Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗамечанияJ






Эта игра способствует созданию веселой и благодушной атмосферы. Обязательно отметьте, какие разные образы находят участники и как оригинально они обосновывают свои ассоциации.


Автопортрет

Основная цель этой игры — обратить внимание участников на уникальность каждой личности - 60 минут -

Материалы------------------------------------------------------------ —

Бумага, мелки (фломастеры, ручки, карандаши).

1. Каждый игрок рисует автопортрет. При этом самые яркие черты лица {длинные ресницы, курносый нос, пухлые губы) намеренно преуве­личиваются. При выполнении задания многие участники будут испы­тывать затруднения. Объясните им, что рисунок не должен обладать фотографической точностью. Создавать живописный шедевр также не требуется. Ведущий может сам принять участие в игре. На выполне­ние задания отводится Ъ минут.

2. Игроки не должны подсматривать друг за другом. Картины не подпи­сываются. В конце работы листы бумаги складываются вдвое.

3. Соберите все рисунки в большую коробку. Предложите игрокам не глядя вынуть один лист.

4. Каждый игрок должен угадать, чей автопортрет он достал.

5. Все по очереди показывают рисунки и высказывают предположения о том, кто является их автором, делятся личными впечатлениями.

Замечания

Обсуждение почти всегда проходит оживленно. Большую симпатию обычно вызывают те «художники», кто изображал себя, не приукра­шивая. Картины можно развесить по стенам. Это будет означать, что здесь каждого члена группы принимают во всей его самобытности.

С ГОЛОВЫ до пят

Игра пробуждает художественные способности членов группы - 45 минут -

Материалы-----------------------------------------------------------.----

Большие листы бумаги по числу участников, мелки, фломастеры.

1. Каждому игроку предстоит работать самостоятельно и нарисовать ав­топортрет в полный рост. Картина не должна содержать указаний на авторство. Игрокам не разрешается подсматривать друг за другом. На выполнение задания отводится 10 минут.

2. Соберите готовые рисунки и развесьте их на стенах.

3. Теперь участникам предстоит угадать, кто изображен на каждой кар­тине. Начните с первого портрета и предложите своему соседу слева догадаться, кто художник. Участник подходит к предполагаемому жи­вописцу и подводит его к картине. Если догадка оказалась верной, ав­тор подписывает картину своим именем и возвращается на место.

4. Если игрок ошибся, то и он, и художник садятся на свои места, а Вы предлагаете следующему участнику попытать счастья.

Замечания

Пусть картины висят на стенах в течение нескольких занятий. Они создают благожелательную атмосферу и усиливают сплоченность группы.


Эпитеты

Каждый участник описывает себя с помощью трех прилагательных. Остальные члены группы угадывают, кто скрывается за этим описанием - 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Проследите, чтобы все члены группы хорошо видели друг друга.

1. Объясните, что предлагаемая игра способствует развитию интуиции.

2. Каждый участник подбирает и записывает три эпитета, характеризу­ющих его личность.

3. Соберите листы бумаги и поочередно читайте записи. Игроки пыта­ются угадать, кто охарактеризовал себя подобным образом. При этом высназывающий соображения участник должен обосновать свою по­зицию, а также выслушать мнения других членов группы, которые могут соглашаться с его доводами либо опровергать их и выдвигать собственные.

4. Порекомендуйте участникам не стремиться сразу быть узнанными, по­скольку тогда они смогут получить больше информации о том впечат­лении, которое сложилось о них в группе. Каждый сам волен решить, открыться ему в конце игры или остаться неузнанным.

(Варианты J

Эту игру можно упростить и предложить группе в самом начале рабо­ты, когда участники еще плохо знают друг друга. Для этого просто попросите членов группы описать себя, свое настроение, пользуясь только тремя прилагательными. Кроме того, можно предложить участ­никам выбрать цвет, наиболее подходящий к их настроению.

Три вопроса

Каждый участник сможет проверить свою интуицию и знание людей - 20 минут -

1. Предложите участникам объединиться в небольшие команды по шесть-семь человек.

2. Один игрок от каждой команды выходит из комнаты. В это время его команда придумывает три вопроса, на которые игрок будет отвечать, когда его позовут обратно. Вопросы должны помочь лучше понять этого человека и могут касаться его личности, биографии, жизненных принципов, целей и т. п.

3. Когда игрок возвращается, ему объясняют, что сейчас надо будет от­ветить на три вопроса, при этом один ответ должен быть неискрен­ним, неправдивым.

4. Игроки определяют, какой ответ не содержит правды. Высказываемые мнения должны обосновываться.

5. Отвечающий выслушивает обсуждение до тех пор, пока оно ему инте­ресно, а потом сообщает членам команды, удалось ли им установить истину.


Уникальность каждого

Эта игра способствует созданию доверительных отношений в группе

- 45 минут -

Подготовка-------------- ■ --------------- —-----------------------------

Игроки сидят по кругу, у каждого наготове бумага и карандаш.

1. Акцентируйте внимание участников на том, что каждый человек не­повторим, уникален. У всех свои особенности, жизненный опыт, при­страстия и т. д. Совокупность целого ряда факторов и создает неповторимую личность. Пусть сначала каждый игрок попытается охарактеризовать то, в чем он уникален. Приведите несколько приме­ров:

 

• неожиданные факты (я — одна из тройни);

• интересная работа (я — пресс-секретарь организации «Гринпис»);

• кулинарные способности (я замечательно готовлю уху);

• интересный жизненный опыт (я прожил год в Берлине);

• особые награды (я уже десять раз получал золотую медаль за спортивные достижения);

• необычные умения (я — чревовещатель);

• особые интересы (я прекрасно разбираюсь в литературе русского зарубежья).

2. Попросите участников написать на листе бумаги свои имена и приба­вить новую необычную, интересную или просто важную характерис­тику, которая подчеркивает их индивидуальность. (Впоследствии эта информация может помочь Вам в работе.)

3. Соберите записи и прочтите их одну за другой. Каждый раз делайте небольшую паузу и предлагайте группе определить игрока, давшего себе такую характеристику. Если попытки несколько раз не дают по­ложительного результата, соответствующий игрок встает, тем самым давая понять, что речь идет о нем.

Учимся ценить индивидуальность

Если бы мы умели ценить собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакость партнера - 60 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Члены группы рассаживаются по кругу, у каждого заготовлены бума­га и карандаш.

1. В начале игры скажите примерно следующее: «Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

2. Предложите каждому игроку написать о каких-то трех признаках, ко­торые отличают его от всех остальных членов группы. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п. В любом случае информация должна носить пози­тивный характер.

3. Приведите три примера из собственной жизни, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Для создания игровой ат­мосферы используйте свою фантазию и чувство юмора.

4. Участники записывают свои имена и выполняют задание (3 минуты). Предупредите, что Вы соберете записи и зачитаете их, а члены груп­пы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утвержде­ний.

5. Соберите листочки и еще раз отметьте положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, дать друг дру­гу импульсы к изменению и обучению и т. д. Потом прочтите каждый текст, и пусть игроки угадают, кем он написан. Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.


