Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция смены научно-исследовательских парадигм Т.Куна. Т.Кун. «Структура научных революций».






В 1962 году вышла книга Т. Куна (1922-1996) «Структура научных революций», которая стала следующим шагом на пути критического отношения позитивистской трактовки научного познания. Кун придерживается исторического подхода, уделяя много внимания реальной истории науки.

Идея Куна состоит в следующем: развитие научного знания не является кумулятивным. Оно имеет нелинейный характер и состоит из этапов, которые характеризуются не только определенным развитием собственно научной теории, но и специфической для каждого этапа организацией научной деятельности. Он выделяет допарадигмальный этап, а затем череду сменяющих друг друга периодов нормального развития и кризиса.

1) для допарадигмального состояния некоторой области знания характерно отсутствие единства и наличие множества школ.

2) Затем появляется парадигма. Благодаря принятию парадигмы группа, интересовавшаяся ранее изучением природы из простого любопытства, становится профессиональной, а предмет ее интереса превращается в научную дисциплину. Два необходимых условия, чтобы теория стала парадигмой: она должна быть беспрецедентной, чтобы поглотить альтернативу, и достаточно открытой, чтобы в ее рамках могли найтись проблемы для дальнейшей разработки.

Период господства парадигмы Кун называет нормальной наукой, которая состоит в расширении и более глубокой разработке парадигмы. Целью нормальной науки является решение задач-головоломок, которые заведомо разрешимы в рамках данной парадигмы. В период нормальной науки возможен кумулятивный рост знания. В общих чертах парадигма изложена в учебниках. Для периода нормальной науки характерно прежде всего то, что ученые относятся с полным доверием к той парадигме, в рамках которой они работают. И если какая-то головоломка не поддается решению, они не ставят парадигму под вопрос. Чаще всего они предполагают, что для решения они не имеют достаточно данных или недостаточно оснащены. Возможно, они предлагают некоторые дополнения к парадигме – гипотезы «ad hoc» по Попперу.

3) возникают аномалии, которые являются чем-то большим, чем просто головоломки. Аномалия появляется только на фоне парадигмы. Чем более точна и развита парадигма, тем более чувствительным индикатором она выступает для обнаружения аномалии. Парадигма ставится под вопрос. Возникает кризис, который либо разрешается в рамках нормальной науки, либо решение проблемы откладывается, либо возникает новая парадигма. Переход к новой парадигме является научной революцией. Самым ярким признаком этого становится написание новых учебников.

Парадигма – то, что объединяет научное сообщество. Главные компоненты парадигмы (позднее – дисциплинарной матрицы) – символические обобщения (f(x, y)), метафизические парадигмы (теплота представляет кинетическую энергию частей, составляющих тело), ценности (предсказания должны быть точными, теории должны позволять решать головоломки, наука должна или не должна быть полезной), образцы (конкретное решение проблемы, с которым сталкиваются студенты в ходе научной подготовки)

 

Итак, философское содержание теории Куна состоит в том, что наука рассматривается не как процесс накопления знаний, а скорее как совокупность способов его получения и интерпретации. В понятии парадигмы заложена идея полного отсутствия прогресса. Правда, следует заметить, что сам Кун эту идею не формулирует, он сторонился радикальных выводов и специально указывал, что считает прогресс неотъемлемым для науки. Однако он пишет о принципиальной несопоставимости парадигм, что делает их сравнения на предмет прогрессивности бессмысленными.

 

[1] Т. Кун, «Структура научных революций»

[2] «История философии» под редакцией В. В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.