Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Раздел V личность
Глава 23 Понятие личности и ее типология § 1 Лютость как научная проблема §2 Понятие личности в социологии §3 Типология личности § 1. Личность как научная проблема Проблема личности в философии и психологии Среди большою количества социальных проблем, в течение долгого времени волнующих людей, немного таких, которые привлекали бы нрисчальное внимание, а порой оказывались и центральными одновременно для ряда наук. К числу именно гаких проблем относится личное гь, выступающая центром притяжения интересов философии, ПСИХОЛО1ИИ, СОЦИОЛОГИИ. В философии проблема личности — это прежде всего вопрос о месте человека в мире, о том, может ли он стать господином собственной судьбы, «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь. Другими словами, jto прежде всего проблема человека. Не случайно философия рассмагривается как «форма деятельности человека, ориентированная на осмысление основных проблем его бытия и на эволюцию последних, на определение возможностей и границ человеческой самореализации в отношениях людей с природой, культурой, с различными видами жизненных средств, выработанных общественной эволюцией»1. В философии формулируется фундаментальный, базовый подход к личности. Под ней понимается «индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также — своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений и т.д.»2. В общей психологии личность рассматривается чаще всего как некое ядро, интегрирующее начало (по И.С. Кону), связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательное гь и устойчивость, «особое качест- 1 Современный философский с иоварь М, Бишкек, Екатеринбург, 1996 С 556 2 Там же С 269 Раздел V Личность во... приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения»1. Психологический уровень анализа проблемы личности включает в себя вопросы о мотивах, потребностях, темпераменте, характере, а также о субъективном представлении человека о самом себе. Таким образом, это вопрос о самосознании, включая образ собственного Я, самооценку и самоуважение, от чего во многом зависят уровень притязаний и реальное индивидуальное поведение Социологический подход к личности Отправная точка социологического видения личности — не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции и роли, которые он выполняет. Это не столько человек, сколько мир человека, причем как внутренний, так и внешний. Это человек в отношениях с обществом и его структурными подсистемами. Однако в них человек участвует, с точки зрения социологии, не как, индивид, а как член социальной общности. Следовательно, его поведение не индивидуально, а социально, ибо детерминировано конкретным социумом. Это и есть существо социологического подхода к личности. В социологии личность рассматривается в плане ее включенности в деятельность, поскольку нет другого способа «войти» в социальную систему. «Мыслящая», «думающая», «рефлексирующая» личность — это понятие прежде всего психологии (хотя социология тоже принимает этот подход, но не как главный); действующая, преобразующая среду и саму себя личность — это понятие социологии (которое, кстати, также не отвергается и психологией). Следовательно, нужно имет ь в виду, что в личности социальное и психическое переплетаются. Главное — кто и как изучает ее, какие позиции при этом превалируют. Важно понимать, что социология не может быть чуждой к внутренним аспектам личности, точно также как и психология — к социально-деятельное гным. В этом смысле социология весьма сильно тяготеет к социальной психологии. Есть еще один аспект соотношения социологического и психологического применительно к проблеме личности. Целостный срез анализа взаимоотношений личности и общества на индивидуальном уровне требует социологического рассмотрения общественных процессов через их индивидуально -личностное восприятие. Признавая уникальность, незаменимость, неповторимость каждой личности, социология тем не менее делает акцент на изучении в ее поведении и деятельности социально типического. К. Маркс писал, что Психологический словарь С 174 Глава 23 Понятие личности и ее типология 435 «... сущность " особой личности" составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество»1 Нужно подчеркнуть — не индивидуальное, а социальное, т е. общественно значимое качество, встречающееся у многих людей. Это не мешает ему проявляться в каждой личности конкретно и неповторимо. Однако для социологии 1 акие «одиночные» проявления социальных качеств и характеристик значительного интереса не представляют Понятно, что у каждого человека формируются свои, особые ценностные ориентации, мотивы поведения, социальные установки, интересы и т.