Марка

Каждый участник рисует марку, изображение на которой символизирует его личность. Группа угадывает автора

- 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Члены группы сидят по кругу. У каждого участника должен быть лист бумаги и пара мелков, фломастеров или карандашей.

1. Объясните членам группы, что это упражнение поможет им лучше узнать друг друга.

2. Марка, которую предлагается нарисовать каждому участнику, должна как можно полнее отражать его личность: сильные стороны и досто­инства, уникальный жизненный опыт, особые таланты — одним сло­вом все то, что делает его ценным деловым партнером, любимым членом семьи или незаменимым сотрудником. Желательно рисовать марку так, чтобы другие участники не имели возможности видеть, что там изображено. Подписывать работы не надо. На выполнение зада­ния дается 5 минут.

3. Соберите рисунки и показывайте их один за другим. Участники долж­ны попытаться отгадать, кто автор той или иной работы, обосновывая высказываемые предположения.

4. Если автора не удается опознать, через пару минут он называет себя и вкратце объясняет, что он старался передать своим рисунком.

Рекламный ролик

Эта игра — приглашение к импровизации. Участники проводят некую коммерческую рекламную акцию, представляя лучший продукт в мире — самих себя

- 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Группа усаживается полукругом. Необходимо, чтобы все видели имп­ровизированный подиум.

1. Каждый участник должен в течение 2-3 минут придумать рекламную кампанию, представляющую его самого как «лучший в мире продукт». Это может быть отчет о тестировании, торговая рекомендация, рекла­ма улучшенного продукта. Форму будущего мероприятия (рассказ, пес­ня, танец) участники определяют самостоятельно. Если нужно, к выступлению привлекаются другие члены группы. Ведущий огова­ривает только структуру представления: оно должно соответствовать стилю коммерческого рекламного сообщения и длиться не больше 30 секунд.

2. Чтобы членам группы было не так трудно, начните основную часть игры с саморекламы (покажите собственный рекламный ролик). Пусть следующим выступающим будет Ваш сосед справа или слева.

3. Акцентируйте внимание игроков на том, что выполнять задание не­легко, поэтому каждого выступающего нужно поддерживать искрен­ними аплодисментами.


Заголовки, только заголовки!

Участники придумывают заголовки, характеризующие их самих, а также их жизнь

- 20 МИНУТ -

 

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Вам понадобится достаточно места, чтобы участники смогли работать в малых группах. Кроме того, потребуется большой лист ватмана.

1. Предложите участникам разбиться на шестерки.

2. Каждый игрок представляется членам своей команды, но не просто так, а особым образом, например, придумав название романа, который бы описывал его биографию. Впрочем, это могут быть названия и дру­гих литературных и художественных произведений, в частности:

 

• фильма;

• новеллы;

• стихотворения;

• журнальной статьи;

• мюзикла;

• телепередачи.

3. Чтобы участникам стало понятно, что от них требуется, начните игру с себя. Например, Вы можете сказать: «Я задумал книгу, описываю­щую мою жизнь. Она называется «Кочевник». Я постоянно нахожусь в движении, ищу что-то новое и иногда ощущаю себя пастухом, кочую­щим от пастбища к пастбищу».

4. Пусть участники выполнят задание в своих командах и объяснят, по­чему придуман тот или иной заголовок.

5. Все члены группы собираются вместе для обсуждения заголовков и проводят «мозговой штурм»: предлагают разные названия для того курса (тренинга, семинара), участником которого они в данный мо­мент являются. Отметьте все идеи на листе ватмана. Потом каждый участник говорит, какой из заголовков кажется ему удачнее осталь­ных.

Три предмета

Каждый участник приносит из дома три предмета, дающих представление о его личности

- 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Попросите участников принести с собой на это занятие три важных или любимых предмета (это могут быть любые вещи: посуда, книги, игрушка и т. п.).

1. Каждый игрок выбирает партнера, с которым ему хотелось бы побли­же познакомиться. Они показывают друг другу принесенные вещи и объясняют, почему выбор пал именно на них.

2. На основании предыдущего этапа игры партнеры анализируют, чем они похожи друг на друга и чем отличаются (5 минут).

3. В конце каждая пара представляется всей группе. Первый игрок гово­рит об общих (сходных) чертах, второй — о выявленных различиях.

Варианты J

Три предмета можно заменить на:

• три фотографии из фамильного альбома;

• три мелодии;

• три строчки из разных стихотворений;

• три любимых фразы.


Метафоры

Эта игра прекрасно развивает воображение участников и дает возможность увидеть себя с неожиданной стороны - 20 минут -

 

Подготовка----------- —---------------------------------------------------

Члены группы сидят в кругу; один стул свободен. Положите на него несколько вещей, например, штопор, книгу, часы, спичечный коробок.

1. Расскажите участникам о значении метафоры в нашей жизни, о том, что один из нестандартных путей самопознания — попытка сравнить себя... с каким-либо предметом. Обратите внимание игроков на вещи, лежащие на стуле, и расскажите, в каких случаях Вас можно метафо­рически сравнить с каждой из них. Желательно, чтобы Ваше описание было юмористическим.

2. Один за другим игроки подходят к вещам. Разрешите им потрогать предметы, подержать их в руках. Это поможет участникам справиться с заданием.

3. Далее участник пытается сравнить с себя только с одним имеющимся предметом, берет его в руки и объясняет группе, какое сходство суще­ствует между ним и этим предметом.

4. После того как задание будет выполнено всеми, игроки разбиваются на команды в соответствии с выбранными предметами. Очевидно, что в командах будет разное количество участников, однако в данном слу­чае это не имеет значения.

5. Игроки, оказавшиеся в одной команде, обсуждают, что общего между ними. За 10 минут им предстоит найти по меньшей мере тридцать об­щих черт и записать их. Как только с заданием справляется одна груп­па, игра оканчивается.

6. Все собираются вместе, и команды делятся друг с другом результата­ми своей работы. Кроме того, каждый отдельно взятый игрок говорит, какое из названных качеств он ценит больше остальных.

Всякая всячина

По кругу пускается «короб с чепуховиной», из которого каждый достает какую-либо приглянувшуюся ему вещицу

- 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Вам понадобится коробка, куда нужно предварительно сложить как можно больше разных вещей («всякой всячины»). Чем более разнооб­разными будут предметы, тем лучше. Подойдет все: катушка ниток, старый игрушечный автомобиль, засушенные листья, сухие цветы, ма­ленький камешек, еловая шишка, куколка, монеты разных стран, ко­робка для медикаментов, аудиокассета, билет на самолет, вышитая салфетка, дискета, пасхальное яичко, конфеты, пружинка, связка ста­рых карт, цепочка, браслет, кольцо и т. д.

1. Пустите короб по кругу. Каждый участник должен вытащить любой привлекший его внимание предмет.

2. Участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе партнера, с ко­торым ему хотелось бы познакомиться поближе. В течение 10 минут они рассуждают о том, почему они выбрали тот или иной предмет. Игрокам можно предложить список наводящих вопросов:

 

• Какие ассоциации вызывает этот предмет?

• Эта вещь мне нравится или нет?

• Насколько этот предмет напоминает мне мое прошлое?

