Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиция эмпиризма в философии и науке Нового времени. Ф. Бэкон. «Новый органон».






Френсис Бэкон (1561-1626 г.) родоначальник эмпиризма. Задачей философии он считает --- создание нового метода научного познания.

Он переосмысливает предмет и задачи науки. Цель научного познания --- принесение пользы человеческому роду. Бэкон отрицает понимание науки как самоцели и как пути к более углубленному созерцанию природы (как это было ранее). Наука --- это средство, ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природых явлений. Знание должно иметь практическое значение, подчинить науку для достижения собственных целей.

Бэкон полагает, что чувства не врут, но на пути от чувства к разуму происходят ошибки --- идолы. Он выделяет 4 вида таких идолов:

1. Идолы рода --- заблуждения присущие самой природе человека. Мы примешиваем к природе вещей свою природу, из-за чего вещи представляются в искаженном виде. Мы склонны приписывать вещам больше порядка, мы придерживаемся однажды принятых суждений, положений и стремимся все факты подогнать под эти убеждения;

2. Идолы пещеры --- возникают из собственной духовной и телесной природы каждого человека, результат воспитания, образования, образа жизни. Души заключены в тела, как в пещеры Платона;

3. Идолы площади --- порождаются неправильными употреблениями слов и имен. 1. Имена даются несуществующим предметам (вымыслы становятся реальностью). 2. Имена существующих вещей, но плохоопределенные неясные понятия;

4. Идолы театра --- ложные мнения, вера в авторитеты. Только этот идол устраним полностью.

Для того, чтобы избавиться от идолов необходимо разработать учение о методе. Какой метод выбрать?

1. Рационалист паук --- создает ажурную ткань доказательств, в большинстве не только бесполезных, но и основанных на ложных суждениях.

2. Эмпирик муравей --- тащит все, что попадается ему на пути.

3. Индукция пчелы --- которая не только собирает нектар, но и перерабатывает его в мед --- истину.

Бэкон разрабатывает индуктивный метод. Индукция характеризует логику познавательной мысли, идущей от знания повторяющегося признака у отдельных явлений к выводу о принадлежности этого признака всем явлениям определенного класса. Суть индуктивного метода --- получение общих положений, общих знаний о мире путем изучения многообразия явлений и процессов.

В индуктивном методе в качестве необходимых этапов входит сбор фактов и их систематизация. Составляются три таблицы --- таблица присутствия, отсутствия и промежуточная. Используя все эти три таблицы вместе, мы можем выяснить причину, которая лежит в основе (от частности, к общему). Принцип исследования общих свойств явлений, их анализ. В индуктивный метод входит и проведение эксперимента.

Можно выделить два случая индукции: \textbf{полная, неполная}. В науке приходится прибегать к неполной индукции. Заключение, сделанное на ее основе не обладает строгой необходимостью Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим, Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, ни и факты, опровергающие его.

Бэкон рассматривает два типа опытов: плодоносные (приносят сиюминутную пользу); светоносные (их истинность объясняет на основе теории). Основным принципом метода Бэкона является единство теории и практики.

Основное отличие Бэкона от атичной философии: в античной философии происходит идеализирование общего (мир идей Платона). Аристотель придерживается взгляда, что истина --- от общего к частному, и что в единичном не может быть занния. Бэкон говорит, что процесс познания может происходить путем обобщения опытных данных и, таким образом, может быть получено знание об общем.

Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственным источником знания (Гоббс, Локк). ``С самого начала мы имеем на одной стороне вщеи, а на другой --- человека, совершенно лишеннного знания. Вещи природы воздействуют на его органы чувств и вызывают в организме ответную реакцию, сначала в виде самостоятельно существующих ощущений. Последующее комбинирование разнообразых ощущений дает человеку восприятие предмета в целом. Многократно воспринимая предмет, человек закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета --- так возникает представление. То есть ощущения, восприятия, предствавления предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкающих друг к другу реальных этапов познавательной деятельности. Мышление лишь надстраивается над результатами и формами чувственного познания''.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.