д. Но лишь выявляя среди них типичные, характерные для больших групп людей, можно обнаружить действие определенных тенденций, наличие закономерностей. Это, в свою очередь, позволяет социологу делать определенные умозаключения и приходить как к теоретическим, так и практическим рекомендациям. Может сложиться впечатление, что социологическая характеристика личности мало'чем отличается от психологической, тем более социально-психологической. Действительно, между ними есть много общего. Да по-другому и быть не можег: ведь речь идет об одном и том же объекте — личности. Возможно ли конкретно исследовать личность, если не иметь в виду ее ценностные ориентации, мотивацию поведения, интересы? Вопрос звучит риторически. В чем же тогда специфика социологического подхода? В отличие от психологического анализа, 1де на первое место выдвигается индивидуальное в личности, социологию интересует социально типическое, характеризующее ее включенность в общество, социальные фушты, организации и институты. Социолог исследует личность под углом зрения ее участия в экономической жизни, т е. его внимание обращено на трудовую деятельность человека (интерес к труду, его содержанию, характеру, результату, установка на труд и т.д.). С точки зрения политической жизни социолога интересует прежде всего человек-гражданин. Включенное гь личности в духовную жизнь социолог рассматривает сквозь призму культуры (хотя в иных случаях последняя выступает как «мерило» личности). Все это составляет условия бытия личности в обществе. Исходным пунктом социологического анализа личности являются, следовательно, не индивидуальные особенности человека, а социальные функции, выполняемые им в рамках той системы, в которую он включен. Поскольку личность существует не автономно, не сама по себе, а всегда является членом той или иной общности, элементом многих социальных структур (социально-демографических, 1 Маркс К, Энгельс Ф Соч Т 1 С 242 Раздел V Личность социально-классовых, социально-территориальных, социально-профессиональных и иных), постольку она совершает многочисленные поведенческие акты, ведет деятельность, направленную на реализацию определенных социальных функций. Следовательно, социологию личность интересует прежде всего как субъект деятельности и социальных отношений. Вместе с icm личное i ь выступает как объект социальных отношений, и в этом своем качест не также вызывает самое пристальное внимание социологической пауки Речь идет о том, что не только личность влияс-i на общество, но имеем место и обратное воздействие, особенно в процессе формирования и социализации личности. Наконец, ecib еще один важный ракурс анализа личности в социологии — системный подход. Исследования показали, что личность, несмотря на всю кажущуюся внешнюю просто гу, - - необычайно сложная система, имеющая собственную структуру (подробнее см. главу 25). Из сказанного вытекает, что все три подхода к личности — философский, психоло1 ический, социологический — составляют три последовательных уровня ее анализа. Первый, наиболее фундаментальный — философский, направлен на определение места человека в мире. Второй — психологический — состоит в препарировании личности, рассмотрении ее как бы «изнутри». Третий — социологический — объединяет в себе оба предшествующих подхода, представляет их, как бы сказали философы, в «снятом» виде. На этом уровне личность рассматривается и в системе социальных отношений, в которой она реально существует, и в относительно самостоятельном, автономном качестве, как отдельный социальный феномен. Именно на этом вопросе — понятии личности в социологии — остановимся подробнее. § 2. Понятие личности в социологии В литературе существует большое количество определений и содержательных трактовок личности. Даже простое перечисление авторов и предельно лаконичное изложение их т очек зрения заняли бы слишком много места. Естественно, что ограничения буду г касаться прежде всего позиций «несоциологического» характера. Личность - человек - индивид Вначале рассмотрим вопрос о соотношении понятий, наиболее часто сопрягающихся с понятием «личность». Это понятия «человек» и «индивид». Говоря о человеке, мы можем рассматривать его и как высшую cry- Глава 23 Понятие личности и ее типология пень эволюции на Земле, и как сложную систему, соединяющую природное (биологическое) и социальное, физическое и духовное, наследственное и жизненно приобретенное. Однако наиболее «социологичной» будет характеристика человека как продукта и субъекта общественных отношений, общественпо-историческойдеятельности и культуры. Каждый отдельный, конкретный человек — это индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален, ибо всегда является общественным индивидом. Ведь каждый человек зависит от социальных условий, общественной среды, в которой он живет, людей, с которыми общается и взаимодействует. Нельзя согласиться с рассмотрением индивида как совершенно изолированной и произвольной от социальной среды особи, обладающей способностью жить абсолютно независимо от других. Индивид всегда является членом определенной социальной общности (осознает он это или нет), что не отменяет его индивидуальности, неповторимости. В лом смысле каждый человек — индивид, имеющий свое особое «лицо». С этим термином и связано понятие личности (сравните древнерусское слово «личина» — маска). Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Поэтому понятие личности и по своей природе, и по сути, и по характеру представляется прежде всего социологическим, в отличие от понятий «человек» и «индивид», имеющих больше социально-философский смысл. Определение личности Рассматривая понятие личности, один из ведущих отечественных соци-олоюв, автор первой крупной работы по социологии личности в нашей стране И.С. Кои1 отмечает, что оно содержит в себе два аспекта. Во-первых, это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (в широком смысле слова лицо). Во-вторых, это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. По мнению Кона, человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. При этом каждый индивид как личность является продуктом не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания2. 1 См Кон И С Социолсния личности М, 1967 * 2 См Кол И С Личш> С1ь//Философский энциклопедический словарь М, 1983 Раздел V. Личность Согласно одному из характерных для отечественной социологии определений, личность — это «конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества»1. В приведенной дефиниции сделана попытка определить личность в ее связи с человеком и индивидом, обращено внимание на сочетание в ней общего и индивидуального, выделено главное в личности — единство социально значимых черт и общественных отношений. Наиболее удачным в отечественной литературе нам представляется социологическое определение личности, предложенное В.А. Ядовым: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения»2. Здесь личность характеризуется как целостность социальных свойств (а не черт, что представляется более точным), отмечается момент ее активности в деятельности и общении в процессе включения индивида в систему общественных отношений. Предложенная далее характеристика личности базируется именно на этом ее определении. Ответственность и свобода Быть личностью — значит прежде всего выполнять социальные функции, что совсем не просто (особенно в современном российском обществе). Возьмем для примера такую функцию, как ответственность. Живя в обществе, будучи членом той или иной социальной общности, личность не может не выполнять этой функции. Ее реализация означает установление связи между индивидами и принятие взаимных обязательств. Взяв на себя ответственность по отношению к другим, личность получает право рассчитывать на аналогичное отношение общности к себе. Но быть ответственным — значит выполнять ряд требований общества, ограничивать собственную деятельность, свои потребности и интересы, если они существенно расходятся с социальными. Стало быть, действительно, выполнение этой функции для личности имеет свои сложности. И так практически обстоит дело с выполнением любой социальной функции. В то же время человек осознает себя личностью не только тогда, когда он проявляет ответственность, но и когда он автономен, свободен в принятии на себя и реализации этой функции. Свобода и ответственность в этом случае оказываются взаимосвязанными. Как писал поэт Л. Мартынов: 1 Рабочая книга социолога. С. 70. 2 Социология. Словарь-справочник. Т. 2 С 71. Глава 23 Понятие личности и ее типология Я уяснил, что значит быть свободным. Я разобрался в этом чувстве трудном, Одном из самых лучших чувств на свете. И знаете, что значит быть свободным? Ведь это значит быть за все в ответе Свобода и ответственность — это и индивидуально, и социально значимые свойства личности. Причем первая воспринимается человеком как едва ли не главная, сущностная характеристика жизнедеятельности. Что может быть важнее свободы? Ведь она даже приравнивается по своему значению к самой жизни. Не случайно из всех ценностей и целей свобода признается самой значимой подавляющим большинством людей. За нее ведется яростная и ожесточенная борьба с теми, кто хочет присвоить свободу другого человека или целого народа, всего общества. Свобода, однако, начинается с самого себя, с ощущения и осознания того, что ты свободен. Снова прибегая к поэтической