Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные статусы и социальные роли 5 страница






Одним из важнейших в теории социализации личности является во­прос о ее этапах и фазах. При пристальном внимании оказывается, что это

* См., например: The Penguin Dictionary of Sot lology. P. 231

2 См.: Parsons Т., Bales R, Family, Socialization, and Inlet action Process. Glencoe, 1955

3 Смелзер Н.Дж. Социология. С. 659.

4 Там же. С 126.


Глава 27. Социализация личности



не одно и то же. Количество этапов называют разное, а фазы, как правило, рассматриваются одни и те же. При этом каждый этап социализации лич­ности может включать в себя те же фазы, что присущи другим этапам.

Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному про­являясь на каждом этапе социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интериоризации (интернализации). Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, сту­дента или работника — члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать обе эти фазы. Поэтому, прежде чем рассмат­ривать последовательно этапы социализации, необходимо раскрыть содержание каждой из ее фаз.

Фаза адаптации

Адаптацию чаще всего характеризуют как приспособление личности к окружающей социальной среде и ее освоение. Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то со­циальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, име­ющиеся в этих социальных образованиях. Адаптация — это началь­ный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптацииосвоение относительно стабильных условий среды, ре­шение повторяющихся, типичных проблем путем использования при­нятых способов социального поведения, действия.

Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимуществен­но внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении лично­сти не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в не­удовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценно­стей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.

Сутью адаптационных процессов выступает взаимодействие лично­сти — субьекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаи­модействия адаптивная деятельность не всегда имеет позитивную на­правленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид выбирает себе адаптационную «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет



Раздел V. Личность


возможности творческой самореализации адаптанта и надолго их кон­сервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исход которого зависит не столько от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых ею усилий, сколько от активности адаптирующей среды.

Если эта среда обеспечивает ряд необходимых условий для дости­жения совместимости с нею адаптанта, то его действия будут направ­ляться на ускорение темпов этого процесса, сознательное овладение теми или иными способами адаптивной деятельности. В итоге при­знаки адантированности будут нарастать, а социализация — благопо­лучно осуществляться.

Следовательно, процесс адаптации может быть успешным и безус­пешным, что выражается в соответствующих социологических показа­телях. В первом случае это может быть высокий социальный и профес­сиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации станет дезадаптация и ее конкретные проявления — текучесть кадров, миграция, разводы, откло­няющееся поведение и т.д. Именно эти характеристики дезадаптации и выступают десоциализирующими факторами.

Адаптация личности имеет большое видовое разнообразие, выступая как социально-профессиональная, социально-бытовая, социально-по­литическая, социально-психологическая, социокультурная^. В основу этой классификации положено видовое разнообразие адаптационных процессов. Конечно, в объективной реальности все названные направле­ния адаптации не изолированы, а взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В условиях современной России, переживающей переходное со­стояние от социализма и постсоветского общества к новому социаль­ному обустройству, проблема адаптации личности приобретает осо­бое значение в рамках общего процесса ее социализации. Адаптация превращается в социальную и психологическую способность личнос­ти пережить чрезвычайную, кризисную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим.

Задача социологии состоит в том, чтобы определить возможности успешной адаптации в этих условиях и характер ее протекания, что будет свидетельствовать о степени устойчивости проводимого в стра­не курса социально-экономических и политических реформ. Чем ус­пешнее осуществляется адаптация, тем надежнее социальные переме­ны, происходящие в стране, хотя совершенно очевидна и обратная

' См ШппкЛЛ Социокультурная адаптация в cobcickom общее me философско-социсшо! ическис проблемы Красноярск, 1991. С 21


Глава 27 Социализация личности 499

зависимость. Кстати, именно она и является наиболее фундаменталь­ной. Что же касается эффективности процесса адаптации, то уровень ее выступает здесь как один из главных показателей результативнос­ти реформ.

Фаза интернализации

Второй фазой социализации личности является интернализация (инте-риоризация). Она означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превра­щение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характер­ных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека.

Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более «затянутой» по времени своего осуществления, более длительной и фундаменталь­ной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности (либо социального института, организации).