• «Похож» ли я на этот предмет?

• Символизирует ли данная вещь мое теперешнее состояние, задачу, которую мне предстоит решить, и т. п.?

• Если бы этот предмет мог говорить, что бы он сообщил о себе?

• Если бы я разговаривал с этим предметом, что бы я ему сказал?

3. После обсуждения каждый игрок представляет партнера всей группе. (Какой предмет выбрал партнер? Что из сказанного характеризует его лучше всего?)


Панно

Каждый участник приносит три личных вещи. В течение трехраундов из этих предметов составляется необычное панно - 45 минут -

1. Объясните группе, что игра состоит из трех раундов и каждый из уча­стников должен внести в игру свой вклад: какие-нибудь три вещи, которые ему необходимы и которые он обычно носит с собой.

2. Игроки сидят на стульях по кругу. Один за другим они встают, выхо­дят в середину круга, молча показывают один из трех принесенных предметов и кладут его на пол в середину круга. Порядок выхода иг­роков произвольный: каждый сам решает, в какой момент и какой пред­мет он выложит перед группой.

3. По окончании первого раунда все поднимаются со своих мест и рас­сматривают составленное панно с разных позиций. Затем каждый са­дится на новое место.

4. Второй и третий раунды проходят так же, как и первый. Игроки до­полняют панно с помощью других принесенных ими предметов. Пос­ле каждого раунда в течение нескольких минут игроки рассматривают коллективный «шедевр».

5. В конце игры подводятся итоги. Предложите членам группы ответить на вопросы:

 

• Какие связи возникают между предметами?

• Как характеризует панно нашу группу?

• Какие чувства я испытывал во время этой игры?

• Как можно назвать панно?

• Что я хотел сказать группе с помощью предложенных мной предме­тов?

• Как бы интерпретировал наш «шедевр» внешний наблюдатель?

Категории

Эта игра требует высокого уровня взаимодействия между участниками и усиливает чувство принадлежности к группе - 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Вам понадобится колокольчик или свисток.

1. Предложите участникам походить по помещению, сделать два-три не­сложных упражнения. Объясните, что физическая активность способ­ствует умственной деятельности.

2. Первый раунд: «Найдите всех участников, которые родились в той же части страны или света, что и вы. Это нужно сделать как можно ско­рее...» {Если в вашей группе занимаются люди из одного города, ис­кать друг друга могут жители одного района, округа и т. п.) Следите за тем, чтобы участники выполняли задание действительно быстро! Как только образуются соответствующие команды, предложите каж­дому ее участнику вкратце рассказать о месте своего проживания. В та­ком случае Вы будете уверены, что задание выполнено верно.

3. Второй раунд: «Быстро найдите игроков, которые родились под тем же созвездием, что и вы...» Образовавшиеся команды можно попро­сить показать свое созвездие.

4. Третий раунд: «Найдите как можно быстрее всех участников, у кото­рых столько же братьев и сестер, сколько и у вас. Единственные дети собираются в свою команду...»

Варианты)

Другие признаки, по которым могут составляться команды:

• сходная жизненная ситуация или похожий род занятий (для облег­чения задачи Вы можете сами предложить несколько вариантов);

• одинаковый цвет глаз;

• одинаковое настроение;

• общий любимый цвет.


Сходства и различия

Благодаря этой игре каждый сможет понять, насколько развита его интуиция - 30 минут -

Материалы —--------------------------------------------------------------

Бумага и карандаши для каждого участника.

1. Данную игру особенно полезно проводить в группах, состоящих из людей разной национальности, с разным профессиональным и жиз­ненным опытом и т. п.

2. Участники расходятся по парам. Они могут выбрать партнера по раз­ным критериям:

 

• я выбираю партнера, предполагая, что мы с ним очень разные;

• этого партнера мне трудно оценить;

• партнер мне несколько антипатичен;

• я выбираю партнера, который мне с первого взгляда кажется заслу­живающим доверия;

• этот партнер напоминает значимого для меня человека.

3. Пары усаживаются вместе. Каждый игрок отмечает и записывает три сходства и три различия, которые, как ему кажется, есть между ним и партнером. Записи друг другу не показывают. На выполнение зада­ния отводится 5-10 минут.

4. Затем партнеры вступают в беседу. Во-первых, обсуждаются найден­ные гипотетические сходства, во-вторых — различия. На выполне­ние задания отводится 10 минут.

5. Вся группа собирается вместе, и каждый участник представляет свое­го партнера. При этом можно кратко рассказать о результатах совмест­ной работы.

Найди сходство

Это отличное упражнение для тех, кто хочет укрепить отношения в только что созданной группе

- 30 минут -

1. Попросите каждого участника найти себе партнера. Это должен быть незнакомый или малознакомый член группы. Затем в течение 2 ми­нут партнеры должны найти то, что их объединяет; общие черты ха­рактера, предпочтения, сходные жизненные обстоятельства и т. п.

2. После этого несколько участников-добровольцев рассказывают о но­вом опыте общения.

3. Попросите членов группы образовать новые пары (принцип тот же). На этот раз игрокам придется находить материальные вещи, которые есть как у одного, так и другого (одна и та же марка машины, обувь одного производителя, и т. п.). На выполнение задания отводится 4 ми­нуты.

4. Снова предложите добровольцам рассказать о результатах беседы.

5. Игру можно провести еще раз. Пусть теперь партнеры находят между собой как можно больше общего (по любым основаниям). На выпол­нение задания отводится 5 минут.

6. Занятие заканчивается общим обсуждением результатов игры.
Замечания

Почти всегда в группе есть человек, который начинает чувствовать себя неуверенно, если сходство между членами группы подчеркива­ется особо. Таких людей может быть и несколько. Создается впечатле­ние, что они страшатся потерять свою индивидуальность и оригиналь­ность. Принимая во внимание подобную чувствительность, при подведении итогов игры задайте вопросы о различиях, существующих между людьми.


Пристрастия

Всегда интересно найти того, кто разделяет наши вкусы и предпочтения - 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы игроки могли свободно дви­гаться по помещению. Кроме того, каждому участнику понадобятся бумага и карандаш.

1. Сначала каждый участник записывает на бумаге следующее:

 

• причуды и привычки, которые мне не нравятся в других;

• нечто вызывающее во мне яркие приятные детские воспоминания (какой-то особый запах, песня, улица, место проведения каникул);

• утверждение, являющееся заведомой ложью относительно меня, например: «Ты скуп; ты бесчувственный; ты — ведьма»;

• технический прибор {предмет электробытовой техники), с которым я часто мучаюсь или вовсе не справляюсь;

• человек, ради которого я готов пожертвовать многим.

2. Затем каждый участник ходит по комнате и сравнивает свои записи с чужими. Нужно найти тех членов группы, кто дал как можно больше похожих ответов. На выполнение задания отводится 15 минут.

3. Участники, чьи пристрастия совпадают (желательно, чтобы процент совпадений был как можно выше), объединяются в небольшие коман­ды и ведут разговор о собственных сходствах и различиях.