форме, процитируем И. Губермана: Свобода, глядя беспристрастно, То1да лишь делается нужной, Koufa внутри меня пространство Обширней камеры наружной. Что касается ответственности, то без нее достижение свободы невозможно. Если хочешь быть действительно свободным человеком, — в полной мере отвечай за свои поступки. Без социально и индивидуально ответственных действий ни свою свободу, ни свободу других людей не обеспечить. Весь предшествующий разговор о свободе и ответственности был направлен на доказательство того, что говорить о личности, не имея представления о ее социально значимых свойствах и качествах, нельзя. Социально значимые свойства и качества Именно они и являются главной характеристикой личности, благодаря которой она встраивается в общество, систему присущих ему отношений. В связи со сказанным можно предложить следующее определение: личность — это интегральная характеристика индивида, выступающая как совокупность его социально значимых свойств и качеств, которые позволяют ему включаться в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности и общения. К социально значимым свойствам и качествам личности в первую очередь можно отнести: • цель деятельности; • выполняемые социальные роли и функции; 440 Раздел V Личность • занимаемые социальные статусы; • нормы, ценности, обычаи (т.е. элементы культуры); • знаковые системы (в первую очередь язык, жесты); • совокупность знаний; • социально-психологические особенности; • уровень образования и профессиональной подготовки. Исторически в социологии сложилась ситуация, при которой для определения личности использовались отдельные из перечисленных качеств и свойств: либо социальные роли и функции, либо статусы, либо ценности, нормы и т.д. Иногда появлялась комбинация из ряда качеств и свойств. На этой основе возникали социологические и социально-психологические теории личности: теория зеркального Я (Ч. Кули, Дж. Мид), ролевая теория (Р. Линтон, Дж. Морено, Т. Парсонс), теория нравственного развития личности (Л. Колберг), теория кризисного развития личности (Э. Эриксон) и другие. Так, в теории зеркального Я личность рассматривалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни, как функция, производное от социально обусловленного Я. В ролевой теории личность характеризуется как функция от выполняемой индивидом в обществе совокупности социальных ролей. В некоторых теориях личность рассматривается в связи с этапами ее становления в процессе социализации (подробнее см. главу 27). Сегодня в отечественной социологии предпринимаются попытки пойти по такому пути и характеризовать личность как, например, устойчивую совокупность ценностных ориентации, верований, традиций, морали общества, а также знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей*. Ни в коем случае не отрицая полезности такого определения личности, представляется значимым использование в первую очередь более общего подхода, который был обоснован выше. § 3. Типология личности Необходимость типологии личности возникает в связи с наличием множества разнородных проявлений человеческого сознания, поведения и деятельности. Их нужно определенным образом сгруппировать, проклассифицировать по каким-то значимым признакам, для того чтобы на этой основе строить социальную политику, создавать действительные условия для реализации личностных устремлений. См КомаровМ С Введение в социоло1ию С 103 Глава 23. Понягие личности и ее типология Типологии личности в западной литературе Прежде чем говорить о типах личности, выделяемых социологией, следует подчеркнуть значение той работы, которая была проделана в этом плане психологической наукой. Дело в том, что в ряде случаев типология личности в социологии не просто основана на психологических типах, но и пересекается с ней. Еще раз хотелось бы подчеркнуть естественный характер взаимосвязи двух наук, и именно тогда, когда речь идет о проблеме личности. Здесь близость социологии и психологии особенно заметна. Блестящие образцы типологии личности, исходя из ее характера, продемонстрировали представители психоанализа, оказавшего большое влияние на развитие социологии. Так, К. Юнг обосновал наличие двух базовых противоположных типов личности — экстравертирован-ного и интроверт ированного. Если первый характеризуется тем, что его представители обращают свою психическую энергию во внешнюю среду, то второй, наоборот, обладает в качестве своей главной особенности обращением этой энергии внутрь себя. Данная типология оказалась важной для изучения взаимоотношений личности и социальной среды. В основе типологии личности, предложенной К. Хорни, лежит стремление личности в своем поведении к безопасности. Исходя из этого критерия к первому