Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социокультурные предпосылки возникновения и основные этапы исторической эволюции науки. Интернализм и экстернализм.






Начну с определения двух теоретических концепций по-разному строящих историю науки: интернализм и экстернализм.

Интернализм: (Поппер) развития науки, обусловлено внутренними факторами. С этой позиции возникновение науки: знание развивается по своим собственным законам; в какой-то момент накопленное знание обобщается до такой степени, что становятся знаниями строгими. Т.е. для знаний формулируются некие критерии совершенства (например, проверяемое, внутренне непротиворечивое знание, практически полезное, рациональное…) И когда эти критерии выполняются, появляется наука.

Экстернализм: (Бернал, Лакатос) развитие науки, обусловлено внешние, социокультурные факторы. В этом случае существуют социокультурные предпосылки возникновения науки. Существует несколько концепций того, что такое наука и когда она возникла. В зависимости то нашего определения мы указываем момент возникновения науки и совокупность социо-культурных предпосылок будет разная.

I подход: наука представляет собой просто строгое знание; возникает в античности; социокультурными предпосылками являются: 1) потребности в осмыслении и систематизации широкого эмпирического материала; 2) разоблачение мифов (концепция Ясперса: при не совпадении мифологических представлений о картине мире разных народов появляется понимание, что их представление может оказаться ошибочным, появляется потребность в рациональном обосновании).

II подход: появление науки и специфика научного знания связаны с экспериментальным характером познания. возникновение науки в XVI – начале XVII века, связано с эпохой возрождения; предпосылки: 1) развитие техник (чтобы эксперимент стал возможен); 2) накопление специализированного знания (медицинского, технологического, связанного с алхимией и т.д.); 3) постепенная секуляризация знания (т.е. ослабление роли церкви в культуре в целом, так, что наука становиться конкурентоспособной в сравнении с религиозным знанием; концепция двух истин Фомы Аквинского: вера это хорошо для человека, каждого в отдельности, и знание тоже хорошо).

III подход: наука, как специализированном социальном институте, т.е. ограниченными соответствующими ценностями и нормами, некий профессиональный вид деятельности (направленной на производство, переработку и распространение систематизированных, объективных знаний об окружающей действительности); возникает тогда, когда возникает научное сообщество, XVII век. Предпосылки для возникновения сообщества ученых, которые профессионально заняты получением знания: 1) развитие производства; 2) включение знания в экономическую систему (научное знание и технологии являются экономическими ресурсами); 3) возникновение книгопечатания.

В рамках III подхода основные ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ науки:

1. Возникновение классической науки (16-17 в.в.).

1) Заложение основ научной методологии.

2) Разрозненные эмпирические данные, обобщаются и систематизируются.

3) Стремление к единообразию в постановке задач, методах их решения и критериях оценки получаемых результатов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.