Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологическая программа научного познания П. Фейерабенда.






Пол (Пауль) Карл Фейерабенд (1924-1994). Основные работы:

  • «Против метода» (1975 г.) программное сочинение Ф., излагается позиция эпистемологического анархизма
  • «Наука в свободном обществе» (1978 г.)
  • «Прощай, разум» (1987 г.)

Отвергая как кумулятивность научного знания, так и преемственность в его развитии, Ф. отстаивает научный и мировоззренческий плюрализм, согласно которому развитие науки предстает как хаотическое нагромождение произвольных переворотов, не имеющих каких-либо объективных оснований и рационально не объяснимых.

Свою позицию Ф. именует эпистемологическим анар­хизмом.

 

Методологическая основа эпистемологического анархизма:

Принцип пролиферации (размножения) теорий – ис­следователи должны постоянно изобретать теории и концепции, предлагающие новую точку зрения на факты. Правомерны любые позиции, даже устаревшие и абсурдные могут обладать эвристическим потенциалом (напр., пифагорейский гелиоцентризм, китайская медицина, атомизм). При этом новые теории несоизмеримы со старыми. Они конкури­руют, и через их взаимную критику осуществляется развитие науки.

Имею­щийся в распоряжении ученого эмпирический и теоретический мате­риал всегда несет на себе печать истории своего возникновения. Факты не отделены от господствующей на том или ином этапе научной идеологии, они всегда теоретически нагружены. Отсюда принцип несоизмеримости, (невозможность сравне­ние теорий) – невозможность требовать от теории, чтобы она удовлетворяла ранее принятым методологическим стандартам.

=> методологический плюрализм: " Может быть успешным любой метод": " anything goes " или" все дозволено" как универсальная норма познания.

В пользу анархизма: все установившиеся методологические правила и нормы когда-то были нарушены – более того, это необходимо для научного прогресса. В процессе истор. развития науки не только возникают новые понятия, теоретические идеи и факты, но и могут изменяться идеалы и нормы исследования => философия науки НЕ должна стремиться к установлению каких-то правил научной игры.

 

Антисциентизм.

Наука не рациональна ив этом смысле не отличается от мифа, религии и т.д.

При отсутствии альтернатив теория превращается в разновидность мифа, целенаправленно культивируемого своими " священниками и нобелевскими лауреатами", и базирующегося скорее на ловком обмане, чем на беспристрастной истине.

Догматичность науки (жесткая защита учеными принятой парадигмы), идеологическая нагруженность знания, противоречия в развитии науки, негативные последствия научно-технического прогресса побудили Ф. к призыву отделить науку от государства, уничтожено господство науки в области народного образования.

Авторитаризм в любой его форме недопустим в научной идеологии. Никаких ограничений в области духовной деятельности, никаких обязательных для всех правил, законов, полная свобода творчества! Так как наука не является единственной или предпочтительной формой рациональности, то источником альтернативных идей могут быть любые вненаучные формы знания







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.