типу личное in были отнесены те, кто стремится к другим людям в качестве средства достижения собственной безопасности, смысл которой — быть вместе с ними, принадлежать к одной общнос ги. Второй тип личности включает в себя тех, кто стремится уйти от других людей в свой собс г венный индивидуальный мир на том основании, что социальная среда является основным фактором отчуждения человека. Наконец, к третьему типу относятся индивиды, устремленные в своем поведении против других людей, поскольку они составляют враждебный человеку мир, который следует разрушить. Из этой классификации типов личности Хорни вытекала еще одна, касающаяся конфликтной, невротической личности. Она, по существу, воспроизводила приведенную выше типологию, акцентируя внимание на характере и направленности поведения. В соответствии с этим критерием были определены также три типа невротической личности — устойчивый, ус граненный, деструктивный. Особый интерес представляют типологии личности, обоснованные в работах Д. Рисмлга и Э. Фромма. По существу, это концепции социального харакхера, который и выступает в качестве критерия рассматриваемых типов. В отличие от своих предшественников Рисмэн устанавливает зависимость типов личности от типов общества. В ос- Раздел V. Личность нове его типологии можно обнаружить как раз отношение личности к обществу. В соответствии с предложенным критерием первый тип личности был назван консервативным, поскольку его представители ориентируются на сложившиеся и устоявшиеся традиции, обычаи, образцы поведения в клане, касте, сословии, общине. Такой тип личности характерен для примитивных и традиционных обществ. Второй тип был определен Рисмэном как изнутри ориентированная личность, свойственная периоду развития индустриального общества с резко ослабленными традициями, отсутствием жесткого давления определенных образцов поведения, ограничением социального контроля, недостаточно развитыми средствами массовой информации. Наконец, третий тип был назван извне ориентированной личность ю, присущей обществу массового потребления, в котором-господствуют обезличенность, стандартизация, отчуждение, манипулирование человеком, мощное давление СМИ. Возникает явление «одиночества в толпе» (именно так назвал свою книгу Рисмэн, которая пользовалась огромным успехом на протяжении 1950—1960-х гг.). Выход из этой ситуации американский социолог видел в стремлении к появлению нового типа личности — автономного, представители которого были бы независимы от влияния конформизма, отчужденной внешней среды и имели бы ясные рациональные цели1. Рассматривая личность и ее типы, Э. Фромм также стремился выявить связь между ними и социальной структурой общества. Прибегая к понятию социального характера, Фромм подчеркивал его отличие от индивидуального характера. Если первый является «ядром» общества, раскрывая связь между ним и психикой человека, то второй свойствен людям в пределах одной культуры и определяет присущий ей тип личности. Каждой ступени развития общества соответствуют особые социальные характеры, проявляющиеся через поведение личности и определяющие ее типы. Фромм подробно анализирует такие характеры в условиях классического капитализма и соответствующие ему типы личности — рецептивный (пассивный), эксплуататорский, стяжательский (накопительский), рыночный2. Типология личности в отечественной литературе Для рассмотрения интересующего нас вопроса существенное значение приобретает разграничение понятий социального и социологичес- 1 См Riesman D, Glazer N, Denney R The Lonely Crowd New Haven, 1950. 2 См Фромм Э Человек для себя Минск, 1992 С 66-84 Глава 23 Понятие личности и ее типология 443 кого типов личности. Первое имеет более общий характер, чем второе, являясь его методологической основой. Социальная типология предполагает выделение идеального, нормативного, реального типов личности. Идеальный тип выражает требования социального идеала. Они формулируются в различных концепциях политического, нравственного, религиозного характера и предполагают наличие определенных свойств личности применительно к будущему социальному устройству. Это модель личности, необходимой для создания нового общества и жизни в нем. До недавнего времени таким идеальным типом в нашей стране была всесторонне развитая, гармоническая личность. Личность нормативного типа обладает свойствами, которые могут быть сформированы уже в данных условиях и являются необходимой предпосылкой общественного прогресса. Наконец, реальный тип личности представляет собой совокупность господствующих норм сознания и образцов поведения. Свойства такой личности могут существенно отличаться не только от идеального, но и нормативного типа. Вплоть