(Варианты J

Можно записывать ответы на самые разные вопросы, например:

• любимый цвет;

• любимое время дня;

• любимый пейзаж;

• животное, которое мне не нравится;

• люди, которых я обхожу стороной;

• мои важнейшие обязанности;

• моя стратегия в отношениях с родителями;

• тип человека, в которого я мог бы влюбиться, и т. д.

Концентрические круги

Каждый игрок получит возможность поговорить с остальными членами группы

- 20 минут -

Материалы-----------------------------------------------------------------

Бумага и карандаши всем участникам.

1. Предложите участникам письменно ответить на следующие вопросы:

 

• что общего может быть у меня со всеми членами группы; ■ что отличает меня от всех игроков;

• каким может быть мой вклад в занятия;

• чем мне могут помочь эти занятия и чего я в результате достигну?

2. Теперь группа делится на две равные части: одна половина образует внутренний круг (позднее эти игроки будут двигаться по часовой стрелке), другая — внешний (они начнут движение против часовой стрелки). При этом игроки, находящиеся в разных кругах, должны сто­ять лицом друг к другу.

3. В течение 15 секунд оба круга двигаются во встречном направлении. Потом все останавливаются, и каждый игрок обращается к партнеру, стоящему напротив. В течение минуты они обсуждают свои ответы на первый вопрос.

4. После этого оба круга снова двигаются во встречном направлении, пока вновь не получат сигнала остановиться. Теперь обсуждение должно касаться ответов на второй вопрос.

5. Игра проводится еще два раза, участники отвечают на оставшиеся два вопроса.

6. Все собираются в один круг и подводят итоги, отвечая на вопросы:

• Что было для каждого из вас особенно интересным или важным?

• Насколько члены группы похожи друг на друга?

• Чем и насколько сильно они различаются между собой?

• Есть ли у членов группы общие цели?

• Как игроки видят свои роли в группе?


«Поиск сокровищ»

Игрокам предоставляется прекрасная возможность познакомиться друг с другом - 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Расставьте по комнате пары стульев, чтобы при необходимости участ­ники могли усаживаться вдвоем. Кроме того, для каждого члена груп­пы Вам придется сделать формуляр «Поиск сокровищ» (см. ниже).

1. Раздайте участникам формуляры. Предложите каждому игроку выб­рать партнера. Это должен быть незнакомый член группы.

2. Игроки парами прогуливаются по комнате или ненадолго присажива­ются на предложенные стулья, чтобы спокойно пообщаться. Тот, кто отыскал «сокровище» (то есть выполнил предлагаемое в формуляре задание), должен кратко охарактеризовать этого человека и записать его имя.

3. Продолжительность беседы и количество вопросов, на которые дол­жен будет ответить партнер, игроки определяют сами. Последователь­ность «поиска сокровищ» произвольна. Наилучшие результаты приносит прагматическая стратегия: брать одновременно как можно больше интервью.

4. На выполнение задания отводится 20-30 минут. В конце игры участ­ники обмениваются впечатлениями:

 

• какие встречи были особенно интересными?

• пришлось ли мне преодолевать предубеждение против кого-либо из членов группы?

• сколько раз подтверждалось мое первоначальное впечатление о том или ином человеке?

• интересно ли мне работать в этой группе? Замечания

Время разговора в парах можно ограничить. В таком случае каждый раунд начинается и заканчивается со звуком колокольчика.

£ Ъ Формуляр к игре

«Поиск сокровищ»

1. Найди игрока, который недавно был в длительной поездке (коман­дировке). Пусть он расскажет что-нибудь об этом.

2. Обратись к игроку, одевающемуся примерно так же, как ты сам, и поговори с ним об индивидуальном стиле человека.

3. Найди игрока, с которым, как ты предполагаешь, у тебя много обще­го. Поговори с ним и проверь, так ли это.

4. Обратись к игроку, у которого такой же нос, как у тебя, и побеседуй с ним о носах.

5. Найди кого-нибудь, кто родился под тем же знаком зодиака, что и ты, и поговори с ним об астрологии.

6. Поговори с «очкариком». Догадайся, что значат очки для этого че­ловека.

7. Найди игрока, с которым ты бы охотно застрял в одном лифте. По­беседуй с этим человеком о клаустрофобии.

8. Ходи по комнате и все время повторяй строчки из песни, стихотво­рения или пьесы, пока не встретишь того, кто знает продолжение. По­говори с ним об искусстве.

9. Найди игрока, который, по твоему мнению, хранит тайну. Попытай­ся подвести этого человека к тому, чтобы он выдал тебе секрет,

10. Припомни своих любимых писателей, композиторов, певцов, акте-
ров. Найди игрока, разделяющего твои симпатии. Если это не удается,
попытайся убедить кого-нибудь в гениальности твоих кумиров.


 
 

Бинго!

Это очень оживленная игра, в ходе которой можно удовлетворить свое любопытство относительно членов группы - 30 минут -

Подготовка----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы, с тем чтобы участники могли сво­бодно перемещаться по помещению. Кроме того, подготовьте каждо­му копию «Бинго»-формуляра {особая таблица, см. ниже).

1. Раздайте «Бинго»-формуляры. Каждый игрок находит участника, со­ответствующего одной из характеристик, и просит его поставить свою подпись в нужной клетке. Первый, кто соберет пять разных подписей по горизонтали, вертикали или диагонали, должен крикнуть: «Бин­го!» Если группа большая, то единственное правило игры звучит так: «Игроки не должны ставить свои подписи в один и тот же формуляр более одного раза».

2. Участники ищут подходящих кандидатов. Тот, кому удалось собрать нужное количество подписей, должен заодно назвать имена игроков, расписавшихся в его формуляре.

3. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не окажется несколько по­бедителей.

Замечания |

Утверждения, представленные в таблице, должны быть подобраны так, чтобы каждое из них подходило по крайней мере к одному из участ­ников.


Мы оба.


Место на шкале


Игра способствует эмоционально безопасному вхождению в группу и укреппяетуже сложившиеся отношения - 20 минут -

1. Игроки делятся на пары.

2. У каждой пары есть 5 минут, чтобы обнаружить и записать как можно больше общих черт. Эта работа не должна быть поверхностной. Нельзя отмечать тривиальные, очевидные сходства, например: «Мы оба голу­боглазые... мы обе в теплых кофтах...» Сходство должно быть найде­но в ходе разговора.

3. Внесите в игру легкий элемент соревновательности: «Мне любопыт­но, какая пара сможет найти больше общих черт за 5 минут». Такой подход «развяжет» игрокам языки, прогонит робость и смущение.

4. В конце игры все участники собираются вместе для общего обсужде­ния. Пары по очереди рассказывают, сколько сходных черт им уда­лось обнаружить, каждый кратко представляет группе партнера.

Варианты j

Дайте парам больше времени — 10 минут, — и пусть они найдут не только сходства, но и различия.

Эта интересная техника позволяет поговорить о чувствах, темпераменте и личностных качествах участников - 20 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.

1. Игровая ситуация: пусть члены группы представят, будто посреди комнаты проведена воображаемая линия. Это шкала, с помощью кото­рой можно «измерять» всевозможные чувства. Один конец шкалы ука­зывает, что чувство очень сильное, другой — наоборот.

