной проблемы выдвигается множество альтернативных гипотез, которые сначала критически обсуждаются на основе имеющихся эмпирических данных, затем они подвергаются опытной проверке с помощью наблюдений и специальных экспериментов. Гипотезы или теории, противоречащие опыту, исключаются из дальнейшего исследования. После этого происходит исправление ошибок и выдвижение новых проблем для исследования. Эволюцию теорий можно изобразить следующей схемой:

P1 à TT à ЕЕ à Р2

Проблема (P1) порождает попытки решить ее с помощью пробных теорий (TT). Эти теории подвергаются критическому процессу устранения ошибок (ЕЕ). Выявленные нами ошибки порождают новые проблемы (Р2). Расстояние между старой и новой проблемой указывает на достигнутый прогресс.

Такой взгляд на прогресс науки, признает Поппер, очень напоминает взгляд Дарвина на естественный отбор путем устранения неприспособленных живых организмов.

Основные положения эволюционной концепции научного знания К.Поппера состоят в следующем:

 

1. Научное знание в эволюционной эпистемологии рассматривается в процессе изменения и развития, в силу чего законы теории науки становятся все более адекватными и точнее отображающими действительность.

2. Эволюционная эпистемология правильно подчеркивает тесную связь между обыденным и научным знанием, рассматривая последнее как усовершенствованное и организованное обыденное знание. В связи с этим бесперспективными представляются поиски абсолютно надежного знания, на котором можно было бы поострить научное знание (как на это надеялся Р. Декарт). Поэтому процесс построения совершенного научного знания следует начать с обыденного, повседневного знания, постепенно устраняя его недостатки посредством рациональной критики.

3. Началом научного исследования должен стать не сбор эмпирических данных, а выдвижение и постановка проблем, направленных на разрешение противоречия, или несоответствия, между новыми фактами и старыми методами их объяснения.

4. Эволюционная эпистемология, выдвигая единую концепцию научного знания, тем самым обращает особое внимание на тесную связь между естественными и общественными науками. В своих статьях, посвященных логике социальных наук, Поппер пытается показать, что метод социальных наук в принципе не отличается от естественных наук, хотя он, несомненно, обладает своей спецификой (похожей точки зрения придерживался и К. Лоренц, обосновавший возможность и необходимость естественнонаучного подхода к человеческому познанию).

5. Эволюционный подход подвергает обоснованной и убедительной критике эмпиризм и неопозитивизм, который сводит исследование науки к логическому анализу готового знания, к изучению структуры его теорий в статике, а не в динамике. В частности, К. Поппер впервые подверг убедительной критике взгляды представителей венской школы логических позитивистов, выдвинувших критерий демаркации, согласно которому подлинно научными признавались только теории, допускающие эмпирическую верификацию своих заключений. В связи с этим позитивисты и эмпиристы стали рассматривать многие философские утверждения как бессмысленные. Поппер предлагает ориентироваться на взаимное опровержение выдвигаемых предположений, придумывая условия, при которых гипотеза могла бы быть опровергнута. Идеи, для которых таких условий придумать не удается – не являются, по мнению Поппера, научными (принцип фальсификации).

Что касается применения метода проб и ошибок к росту научного знания, то Поппер считал, что случайный перебор предположений или гипотез для решения проблемы может привести к достижению истины (объективная истина (по Попперу) является важнейшим регулятивным принципом роста научного знания) ß метод проб и ошибок считается наиболее уязвимым пунктом эволюционной эпистемологии Поппера.

 

Литература:

 

  1. Поппер К. Эволюционная эпистемология//Эволюционная эпистемология и логика социальных наук, М. 2000. с.с. 57-74.

Рузавин Г.И. Перспективы эволюционного подхода в эпистемологии науки //Эпистемология& Философия науки, 2010 т. XXIII, №1, с.с. 17-33.


+ 24. Наука – система знаний и форма общественного сознания.