до конца 1980-х гг. основным типом личности в нашем обществе, судя по литературе, считался социалистический, наиболее ярким носителем свойств которого выступал советский человек1. Ему иногда противопоставлялись несоциалистический и даже антисоциалистический типы личности (за что у авторов, вводивших эти понятия, возникали неприятности с цензурой и властью, поскольку в условиях социализма, особенно развитого, никаких «анти» быть не могло; зато допустимым и даже желательным считалось выделение в качестве особого будущего коммунистического типа личности — всесторонне развитой, гармонической личности). Понятие социалистического типа личности было заметно идеологизированным и включало в себя те качества и свойства " личности, которые отвечали критериям развития социализма. Если же возникал вопрос о значительных отклонениях в поведении личности, тех или иных формах девиации и даже делинквентности, то многие авторы также относили их к социалистическому типу личности, лишь бы не признавать наличия антисоциалистического типа. (Аргумент в таком случае был простой: при социализме существуют отдельные недостатки, в том числе и преступность, но нельзя их использовать для выделения «самостоятельного» типа личности.) Это было тем более важно в то время, что имело место постоянное противопоставление социалистического и 1 См, например. Смирнов Г Л Советский человек Формирование социалистического типа личности М, 1980 Раздел V. Личность буржуазного типов личности как носителей социалистического и буржуазного образов жизни, социалистической и буржуазной морали. Подобные подходы не могли не сказаться на развитии социологической типологии личности, заставляя исследователей постоянно сопоставлять получаемые данные с тем, насколько они соответствуют критериям «социалистичности». Между тем для исследования это было совершенно не нужно, скорее даже мешало. Социологическая типология личности Социологическая типология связана с выявлением типов личности по конкретным признакам, и это ее главное огличие от социальной, в основе которой находятся, как было показано выше, самые общие признаки. Преобразование социальной типологии личности в социологическую происходит именно на уровне реально распространенного типа (а не нормативного, тем более идеального), который и становится предметом конкретного эмпирического исследования. Если идеальный и нормативный типы личности характеризуются исключительно со знаком «плюс», то реально распространенный тип включает в себя множество подтипов с присущими им отклонениями от норм или даже антисоциальным способом деятельности. Здесь еще раз важно подчеркнуть, что в обществе не существует единого типа личности. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в отечественной литературе появилось несколько социологических типологий личности. В соответствии с одной из них, принадлежащей В.Г. Немировскому, выделяется пять типов личности, «которые, очевидно, являются инвариантными, по крайней мере, для условий товарного способа производства»1. Автор характеризует их следующим образом: «У представителей первого типа (" созидатель") преобладают потребности в смысле жизни, труде, любви, общении, знаниях, самостоятельности, свободе, эстетических переживаниях. Второй тип (" романтик") — имеет сильно развитые потребности в романтике, в опасности и риске. Третий (" потребитель") — характеризуется потребностями в комфорте, отдыхе и накоплении, приобретении вещей. У " лидера" развиты потребности в доминировании, самоутверждении, престиже. Наконец, " конформист" отличается сильными потребностями в поиске покровителя и в страданиях»2. Не оспаривая приведенную типологию личности, вряд ли можно согласиться с ее «инвариантностью» для данной общественной системы. Дело даже не в том, что она продуцирует те типы личности, которые ей подходят для выполнения необходимых социальных функций. Немировский В Г Социология личнек 1И Красноярск, 1989 С 93—94 1 Там же. С. 94. Глава 23. Понятие личности и ее типология Самих типологий может быть много, и их критериями выступают не только потребности (как в типологии Немировского), но и иные структурные компоненты личности — интересы, ценностные ориента-ции, установки, диспозиции (подробнее см. главу 25.). Социологическая типология личности обусловлена целым рядом факторов: а) местом человека в социальной структуре; б) характером и содержанием выполняемого труда, квалификацией, образованием; в) уровнем жизни; г) спецификой способа деят слыюсти; д) потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками личности; е) ее жизненной позицией, мировоззрением, идеалами; ж) культурным уровнем; з) сформированными (или формирующимися) качествами; и) уровнем и степенью усвоенности интересов, норм и моральных стандартов других людей и т.