2. Предложите каждому игроку найти свое место на шкале экстраверт-ности. Объясните, чем первые отличаются от вторых: «Экстраверты быстро вступают в контакт, открыты, могут легко выходить из себя, интроверты сдержанны и неторопливы». Теперь участники должны занять место на воображаемой линии: ярко выраженные экстраверты окажутся на одном конце комнаты, интроверты — на другом.

3. Когда участники займут свои места, проведите небольшое обсужде­ние: каждый объясняет, почему он занял именно это место на шкале, и говорит о том, повлиял ли на него выбор других игроков.

4. В конце игры полезно обсудить следующие вопросы:

 

• Насколько уверенно вы чувствуете себя в группе в настоящий мо­мент?

• Каков ваш вклад в установление сбалансированных отношений в группе?

• Чем эта группа отличается от остальных? (Вопрос для тех, кто уже посещал подобные занятия.)


Разговор в двойном кругу

Участники двигаются по двум концентрическим кругам и шесть раз останавливаются для небольшой беседы в парах - 30 минут -

Материалы-----------------------------------------------------

Проигрыватель, аудиокассета с записью приятной музыки.

1. Все игроки выстраиваются в два круга лицом друг к другу.

2. Пока играет музыка, круги двигаются в противоположных направле­ниях. Как только музыка смолкает, участники останавливаются. Та­ким образом из оказавшихся напротив друг друга игроков образуются пары. Партнеры кратко представляются друг другу, здороваются за руку и заводят разговор на тему, которую Вы им предлагаете. Для об­суждения в каждом следующем раунде дается новая тема.

3. Выберите подходящие темы из представленных ниже:

 

• нечто важное, чему я научился в прошлом году;

• неудача, с которой я справился за последние пять лет;

• нечто, за что я благодарен;

• желание, исполнение которого для меня очень важно;

• человек, у которого я многому научился;

■ нечто, что я сам создал, изобрел или развил;

• иллюзии, с которыми я расстался;

• что я хотел бы приобрести в результате занятий в группе.

4. На обсуждение каждой темы дается 3 минуты. В конце игры снова включите музыку, и пусть участники в течение 30 секунд просто дви­гаются по кругу.

С Bap HaHTbiJ

Можно не предлагать темы, а называть какую-нибудь букву. Тогда пары должны выбрать собственную тему, начинающуюся с той же буквы. Если, например. Вы предложите букву «К», то участники могут побе­седовать о красоте, культуре, капризах, капитале и т. п.

Настойчивый репортер

Каждый участник готовит сообщение для прессы и, кроме того, сам дает интервью

- 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Каждому участнику понадобятся бумага и карандаш.

1. Игровая ситуация: члены группы на время стали настойчивыми ре­портерами, которые интервьюируют других и одновременно сами дают интервью своим собеседникам.

2. Попросите участников придумать пару вопросов для интервью, на ко­торые потом будут отвечать по меньшей мере четыре члена группы, например:

 

• где ты охотнее всего проводишь отпуск?

• на кого ты бы хотел быть похожим?

• насколько удачно складывается твоя карьера и видишь ли ты перс­пективы собственного профессионального роста?

• на каких людей ты можешь полагаться?

• что ты хотел бы делать, когда выйдешь на пенсию?

 

■ каковы твои важнейшие достижения?

■ в чем твое горчайшее поражение?

(В качестве альтернативы можно совместными усилиями составить ка­талог вопросов и записать их на доске. Тогда каждый «репортер» вы­берет два вопроса по своему вкусу и задаст их интервьюируемым.)

3. После этого игроки начинают брать другу друга интервью (работать они должны в высоком темпе). Репортер записывает имя опрашивае­мого и делает заметки походу беседы. После 10-15 минут остановите игру и созовите всех в круг. Вызовите кого-нибудь из членов группы на середину и предложите репортерам сообщить, что они узнали об этом человеке. Скажите, например: «Это Иван Иванов. Уважаемые дамы и господа, что Вы можете сообщить о нашем госте?»


Направленное интервью

Это хорошая возможность лучше познакомиться с членами группы - 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Для каждого участника нужно приготовить карточку «Направленное интервью» (см. ниже).

1. Скажите следующее: «Сейчас у вас появится счастливая возможность лучше узнать других членов группы, задавая им вопросы в опреде­ленной последовательности. Каждый из вас выбирает партнера, кото­рого будет интервьюировать с помощью вопросов, представленных на карточке. Ответы или мысли, возникающие у вас по ходу интервью, можно записывать здесь же».

2. Решите, кто будет отвечать первым (назовем его А), кто — вторым (Б). В первом раунде первый вопрос задает А, а Б отвечает. Потом Б задает тот же самый вопрос, А отвечает.

3. На втором вопросе игроки меняются местами: теперь первым должен спрашивать Б. Далее спрашивающий-отвечающий меняются при каж­дом новом вопросе.

4. Игроки распределяются попарно. Пару должны составить интересные друг другу люди. На выполнение задания отводится 20 минут.

5. После окончания интервью группа собирается вместе. Каждый участ­ник представляет партнера и рассказывает о нем то, что показалось ему самым интересным.

Карточка участника игры «Направленное интервью»

1. Как ты можешь себя охарактеризовать?

2. Когда ты бываешь счастлив?

3. Что тебе особенно удается?

4. Какие качества ценят в тебе друзья?

5. Что ты сам больше всего ценишь в людях?

6. Чем ты гордишься?

7. Как идет твоя жизнь в последние десять лет?

8. Что ты больше всего любишь делать?

9. О чем ты мечтаешь?

 

10. Чему ты больше всего удивляешься?

11. Твое любимое занятие в свободное время?

12. Что доставляет тебе наибольшее удовольствие?

13. Если ты получишь по наследству очень много денег, как ты будешь их тратить?

14. Из-за чего ты волнуешься?

15. Как ты себя чувствуешь в данный момент?

16. Твои сильные стороны?

17. Бываешь ли ты сентиментальным?

18. Какую книгу ты возьмешь с собой на необитаемый остров?

19. Если бы мы с тобой могли провести вместе целый день, как бы он проходил?

20. Что ты ценишь во мне?

21. Если бы прекрасная фея позволила тебе загадать три желания, ка­ковы бы они были?

22. Как бы ты охарактеризовал того, кто к тебе относится враждебно?

23. Веришь ли ты в Бога?

24. В чем ты видишь смысл своей жизни?


Это знает только мисс Марпл

Когда игроки не хотят отвечать на заданный вопрос, они прибегают к фразе «Это знает только мисс Марпл!»

- 30 минут -

1. Припомните вместе с игроками, кто такая мисс Марпл — сдержанная пожилая дама, прекрасно разгадывающая криминальные загадки. Ее понимание человеческой натуры весьма глубоко, к тому же эта леди на удивление тактична.

2. Напомните группе о том, что люди любопытны и, как правило, не прочь узнать больше, чем другие готовы о себе сообщить. В этой игре каж­дый может проявлять безграничное любопытство, задавая всевозмож­ные вопросы, однако на них можно не отвечать. В таком случае произносится фраза «Это знает только мисс Марпл!».