ЗЫ: Наука строгое знание, соответствующее следующим критериям: систематическое, рациональное, проверяемое (эмпирическая проверка), ЗЫ: это т.н. критериальный подход, лучше придерживаться его, иначе придется вспоминать многих авторов (Бэкон считает наукой одно, Декарт другое, Аристотель третье, Кант и Гегель – вообще альтернативный вариант, это ни то, что мы сегодня называем наукой)

Наука -сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства, такие как:

-способности, квалификацию и опыт ученых,

-научные учреждения и экспериментальное оборудование,

-методы научно-исследовательской работы,

-сумму всех знаний: предпосылки и результаты научного производства.

Эти результаты могут выступать как система знаний и как одна из форм общественного сознания.

Форма общественного сознания-форма отражения в сознании людей окружающего мира (проще ФОС – это форма культуры).

Примеры ФОС: политическое (отражает отношения между нациями, государствами), нравственное, религиозное, научное. Эти формы с разных сторон отражают действительность.

Наука – специфическая ФОС, для характерен особый способ освоения мира, особый способ хранения этого знания.

ФОС различаются по:

1) по объекту (своего исследования). Например, для политического ФОС – это м.б. человеческие отношения.

2) по способам отражения мира. Например: наука отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий, итп.

3) по значению в жизни общества. Зависит от функций, которые выполняет ФОС.

Основные функции науки:

1) объясняющая

2) прогностическая

3) прагматическая (т.е. наука еще является производительной силой)

Все ФОС взаимосвязаны между собой. ОС строится на совокупности ФОС.

Особенности науки как ФОС:

1) особые методами познания.

2) пытается быть объективной.

3) содержит критерии оценки своей деятельности.

В сознании людей наука ассоциируется с:

1) рациональностью.

2) объективностью.

3) универсальностью.

В любой форме ОС существует три уровня ОС:

1) массовое сознание

2) идеология

3) теоретический уровень.

ЗЫ на каждом историческом этапе может доминировать определенный вид мировоззрения (мифологическое, религиозное, научное), а ФОС общественного сознания присутствуют в равной мере (???!!!), другой вопрос что они в разной степени развиваются в той или иной системе

 

ЗЫЫ: Наука состоит из очень разных типов знаний. По мере развития науки виды знания, способы его производства все больше дифференцируются. С другой стороны наука сохраняет свое единство. Т.е. наука представляет собой систему, в которой есть разнородные элементы и связи между ними. Разные элементы научного знания. Есть знание теоретическое, фундаментальное и прикладное. Разница между ними определяется по источнику проблем. Прикладное: проблемы извне науки (из социально-экономической сферы); теоретическое знание: удовлетворение любопытства; а фундаментальное знание проблемы на стыке прикладного и теоретического знания, оно соотносит потребности прикладных исследований с существующими теориями (появившимися из чистого любопытства).

Еще есть знания:

Естественнонаучное

точное

техническое

социогуманитарное.

Отличие естественнонаучного от социогумнитарного (точное и техническое быстренько пробегаем))). Нужно доказать, что социогуманитарное знание тоже научное))) Здесь можно опираться на концепцию философии жизни (Дильтей): есть науки о природе и науки о культуре. в силе того, что объекты разные, то будут разные познавательные процедуры. В науках о природе (естественных) ключевой познавательной целью является дать объяснение (понимание служебно для объяснения); в социогуманитарной сфере ключевой познавательной целью является понимание (объяснение служебно для понимания). Есть еще и другая версия, например, неокантианцев: разница между естествознанием и социогуманитарным в том, что у них разные методы: естествознание – наука номотетическая (номос – закон) (методы у неё генерализирующие), т.е. здесь ищут в многообразном общее (сформулировать закон), а социогуманитарные науки – это тоже науки, но науки, которые пользуются методом индивидуализирующим, поскольку это науки идеографические (идео – образ), здесь важно получить некоторый целостный образ, для этого нам надо найти уникальное в многообразном. Пример: социология – номотетическая наука с точки зрения неокантианцев, она занимается выявлением законов жизни общества (например, изучение законов революции изучая из совокупность), а историка будет интересовать, что уникального в каждой отдельной революции.


+ 25. Наука как социальный институт. Коммуникативные формы научной деятельности.

