Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знание и вера в западноевропейской средневековой культуре.






Эпоха Средневековья – II - XV вв.н.э. (условно)

 

Центры «научного» знания – монастыри и школы при них, обеспечивающие для священнослужителей необходимый уровень образования. Монастыри также играли роль библиотек, сохраняя накопленное ранее знание. Позднее создаются средневековые университеты, где преподаются теология (богословие), философия, право и медицина.

 

Задачи научного исследования – направлены на достижение благодати и спасения.

 

В философии Средневековья можно (условно) выделить периоды:

- апологетика – (II-IIIвв.) - «ранняя» патристика

- патристика – (IV-VIIIвв.) – сис-ма теолого-философских взглядов «отцов-основателей» церкви, обосновавших и разрабатывавших идеи христианства, обсуждение проблем сущности Бога, движения истории к определенной цели («град Божий»), соотношения свободы воли и спасения души и т.п.

- схоластика – (IX-XVвв.) - обновление религиозных догматов, приспособление их к нуждам преподавания в школах и университетах, большее значение придается логике рассуждений в которой видится путь постижения Бога.

 

Теологическое мировоззрение:

- универсализм – всеобъемлющее познание «мира в целом», обоснование – античная гносеологическая модель «подлинного», всеобщего, аподиктичного знания, представление о единстве космоса и человека, их креационистская общность, как сл-е «знать способен только тот, кто проник в суть божественного творения», знание либо универсальное, либо никакого

- символизм – все вещи сотворенные, определяются «верховным планом», не являются независимыми, след-но символичны – воспроизводят, воплощают скрытую за ними фундаментальную сущность; изоморфизм понятий и объектов обуславливает тождество онтологического и гносеологического, которое выступает условием возможности знания; познание вещей сводилось к сугубо текстовому характеру познавательной деятельности, толкованию священных писаний

- иерархизм – все «видимые» вещи обладают свойством воспроизводить вещи «невидимые» (быть символами), но не все в одинаковой мере, иерархия символов (высшие - низшие, небесное - мирское), определяющая приближенность к Богу

- теологизм – истолкование явлений действительности как существующих по «промыслу божьему», во имя исполнения заранее уготовленных ролей (вода - растения - животные - чел-к), как сл-е антропологизм, геоцентризм (поле битвы добра и зла).

 

Проблема универсалей – проблема антологического (бытийного) статуса общих понятий.

Реализм – общие качества обладают реальностью, существуют в сознании Бога.

Номинализм – общие качества - просто имена, существуют лишь в уме.

 

Концепции познания.

 

Вся деятельность чел-ка в эпоху Средневековья – в рамках религиозных представлений, противоречащее религии – запрещалось, подчиненный характер физики (наука, имеющая своим предметом невидимые причины видимых вещей) и других наук метафизике.

 

Обобщенная доктрина познания в Средневековье (Фома Аквинский) – «созерцание творения должно иметь целью не удовлетворение суетной жажды знания, но приближение к бессмертному и вечному» – усиление элемента созерцательности, мистический характер познания (отказ от античной теории атомизма, накопленных ранее медицинских знаний, анатомирования и т.п.).

 

Не могло существовать концепции объективных законов, как сл-е не могло сформироваться естествознание. Единственная причина целостности мира – Бог, без него мир развалиться, поскольку всякий объект утратит естественное отведенное ему Богом место. Все объекты определялись только в отношении к Богу, а не в отношении друг к другу.

 

В силу текстовости познания основные усилия были отведены не анализу вещей, а анализу понятий. Универсальный метод – дедукция, осуществляющая субординацию понятий, которой соответствовал иерархический ряд действительных вещей. Принципиально априорный, внеопытный стиль умозрительной, схоластической науки.

 

В Средневековье развивались специфические области знания (астрология, алхимия, прикладная магия), содержавшие в себе определенное рациональное зерно и послужившие предшественниками естественных наук.

 

Соотношение веры и знания.

 

Важные вопросы соотношения веры и знания, философии и теологии истолковываются неоднозначно.

 

Патристика:

 

Отделение реальностей веры и умозрения. Когнитивно-рациональные структуры не имеют силы в сфере постижения веры. Вера не нуждается в рационально-теоретической аргументации, истины веры открываются в акте откровения. «Верую ибо абсурдно» (Тертуллиан)(ок.160-230).

 

Обнаружение в философии некоторых сторон, которые могут быть использованы теологией – дополнение веры логическими доказательствами, рациональное знание углубляет и проясняет веру. Философия - «служанка» богословия (Тит Флавий Клемент)(ок.150-219).

 

Природа превосходит самый ясный и чистый ум. Процесс изменения мира связывался с глубиной падения и возвращения (спасения) духов (Оригена)(ок.185-253).

 

«Истинная философия и истинная религия - одно и то же». «Познай Бога и собственную душу, Бога – через душу, душу – через Бога». Углубление в себя есть путь к Богу (Августин)(354-430).

 

Схоластика:

 

Истины, добытые разумом, но противоречащие Священному писанию, должны быть забыты и отвергнуты. «Верю чтобы знать» (Ансельм Кентерберийский)(1033-1109).

 

Четкое разграничение между верой и знанием. Сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. «Понимать, чтобы верить» (Абеляр)(1079-1142).

 

Согласование теологии (опыт сверхъестественного) и науки (опыт естественного). Главный метод научного исследования – наблюдение (Альберт Великий)(1193-1207).

 

Учение о двойственной истине, настаивавшее на разделении истин теологии и философии. Истинное в одном, может быть ложным в другом. Философия и теология фактически не различаются, т.к. имеют предметом своего познания Бога и то, что он создает, однако, теология идет от Бога к природе, а философия от природы к Богу. Отличаются они, прежде всего, методом познания, философия (в том числе и точные знания о природе) опирается на опыт и разум, а теология – на веру (Фома Аквинский) (1225-1274)(Оккам)(1285-1349).

Заключение.

С одной стороны познание в Средневековье продолжает традиции античности – созерцательность, постижение общего безотносительно к единичному, абстрактно-умозрительное теоретизирование, отказ от опытного познания, главенство универсального над уникальным, стабильного над становящимся, надличностного над личностным и т.п.

С другой стороны происходит разрыв с этими традициями – прогресс «преднаучных» дисциплин, подготавливающий переход к новой культуре.

Основные препятствия к возникновению научного естествознания:

1. Отсутствие идеи самодостаточности природы

2. Созерцательный, теологически-текстовый характер познания (пример с пятнами).

3. Полумистический, со значительным удельным весом вербального элемента, характер опытной деятельности.

4. Качественный характер знания.

 

Литература:

1. под.ред. С.А.Лебедева, «Философия науки» М., Академический проект, Трикста, 2004, с.65-77

2. В.П.Кохановский (и др.), «Философия науки в вопросах и ответах», Ростов, н/Д: Феникс, 2006, с.61-67, 71-74

3. А.Г.Спиркин, «Философия», изд.2, М., Гардарики, 2006, с.80-100

4. П.В.Алексеев, А.В.Панин, «Философия», изд.3, М., Проспект, 2005, с.110-123







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.