3. Каждый игрок записывает 30-15 вопросов, которые он задал бы чело­веку, с которым ему хотелось бы поближе познакомиться. На выпол­нение задания отводится 5 минут.

4. Затем игроки ищут партнера для интервью, но весьма необычным спо­собом. Скажите членам группы следующее: «Вы сейчас можете найти для интервью интересного собеседника, но сделать это надо особым способом — положившись на свою интуицию.

5. Отставьте, пожалуйста, столы и стулья в сторону.

6. Закройте глаза и начните двигаться по направлению друг к другу. Идите медленно, по возможности не задействуйте руки. Для поисков партнера вам придется использовать спину. Почувствуйте спиной, того ли Вы нашли, кого хотели». (Проследите за тем, чтобы никто не заб­лудился, не наткнулся на стену или мебель, и помогите при необходи­мости «одиноким спинам» найти друг друга.)

7. Когда все участники встанут в пары спина к спине, у Вас будет воз­можность сделать группе комплимент — ведь они справились со слож­ной задачей: овладели действительно необычным способом выбора партнера. Участники открывают глаза и усаживаются на пол спина к спине. Теперь начинается само интервью. Поочередно каждый парт­нер задает другому один из подготовленных вопросов и записывает ответ. Если кто-то задает вопрос, на который его партнер не хотел бы отвечать, звучит фраза «Это знает только мисс Марпл!» (10-15 минут).

8. После окончания интервью партнеры поворачиваются друг к другу и дают обратную связь. Они могут прокомментировать выбор вопросов или полученную информацию. Кроме того, они вдвоем решают, о ка­ких вещах нужно знать группе (5 минут).

9. Созовите группу снова в круг и попросите участников представить своих партнеров. Начните заключительную часть игры со слов: «Всю правду о каждом из вас знает только мисс Марпл, но часть правды мы можем открыть всем...»

Замечания |

После того как будут представлены все участники, можно обсудить характер задаваемых вопросов. Были ли они вежливыми, тактичны­ми? Были ли среди них рискованные? Кто в группе сдерживал любо­пытство? Кто наступал? Какие чувства испытывают теперь отдельные участники к своим партнерам?


Откровенный разговор

Каждый участник сам решает, что рассказать о себе партнеру

- 30 минут -

Материалы-----------------------------------------------------------------

Бумага и карандаши по числу участников.

1. Каждый участник составляет десять вопросов, на которые он хотел бы ответить. Он сам определяет контекст этих вопросов: профессиональ­ная сфера, личная жизнь и т. д.

2. Участники разбиваются на пары, выбирая тех, кто им интересен.

3. Партнеры обмениваются листками с вопросами и опрашивают друг друга. На выполнение задания отводится 20 минут.

4. В конце игры вся группа собирается в круг. Каждый участник кратко представляет своего партнера и сообщает, что произвело на него наи­большее впечатление.

Замечания |

Эта игра обычно нравится игрокам, потому что они сами очерчивают круг вопросов, на которые хотят отвечать. Она дает ощущение безо­пасности, так как никто не должен говорить о том, к чему он а настоя­щий момент не готов.

В конце игры Вы можете узнать у игроков, почему они решились зат­ронуть те или иные темы.

; Варианты ^)

Вместо десяти написанных вопросов каждый обозначает три темы, которые он хотел бы обсудить, например, отпуск, хобби, профессия и т. д.

 

Игры,

которые объединяют


Сверхновая звезда

Если участники несколько устали от работы, то с помощью этого упражнения-фантазии их силы восстановятся - 10 минут -

 

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы в помещении оставалось достаточно свободного места.

1. Члены группы стоят расслабившись, с закрытыми глазами, руки вдоль тела, ноги расставлены примерно на ширине плеч. Каждый представ­ляет себе, что в его солнечном сплетении находится сгусток энергии, излучающий сильный свет. Каждый участник может определить для себя его цвет.

2. Подготавливая членов группы к этому упражнению, говорите медлен­но. Скажите примерно следующее: «Представьте себе, что свет напол­няет ваш живот и постепенно заливает грудь... бедра... плечи... спину... колени... локти... затылок... лицо., ступни... кисти... паль­цы рук и ног. Позвольте этому свету заполнить все ваше тело.

3. Представьте себе, что свет становится все интенсивнее и вырывается из вашего тела, из пальцев рук и ног, из головы. Представьте себе, что ваше тело светится, как солнце, так что вся комната озарилась светом. Если хотите, можете даже поднять руки, чтобы свет проходил через вас... Теперь свет, исходящий от вас, проникает все дальше... из этой комнаты... из здания... он озаряет все окружающее, всю нашу страну, леса, горы и города.

4. А теперь представьте себе, что свет распространяется все дальше и дальше, пока не покроет всю Землю... Пошлите его еще дальше — до Луны и звезд. Представьте себе, что вы — невероятно сильный маяк и из вашего тела бьет источник всепроникающей энергии.

5. Сохраните в себе это ощущение силы и жизненной энергии. Потяни­тесь немного и откройте глаза. Вы снова здесь, свежие и бодрые».

Все выше!

Эта игра придает участникам бодрости и символизирует позитивные аспекты групповой работы: взаимное доверие и понимание, умение взаимодействовать - 10 минут -

1. Это упражнение могут выполнять как два участника в паре, так и груп­пы по четыре-шесть человек в каждой.

2. Для начала все разбиваются на пары. Пусть каждый игрок выберет себе партнера приблизительно одного с ним телосложения. Позднее в эту игру смогут играть и члены группы, различающиеся по весу и росту, и это важно, поскольку люди начинают адекватно, без преду­беждения воспринимать физические особенности других.

3. Партнеры садятся на полу друг перед другом так, чтобы пальцы их ног соприкасались.

4. Затем оба вытягивают руки и захватывают кисти партнера.

5. Основное действие: игроки начинают сильно и синхронно тянуть друг друга, при этом поднимаясь вверх, пока не встанут на ноги.

Замечания

Хотя описание игры выглядит довольно просто, для многих это уп­ражнение сопряжено с большими сложностями. Подбодрите участни­ков и предложите им подумать о том, как они будут решать поставленную задачу вместе. Обратите внимание игроков на то, что не только при выполнении этого упражнения, но и в различных жиз­ненных ситуациях сила зачастую менее важна, чем хорошо обдуман­ная стратегия.

 

Обеспечьте безопасность участников. Пол должен быть покрыт ков­ром, рядом не должно быть никаких твердых предметов, мебели. Так­же игрокам следует находиться на значительном расстоянии от стены. Скажите участникам, чтобы во время выполнения упражнения они очень крепко держались за руки.


«Эрудит»

Эта игра позволяет участникам лучше узнать друг друга и потренироваться в совместной творческой работе (особеннорекомендуется проводить в больших группах) - 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Кроме того. Вам придется предварительно сделать карточки с буквами. Они потребуются каждому игроку.

1. Напишите на карточках буквы алфавита от А до Я (буквы Ё, Ю, Ъ мож­но исключить). Кроме того, нарисуйте на четырех карточках значок *. Карта со звездочкой — это джокер, он может использоваться как лю­бая буква. Для группы, включающей более тридцати человек, можно подготовить дополнительные карточки с гласными и другими часто использующимися буквами (например. А, Е, О, И, П, М).