Социальный институт – подсистема общества, выполняющая некие специфические функции

Формирование науки как СИ начинается в 16 - 17 вв: в Европе первые научные сообщества (Лондон – Королевское научное общество). Завершается на рубеже 19 - 20 веков. Классические научные сообщества возникают на базе университетов.

Наука как СИ включает:

1. Научное сообщество (группа людей, профессионально занимающихся наукой, Кун «Структура научных революций»);

2. Учреждения (Институты, лаборатории, оборудование);

3*. Правила регулирующие научную деятельность.

4**. Правила регулирующие отношения внутри научного сообщества и отношения этого СИ с другими СИ.

Основные специфические функция науки как СИ: объясняющая, прогностическая и прагматическая.

Роли научного сообщества:

1. Производство знания;

2. Определение предмет, цели и задачи исследований;

3. Определение критериев истинного знания.

4. Определение правил из * и **.

5. Формулировка научных проблем.

Выделяют следующие научные сообщества:

1. междисциплинарные.

2. гибридные (объединение теоретиков и практиков).

Структурирование НС:

1. Формальное (административным методом)

2. Неформальное (объединение вокруг опытного ученого, научные школы).

Проблемы НС:

1. Спад интереса к науке;

2. Старение научных кадров;

3. Утечка мозгов.

Научный этос – поведенческие нормы, общеобязательные для НС:

1. Креативность;

2. Критичность;

3. Способность к теоретическому мышлению;

4. Чистый познавательный интерес;

5. Внутренняя свобода.

 

Коммуникация в науке – профессиональное общения в НС, взаимодействие исследователей, необходимое для установления истинного знания, развития науки.

Средние века: усилия по оформлению процесса научной коммуникации (переписчики трактатов, рассылка коллегам). ð основы связи НС.

Середина XX в.: изучение научной коммуникации социологами, психологами, специалистами по информатике с целью повышения интенсивности исследовательской деятельности

Современные коммуникативные формы в науке:

1. Публикация результатов исследовний в научных журналах.

2. Участие в конференциях, семинарах.

3. Информационные ресурсы (интернет)

4. Личное общение (e-mail, телефон).

Повышение эффективности коммуникации в науке:

1. Индексы цитировании.

2. Система ссылок.


+ 26. Развитие философских оснований науки (ФОН). Динамика порождения нового знания.

Существует две точки зрения на то, как происходит развитие научного знания: интернализм (развитие за счет внутренних причин) и экстернализм (влияние внешних факторов, связано с развитием общества, которое на этот процесс влияет).

Основания науки: (ввел Степин, синонимы - научная традиция; парадигма у Куна) Степин понимает три части.

I. Идеалы и нормы науки (требования к научным знаниям, их образцы).

II. Научная картина мира (некая обобщенная модель действительности)

III. Философско-мировоззренческие основания науки (адаптируют научные представления для культуры)

Развитие ФОН происходит за счет Научных революций (– смена научной картины мира, смена идеалов и норм науки).

 

Как меняются основания науки:

XVII в. - становление классической науки. Характерны следующие основания науки для данного этапа:

1) обоснование знания должно быть математическим и экспериментальным.

2) субъект отделен от объекта исследования

3) характерны механистические взгляды и жёсткий детерминизм

При переходе к неклассической науке эти основания начинают пересматриваться в связи с тем, что одна научная традиция меняется на другую (происходит научная революция)

С конца XIX до середины XX – Неклассическая наука

Теперь допускается влияние субъекта на объект исследования. Допускается элемент случайности и детерминизм становится вероятностным. Механицизм постепенно начинает вытесняться органицизмом (предположение о том что возможно ни только причинно-следственное объяснение, но и объяснение целевое).

С середины XX в. Возникает постнеклассическая наука Здесь тоже происходят изменения философских оснований, они опять вынуждены пересматриваться, чтобы наука сохранила свой эвристический потенциал; теперь уже допускается взаимное влияние объекта на субъект и субъекта на объект; допускается причинность координационная и идеи механицизма и органицизма начинают постепенно вытесняться идеей системы и происходит переход к синергетической парадигме; отказ от ценностно-нейтрального знания (?? м.б. это значит, что теперь знание может играть роль экономического ресурса).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.