Интернализация личности означает полное ее включение в ту или иную социальную структуру, в ряде случаев даже «сращивание» с ней. Последнее происходит тогда, когда деятельность какой-либо кон­кретной структуры трудно представить себе без того или иного чело­века. Э го может быть руководитель или основатель данной структуры (хотя в общем такое совсем не обязательно). Человек, становящийся необходимым и незаменимым в той или иной среде, самим фактом по­добного статуса свидетельствует об успешности его интериоризации. Ее важным фактором является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности.

Социализация: основные подходы к ее периодизации

Теперь необходимо рассмотреть этапы социализации. Эта проблема яв­ляется дискуссионной, начиная с вопроса о том, имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ее этапов. В отношении пер­вого есть две основные точки зрения. Одни авторы — их подавляющее большинство — полагают, что процесс социализации «сопровождает» че­ловека на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого ранне­го детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально-трудовой деятельности.



Раздел V. Личность


 


Еще большее разнообразие взглядов связано с вопросом о том, в рамках каких этапов осуществляется социализация личности. Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит в том, что суще­ствует три основных этапа социализации — до трудов ой, трудо­вой, после трудовой (связанный с выходом человека па пенсию). В этой позиции нетрудно обнаружить присутствующий в качестве кри­терия выделения этапов социализации известный тезис К. Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такой под­ход представляется вполне обоснованным и имеющим полное право на существование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длитель­ность каждого этапа. На самом деле в рамках любого из них существует ряд более дробных по времени протекания периодов социализации.

Такой же уязвимостью отличается и другой подход, в соответст­вии с которым его авторам более целесообразным представляется вы­деление первичной и вторичной социализации (или ресо-циализации). При этом к этапу первичной социализации относят период от рождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичной социализации (ресоциализации) — период ее соци­альной зрелости.

По всей видимости, необходимо более конкретное, дробное выделе­ние этапов социализации. И дело здесь не только в ином теоретическом подходе, а в его практической целесообразности. Выделение достаточ­но ограниченных по времени и базирующихся на определенных крите­риях этапов социализации позволяет строить определенным образом деятельность «агентов» социализации, ее социальных институтов с тем, чтобы максимально учесть специфические особенности каждого из конкретных периодов жизненного пути личности.

Говоря о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду прежде всего три главных: время физического и социального созревания; харак­тер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты («агенты») социализации. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие этапы социализации.

Первыймладенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на этом этапе — общение. По мнению некоторых исследователей (достаточно спорному), на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия»1. Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.


1 КаганМС Философия культуры. СПб, 1996 С 301


Глава 27 Социализация личности



Второй — детство (от 3 до 6—7 лет). Здесь основной формой дея­тельности становится игра, причем прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» па себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт соци­ализации — дошкольное образовательное учреждение.

Переход от моноинституциональной к полиинституциональной соци­ализации бы вает весьма трудным и мучительным для ребенка. Немало де­тей так и не могут ощутить в полной мере благоприятного характера это­го перехода, прежде всего чисто психологически. Для некоторых посещение детского сада — настоящая драма, со слезами, с просьбами к родителям не отдавать их в садик, потому что «там плохо, а дома хорошо».

В рамках детства появляется еще один институт социализации — массовые средства информации, точнее, телевидение. Но его «внедре­ние» в жизнь не доставляет ребенку психологического дискомфорта, тем более что телевизионные передачи дети смотрят дома, в семейном окружении, чго лишь добавляет положительные эмоции.

Третий этап охватывает период от 6—7 до 13—14 лет. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих перело­мов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меня­ется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто про­должает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жиз­ни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению при­ходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, на­кладывающее свою особую печать па процесс социализации.

Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13—14 лет) и характеризуется известной временной неопределеннос­тью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение уче­ния и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у дру1их — в 23—25 и даже позже. Основной фор­мой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серь­езную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и — чаще всего — начинает­ся половая жизнь.

В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все ус­ловия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов


 


 



Раздел V. Личность


социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значе­ние семьи, сохраняющееся — учреждений образования и резко возраста­ющее — социальной микросреды, товарищеского окружения.

Подчеркивая важность каждого этапа социализации из тех, что бы­ли и будут еще рассмотрены, вес лее необходимо подчеркнуть особое место только что охарактеризованного. Он как бы подводит итог, завер­шает «восходящую» траекторию социализации и создает предпосылки для перевода развития личности в состояние физической, психологиче­ской и социальной зрелости, определенной стабильности (которая, впрочем, в дальнейшем может неоднократно нарушаться жизненными «бурлесками»).