2. Каждый участник получает по карточке с буквой.

3. Правила игры. Когда Вы говорите «Начали!», каждый игрок в течение минуты находит трех людей с буквами, из которых (вместе с его бук­вой) можно составить слово. Объясните назначение джокера. Тот, кому досталась эта карта, быстро найдет партнеров!

4. Как только четыре игрока образовали слово, они должны выстроиться в соответствующей последовательности, поднять карточки и ждать.

5. Через минуту Вы говорите «Стоп!». Это означает, что каждый замира­ет на том месте, где его застает Ваш сигнал. (При работе с очень боль­шой группой для объявления начала/конца раунда можно пользоваться свистком, колокольчиком, барабаном и т. д.)

6. Пройдитесь от одной группы к другой и предложите «четверкам» хо­ром и громко выкрикнуть свое слово. Вы можете поблагодарить груп­пы за успешную работу.

 

7. Как только все «четверки» выкрикнут свои слова, вновь скажите «На­чали!», запуская тем самым второй раунд. Прежние «квартеты» рас­падаются, и каждый игрок должен за минуту вновь сойтись с тремя другими людьми и образовать новое слово.

8. Проведите пять-восемь раундов, чтобы у каждого игрока был шанс поучаствовать в создании слова.

, Замечания

Если Вы хотите, чтобы участники лучше узнали друг друга в процессе игры, то выделите после каждого раунда минуту времени на быстрое знакомство внутри «четверок». Игроки могут назваться по имени и сообщить что-то интересное о себе. Пусть те участники, которые в каком-то раунде не смогли составить слово (найти партнеров), тоже соберутся в «четверки» и познакомятся друг с другом.


Да!

В этой оживленной игре можно поучиться безоговорочно принимать предложения других людей

- 5/10 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.

1. Сформулируйте правила игры: «Сейчас мы все вместе будем играть в игру с необычным названием «Да!». Для начала встанем в круг в цен­тре комнаты. Мы можем представить себе, что сейчас прекрасный сол­нечный день, у нас нет никаких обязанностей, и мы можем хоть раз последовать за своими фантазиями. Пройдитесь по комнате во всех направлениях (1 минута). Сейчас я предложу осуществить некое дей­ствие, и в ответ каждый должен громко и с энтузиазмом крикнуть «Да-а-а!!». Сразу же после этого мы все вместе выполним предложенное действие».

2. Далее скажите следующее: «Конечно, я — не единственный, у кого есть подобные задумки. Если у кого-то возникнет желание внести следующее предложение, мы перейдем к выполнению нового действия. Совсем не обязательно, чтобы между вашими пожеланиями существо­вала логическая связь. Вы можете абсолютно спонтанно и живо слу­шаться друг друга. А теперь я вношу первое предложение: давайте плавать!»

3. Проследите затем, чтобы все в группе громко крикнули «Да!»и нача­ли «плыть» через комнату. Вероятно, через некоторое время игроки начнут сами вносить предложения: «Давайте поиграем в бадминтон!», или «Давайте погладим рубашку!», или «Давайте выпьем по чашечке чая!». Участвуйте в общей работе, это будет хорошим катализатором творчества участников.

4. Сыграйте несколько раундов, чтобы игроки смогли как следует рас­крепоститься.

5. Подведите итоги игры и обсудите следующие вопросы:

• Чувствовали ли вы себя смущенными?

■ Легко ли было перехватывать инициативу?

• Как команда реагировала на ваши предложения?

• Знаете ли вы людей, которые постоянно блокируют чью-либо ини­циативу? Что может быть причиной такого поведения?

• Каковы последствия того, что инициатива игнорируется или пере­крывается?

• Исчезло ли ваше смущение в ходе игры? Какое предложение доста­вило вам наибольшее удовольствие?


Японская бабочка

Эту игру можно считать метафорическим отображением постепенного вовлечения людей в групповую работу

-10 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте столы и стулья в сторону.

1. Выберите участника, который будет играть роль «тори». «Тори» — это по-японски «птица». Все остальные — «бабочки».

2. Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре кру­га. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори.

3. Время от времени одна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока.

4. Как только Бабочка поймана, она тоже становится в центр круга, зак­рывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладоня­ми. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку.

5. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна Бабочка. Эта Бабочка становится новым Тори во втором раунде, но Вы можете закончить игру и на этом. В таком случае Бабочка опи­сывает еще один круг вокруг группы и приветствует каждого Тори на японский манер (легкий поклон, руки по бокам).

Эники-беники

Это занимательная детская игра, которая, однако, нравится и взрослым

- 20 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.

1. На середину комнаты выходит доброволец, остальные участники на­ходят себе по партнеру. Затем «эники» (так в данном случае называ­ются игроки) образуют два круга, один внутри другого. «Эники» во внутреннем круге ходят по часовой стрелке, во внешнем — против. Доброволец (ведущий) сидит в центре круга на полу.

2. Ведущий мысленно загадывает число (от одного до сорока) и начина­ет громко считать. При этом «эники» в обоих кругах идут в противо­положных направлениях. Когда ведущий доходит до задуманного числа, он громко кричит: «Эники-беники!», и все игроки находят за­ранее выбранных партнеров. Пары кладут друг другу руки на плечи и садятся на корточки.

3. Игроки, усевшиеся на корточки последними, идут к ведущему и вмес­те с ним садятся на пол. Теперь эта троица загадывает новое число и в следующем раунде громко считает, пока не дойдет до задуманного числа.

4. Чем больше участников занимает место в середине круга, тем громче произносятся числа и тем меньше остается «эников».

5. Когда вне круга останется только одна пара игроков, они встают ря­дышком и кланяются игрокам в центре.


Поговорим!

В этой игре участники знакомятся друг с другом и учатся свободно, без подготовки, говорить в группе - 30 минут -

Подготовка----------------------------------------------------------------

Вам понадобятся мяч, секундомер и лист бумаги, на котором написано название темы (ее предстоит развивать участникам). Темы должны соответствовать интересам игроков.

1. Проинформируйте участников о целях игры: в течение минуты нуж­но говорить на заданную тему, не делая пауз. Все отступления от темы запрещены; связанность, логика, построение фраз — дело второсте­пенное; важнее всего непрерывный поток речи.

2. Никто не должен перебивать или комментировать оратора. Говорит только тот, кто держит в руках мяч.

3. Группа сидит в кругу, оратор должен стоять либо на своем месте, либо в центре круга.

4. Вручите кому-нибудь из членов группы мяч и отметьте начало дей­ствия, крикнув: «На старт, внимание, марш!» Следите за временем. Через минуту скажите «Стоп!».

5. Выступавший участник передает мяч другому члену группы, а Вы в этот момент задаете новую тему.

Замечания

Будьте внимательны при распределении тем: старайтесь подобрать такую тему, раскрыть которую будет оратору по силам.

Список тем для игры
«Поговорим!» _______

 

Возможные варианты:

• Похвала лени.

• Как можно кого-нибудь расположить к себе?