д. Каждый из этих факторов в отдельности или в единстве с другими выступает критерием определенной типологии личности. Возьмем для примера последние два из перечисленных выше. Они были использованы нами в ходе подготовки и проведения сравнительного международного исследования социальной ответственности выпускников профессиональных училищ и профессиональных школ в России и ФРГ. В его основу была положена типология, разработанная в широко известной в мировой социологии теории нраве гвеиного развития личности Л. Колберга1. В соответствии с этой теорией моральное сознание личности в нормальных условиях проходит три последовательные стадии: доконвенци-ональную, конвенциональную и постконвенциональную. На первой стадии (от рождения до подросткового возраста) индивид мыслит и действует в основном с позиций эгоцентризма и с трудом воспринимает интересы, нормы и моральные стандарты других людей. На второй (от подросткового возраста до взрослой зрелости) эгоцентризм сменяется социоцентризмом, когда главным становится восприятие норм групповой морали ближайшего окружения (референтной группы, значимых других). На третьей — постконвенциональной — начинают доминировать общезначимые универсальные принципы морали. На этой стадии индивид воспринимает и оценивает возможные последствия собственных действий для других, для общества в целом. Третью стадию относят к периоду достижения человеком среднего зрелого возраста. Исследуя производственную деятельность выпускников профессиональных училищ и школ России и Германии на рабочих местах, удалось доказать, что доминантной характеристикой типов личности молодых рабочих является степень развитости профессиональной со- 1 См Kohlberg L E (Ed,) Essays on Moial Development. San Francisco, 1984 Vol. 1, 2. Раздел V. Личность циальной ответственности, которая может быть сопоставлена с тремя описанными выше стадиями. В ходе исследования российские и не-, мецкие социологи пришли к выводу о том, что постконвенциональный тип молодого рабочего практически не характерен для России и крайне редко встречается в Германии. Что касается первых двух, то доконвенциональный тип личности с неявно выраженной профессиональной социальной ответственностью в России встречается чаще, чем конвенциональный, характеризующийся развитым ее уровнем, тогда как в Германии — наоборот1. Из сказанного можно сделать вывод, что типология личности является весьма значимой научной процедурой, позволяющей изучать большое количество людей, «упорядочивая» и «систематизируя» их по самым разным основаниям. Такая систематизация, состоящая в поиске сходства и различия, в анализе способов идентификации, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Первое, как уже было показано, заключается в возможности определить общее, «группирующее» разных людей, начало. Практическое же значение типологии личности обусловлено возможностью регулировать некие социальные процессы, создавать условия для функционирования тех или иных групп людей (типов личности), выделяемых по каким-либо значимым признакам. Собственно говоря, на типологии личности должна строиться* научно обоснованная социальная политика государства и его конкретных учреждений и организаций. С понятием личности и ее типологией тесно связана еще одна проблема, состоящая в рассмотрении социальных ролей и статусов личности и являющаяся предметом анализа в следующей главе. Вопросы и задания 1. Как проблема личности раскрывается в философии и психологии? 2. В чем принципиальное отличие социологического подхода к изучению личности 3. В чем суть соотношения понятий «человек», «индивид», «личность»? 4. Дайте определение личности. Прокомментируйте, что означает для человека 5. Как вы считаете, что такое социальные свойства человека? 6. Проанализируйте свои социальные свойства и качества. Являетесь ли вы лично ' Исследование осуществлялось в 1993—1996 гг. в рамках совместного российско-германского проекта «Профессиональное образование и социальная ответственность молодых рабочих в России и Германии» под научным руководством Г.Е. Зборовского (Екатеринбург) и В. Лемперта (Берлин). Глава 23. Понятие личности и ее типология 7. Какие типологии личности в западной литературе вы можете охарактеризовать? 8. Чем различаются социальная и социологическая типологии личности? В чем 9. Какая типология личности, с вашей точки зрения, наиболее удачна? Аргументи Литература Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. С. 263—274. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. Гл.18. Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. МоСквичев. М., 2002. Гл. 5. Глава 24
|