Здесь возникает вопрос о том, что такое зрелость. Прежде всего это самостоятельность личности в решении основных вопросов жизни. К их числу, а стало быть к критериям зрелости, могут быть отнесены следующие возможности: самостоятельно зарабатывать, обеспечивать себя средствами к существованию; самостоятельно выбирать тот или иной путь в жизни, способ и характер профессиональной деятельнос­ти; жить и быть независимым от родителей или других родственников; самостоятельно распоряжаться заработанными средствами.

Пятый этап охватывает временные рамки функционирования со­циально зрелой личности (от 20—25 до 35—40 лет). Он характеризу­ется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфе­ре, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе про­исходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут спо­собствовать основные институты социализации — производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образо­вание и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессио­нально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, об­щественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

Шестой этап связан с возрастным периодом от 35—40 до 55—65 лет, т.е. от времени пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пен­сионерского бытия. Некоторые ученые придают этому этапу социализа­ции чрезвычайное значение. Так, Э. Эриксон (США) считает, что имен­но в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В связи с этим особую роль приобретает институт рабо­ты и его способность создать условия для интересного, насыщенного, активного труда.

Следствием такого интереса может быть удовлетворенность лично­сти своим статусом. Основными формами деятельности, наряду с про-


Глава 27. Социализация личности ■ 503

фессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспи­тание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменован интере­сом к труду и активной профессиональной деятельности, то возникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановят процесс саморазвития и станут гибельными для личности.

Наконец, завершающий, седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной про­фессионально-трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и при­носить глубокую удовлетворенность.

На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась ник­чемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое со­стояние человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся здоровьем, мо­жет усугубиться психологически и привести к невротизации.

На последнем этапе социализации личности особую роль играют социальные институты, связанные с возможностью ее социальной за­щиты и оказания ей морально-психологической помощи. Конечно, нельзя недооценивать роль семьи, которая становится вновь столь же значимой, сколь была на первых этапах социализации. Все возвраща­ется на «круги своя»...

§ 2. Социальные факторы социализации

Социальные факторы как условие социализации

Из сказанного выше очевидно, что социализация личности осуществ­ляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами. Среди них можно выделить социальные группы, организации и, конеч­но, социальные институты, рассмотрение роли и значения которых в социологическом плане является едва ли не самым важным. Если про­следить общую тенденцию перехода от одного этапа социализации к другому, то она будет состоять в движении от ее монофакторного (се­мья) к полифакторному характеру и затем к заключительному этапу социализации — в обратном направлении. Чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интен­сивнее он протекает.



Раздел V Личность


Их отсутствие делает социализацию невозможной. Об этом свиде­тельствуют описанные в литературе случаи (ставшие уже хрестоматий­ными) естественной и искусственной изоляции детей. Один из них — случай с двумя индийскими девочками Амалой и Камалой, которых ута­щили и вскормили волки. Девочек нашли и попытались вернуть к чело­веческой жизни, однако практически почти безуспешно. Одна из девочек прожила недолго, другая, несмотря на активные попытки включить ее в процесс социализации, так и не сумела достичь уровня своих сверстниц.

Что касается случая искусственной изоляции ребенка, то он также описан. Речь идет о девочке Изабелле, незаконнорожденной дочери глухонемой женщины, которая скрывала ее от семьи, где работала при­слугой. Девочка владела лишь языком знаков, по не умела общаться с людьми. В возрасте 6 лет ее пашли, при этом она проявляла по отноше­нию к людям звериный страх и враждебность. Только после многолет­него обучения Изабелла в конце концов стала нормальным человеком.

Как видно, описаны два случая с разным исходом. Но оба они сви­детельствуют об одном и том же: там, где вовремя вступают в силу со­циальные факторы социализации, в том числе и такие важные, как язык, речь, детские игры, возможно «возвращение в общество». Если такового воздействия нет, социализация немыслима.

Макро-, мезо-, микрофакторы

Факторы социализации можно рассматривать в их различных сочета­ниях. Одно из них — выявление макро-, мезо- и микрофакторов, влия­ющих на социализацию личности. Макрофакторы — это прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства мас­совой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в ко­тором личность работает или учится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окру­жение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структу­ры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности.