• Преимущество медлительности.

• Как начальник может «убить» интерес своих сотрудников к работе?

• Что может привести к развалу любой команды?

• Что такое любовь?

• Ошибки, которые может совершить ведущий.

• Как можно позаботиться о плохом настроении в семье?

• Как можно настроить против себя партнера?

• Что можно сделать, когда влюбишься?

• Что можно сделать, когда плохо себя чувствуешь?


 



Фопель К. Сплоченность и толерантность в труппе


Глава 3. Игры, которые объединяют



Скажи мне пять слов...

Эта игра способствует активизации участников группы - 10 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Вам понадобится предмет, который легко можно пустить по кругу, например, теннисный мяч или свернутая газета. Подготовьте карточ­ки, на каждой из которых написано обобщающее слово, к нему нужно подобрать пять других слов, подходящих под эту категорию. Так, если Вы написали слово «пряности», то возможным ответом будет: корица, перец, шафран, гвоздика, мускатный орех. Проследите за тем, чтобы категории были интересными и не требовали от участников специ­альных знаний. Возможные варианты обобщающих слов: политики; кинорежиссеры; бизнесмены; вестерны; известные любовные пары; пороки; коктейли; нобелевские лауреаты; филантропы; основатели городов; цели этой грулпы; преступники.

1. Участники усаживаются в круг и передают предмет слева направо по кругу. Это направление удерживается до тех пор, пока во втором ра­унде не сменится ведущий. Он стоит в центре круга. Желательно, что­бы первый раунд проводили Вы.

2. Убедитесь в том, что предмет аккуратно передается по кругу, и зак­ройте глаза. Примерно через 20 секунд крикните: «Внимание:» Тот, у кого в данный момент будет находиться предмет, должен сначала пе­редать его дальше, а затем взять у Вас карточку и записать на ней пять слов, подходящих под категорию, которая там указана.

3. Игрок выполняет задание до тех пор, пока к нему снова не придет пред­мет. Если он справился с заданием (сумел записать пять слов и назвал их), то он меняется с Вами местами и становится ведущим.

4. Вы садитесь вместе с игроками и снова запускаете предмет по кругу, но уже в другом направлении.

5. Если игрок не справился с заданием своевременно, ведущий остается на своем месте в середине круга.

6. При смене игроков Вы должны предложить другую категорию и про­следить за тем, чтобы задание соответствовало игроку. Продолжайте игру не более 10 минут.

7. В конце игры обсудите следующие вопросы:

• Как чувствовали себя вызванные игроки?

• Что наблюдали остальные?

• Как игроки, которым пришлось выполнять задание, справлялись с цейтнотом и волнением?

• Какие психологические приемы Вы используете, чтобы нормально работать, несмотря на стресс?

Варианты)

В центре стоит ведущий, который предлагает одну из категорий, на­пример, тропические страны, мегаполисы, насекомые и т. д. Затем он передает мяч какому-нибудь игроку в круге. Тот, кто получил мяч, дол­жен назвать как можно больше слов, подходящих к данной категории. Когда он исчерпает свои возможности, то передает мяч другому игро­ку, который продолжает список и называет по меньшей мере еще три слова, не повторяя уже названное. Так мяч передается дальше, пока не происходит следующее: кто-то колеблется более 5 секунд или гово­рит слово, уже названное раньше. Тогда этот игрок становится веду­щим и начинает следующий раунд с новой категорией.


Рисуем по подсказке

Это упражнение дает игрокам возможность поучиться взаимопониманию и умению четко и ясно передавать информацию - 45 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте столы и стулья в сторону, чтобы участники могли усесться на полу. Подготовьте два простых рисунка, состоящих, например, из квадрата, нескольких треугольников и пары кругов. Рисунки должны отличаться друг от друга. Сделайте достаточное количество экземп­ляров. Половина группы получает рисунок А, другая — вариант Б. Если Вы хотите, чтобы игра была достаточно сложной, то можете загото­вить и не такие простые рисунки. Сложите листы бумаги так, чтобы до начала выполнения упражнения игроки не видели изображения.

1. Игроки делятся на пары и садятся спиной к спине так, чтобы не ви-
деть друг друга. Пусть партнеры решат, кто из них будет «тик», а кто —
«так».

2. Выдайте всем «тикам» сложенные листы с одним из подготовленных рисунков, а всем «такам» — по белому листу бумаги и карандашу. По­том объясните задание: в каждой «тик-так-команде» игрок «так» дол­жен воспроизвести тот рисунок, который находится у «тика». При этом «тик» может только говорить, а «так» — слушать и рисовать (он не должен говорить, задавать вопросы или комментировать услышанное). Кроме того, «так» не имеет права даже взглянуть на оригинал.

3. Скажите «тикам», что они должны описывать рисунок предельно точ­но, например: «Нарисуй один круг около 2 см в диаметре в правом вер­хнем углу вертикально расположенного листа, отступив примерно 4 см от каждого края. Точно по середине листа должен быть квадрат, пло­щадь которого составляет приблизительно 4 кв. см».

4. Проследите за тем, чтобы игроки в парах сидели спиной к спине. По­том «тики» могут развернуть свои оригиналы и описывать то, что они видят. В зависимости от сложности рисунка на выполнение этого за­дания отводится от 3 до 5 минут.

 

5. После этого игроки должны сравнить оригинал и копию. При этом мнениями относительно точности получившегося рисунка обмени­ваться нельзя.

6. Игроки меняются ролями: вариант Б раздается «такам», и дальше игра идет по описанному выше сценарию,

7. Теперь партнеры могут поговорить о том, как они чувствовали себя во время этого эксперимента и насколько достигли понимания между собой.

8. В конце игры, безусловно, следует устроить общее обсуждение и под­вести итоги. Для обсуждения можно предложить следующие вопро­сы:

 

• Какие указания помогали, а какие — запутывали и затрудняли ра­боту?

■ Чувствовали ли партнеры невербальные сигналы друг друга? (По­зиция «спиной к спине» дает возможность следить за телодвижения­ми, частотой дыхания и т. п.)

• В какой роли Вы чувствовали себя лучше?


Воображаемый мяч

Это упражнение учит игроков соглашаться с инициативой других членов группы. Каждый участник должен быть собранным и готовым к действию

-15 минут -

 

Подготовка---------------------------------------------- —----------------

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг.

1. Ознакомьте участников с целями игры. Объясните, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смо­гут сосредоточиться, настроиться на других, поддержать чужую ини­циативу и проявить собственную активность. Вы можете отметить, что это упражнение часто используется при обучении драматических ак­теров, которым для успешной работы необходимо скооперироваться в команду.

2. Назначьте кого-нибудь из участников игроком № 1. Дайте следующие инструкции: «Чтобы начать игру, игрок № 1 перебрасывает кому-ни­будь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок № 1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и ма­териал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок № 1 дол­жен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок № 1 встречается глазами с игроком № 2, произносит его имя и говорит перед броском: «Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга».

3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящий, и готовит­ся бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета. Мо­жет быть, у второго игрока появится желание покатить игроку №3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик.

4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реаги­руем. Дайте в






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.