Макро- и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы. Очевидно, что ин­формация, получаемая человеком из СМИ, влияет на процесс его соци­ализации без всяких «посредников». Однако значительная доля этого влияния распространяется путем его трансформации через факторы


Глава 27. Социализация личности



конкретного социума, через агентов социализации, т.е. тех людей, с ко­торыми индивид непосредственно взаимодействует. Понятно, что на каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя «ядро» аген­тов социализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это прежде всего ближайшее семейное окружение: родители, жена (муж), дети, братья (сестры), а также друзья или близкие товарищи.

Механизмы социализации

Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отме­тить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм со­циализации человека. Этот механизм выступает как его внутренний ди­алог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой индивид анализирует, оценивает, принимает или отвергает «предлагаемые» ему социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух пла­нах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы пред­ставляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я.

По мнению социологов, существуют не только рефлексивный, но и другие механизмы социализации. При этом под таким механизмом сле­дует понимать определенное соединение, «сцепление» факторов, харак­теризующих условия социальной среды, с факторами внутриличностны-ми. В этом смысле говорят о традиционном механизме, представляющем собой процесс усвоения человеком норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессио­нального, досугового и другого). Называют межличностный механизм со­циализации, означающий процесс общения личности со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстни­ками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организа­ций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воз­действию, оказываемому этой группой или организацией в целом.

В связи с рассмотренными механизмами социализации личности представляет интерес одна из социологических теорий, известная как теория зеркального Я. Ее автором является известный американский со­циолог Ч. Кули. Он поставил задачу проанализировать социализацию личности в ходе осознания ею собственного Я. Суть теории состоит в том, что личностное Я открывается человеку как бы в зеркальном виде, через реакции других людей, с ним взаимодействующих. Кули различал самосознание (что я думаю о себе), социальное сознание



Раздел V. Личность


(что я думаю о том, как другие на меня смотрят) иобщ ест венное сознание (что в группе думают обо мне и о группе в целом).

В соответствии с этой теорией, начиная с детства, человек в про­цессе социализации ориентируется на мнение других людей, которые выступают для него как своеобразное «социальное зеркало». Зеркаль­ное Я продолжает формировать и развивать личность и на последую­щих этапах социализации. Такой подход привел Кули к мысли о доми­нировании пассивного начала личности, поскольку, по его мнению, восприятие мира и развитие человека осуществляется на основе мне­ний о нем других и восприятий им самим этих мнений в качестве ос­новного источника социализации.

Справедливости ради нужно отметить, что отдельные положения, имеющие отношение к теории зеркального Я (разумеется, без деталь­ного анализа и проработки) задолго до Кули были высказаны К. Марк­сом в «Капитале». Приведем лишь одну его мысль: «В некоторых отно­шениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: " Я есмь Я", то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к челове­ку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к са­мому себе как к человеку»*.

Еще один механизм социализации личности имеет название сти­лизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, харак­теризующихся определенной субкультурой — комплексом мо­рально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных возрастных, профессиональных, культурных слоев. Субкульту­ра способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями рефе­рентной группы для данной личности.

Особо следует сказать об институциональном механизме социализа­ции, что означает, как это следует из самого термина, социализацию лич­ности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, создан­ными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести прежде всего институты образования и воспитания, к числу вторых — производствен­ные, политические, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.

Значение социальных институтов для процесса социализации лич­ности состоит прежде всего в том, что иод их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую оче­редь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты се-

1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т 23 С 62


Глава 27. Социализация личности



мьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социали­зации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования — освоение зна­ния, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способ­ностей и дарований личности.

Три группы проблем социализации

Все механизмы социализации так или иначе касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы свя­заны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На каждом этапе социализации эти проблемы имеют особое, специфическое со­держание, появляются разные способы их решения. Одно остается не­изменным: их значение для личности. Часто она не осознает существа этих проблем, но они глубоко «сидят» в каждом человеке, заставляя предпринимать действия, направленные на их решение.

Естественно-культурные проблемы также проявляют себя на каж­дом этапе социализации. Их содержание связано с достижением челове­ком определенного уровня физического и сексуального развития. Про­блемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естест­венно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также во­просы формирования эталонов мужественности и женственности в раз­личных культурах, этносах, регионах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.