Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные статусы и социальные роли 4 страница







Глава 26 Образ жизни личности



телыюсти выбор варианта поведения максимально свободный. Да и функции досуговой деятельности — отдых, развлечение, разрядка, раз­витие, характеризующие ее как самоценность, как фактор преимуще­ственно личностный, существенно дополняют функции труда, имею­щего и личное, и общественное предназначение.

Что касается третьей основной формы деятельности в структуре образа жизни личности, включенной в общественное производство, — бытовой, то она также оказывается достаточно значимой для чело­века, хотя и не играет такой существенной роли в способе его бытия, какая принадлежит труду и досугу. Выступая прежде всего основным пространством воспроизводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, что и трудовая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых по­требностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С друтй стороны, она содержит в себе определенную свободу выбора варианта поведения, последовательности действий, что является ха­рактеристикой преимущественно досуговой, нежели всякой иной де-ягельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной между трудом и досугом.

Итак, была представлена структура образа жизни, выступающая как расчлененность, дифферепцировашюсть способа деятельности на отдель­ные элементы (формы деятельности) при наличии глубокой внутренней связи между ними. Фундаментом этой структуры является выделение в бытии человека основных видов производственной и внепроизводственной деятельности, выступающее объективной необходимостью обеспечения условий существования индивида, удовлетворения его разнообразных по­требностей. При этом рассматривался образ жизни человека, включенно­го в общественное производство, что означает наличие в качестве основы способа деятельности профессионально-трудового начала.

С таким лее успехом может быть охарактеризован образ жизни че­ловека, включенного не в общественное производство, а, скажем, в об­разовательную деятельность, являющуюся для этого индивида основ­ной. К примеру, образ жизни студента. В этом случае основными формами его деятельности в структуре образа жизни будут образова­тельная, досуговая, бытовая.

При таком подходе к структуре образа жизни немаловажное значение приобретает вопрос о субъективном отношении к тем или иным формам и видам деятельности со стороны индивида и социологическом изучении этого отношения. Понятно, что объективно для студента ведущую роль должна играть образовательная деятельность, но его основные жизнен­ные интересы в студенческие годы (либо в какую-то часть этого периода)



Раздел V Личность


могут быть связаны со спортом, развлечениями, художественным твор­чеством, иными видами досуговой деятельности; во время создания се­мьи доминантой его образа жизни могут стать те или иные виды семей-но-бытовой деятельности. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов получающую вес более широкое распространение в последние годы практику трудоустройства в период получения образования, что имеет для студентов не только значение материальной «подпорки» образа жиз­ни, но и становится основой будущей профессиональной занятости.

Постановка этого вопроса и его изучение имеют немалое практиче­ское значение, прежде всего с точки зрения создания для личности оп­ределенных благоприятных условий самореализации в основной сфе­ре деятельности.

Уровень жизни

Социологический анализ структуры образа жизни может быть связан с рассмотрением таких его элементов, как уровень жизни, каче­ств о жизни, стиль жизни. Применительно к личности уровень жизни характеризует ее материальное и духовное потребление. Его показателями служат величина душевого дохода, количество и каче­ство потребляемых человеком благ и услур, реализующих потребнос­ти индивида в питании, одежде, жилище, поддержании здоровья, удовлетворении иных материальных и духовных запросов.

Будучи категорией больше экономической, чем социологической, уровень жизни тем не менее является крайне важным показателем (или системой показателей, что точнее) образа жизни индивида. От­сутствие необходимых средств, жилищно-бытовых и культурных ус­ловий не позволит вести полноценный образ жизни, удовлетворять основные материальные, духовные, нравственные, эстетические, фи­зические потребности. В этом смысле способ деятельности индивида зависит от наличного, достигнутого им состояния уровня жизни.

Связь между способом деятельности и уровнем жизни нельзя недо­оценивать, но вместе с тем не следует и переоценивать, иначе можно впасть в крайность: считать, что все в жизнедеятельности человека зави­сит только о г уровня материального благосостояния. Тогда придется признать, что чем выше уровень жизни, тем многообразнее, полнее и на­сыщеннее образ жизни (чего на самом деле в жестком виде в каждом конкретном случае не существует). Если встать на такую точку зрения, то невозможно будет объяснить, почему многие богатые люди, в том числе и в России (особенно среди так называемых «новых русских»), ве­дут, мягко говоря, очень «бедный» в духовном и нравственном плане об­раз жизни. Поэтому правильнее утверждать, что чем сильнее в общест-


Глава 26. Образ жизни личности 487

ее выражена тенденция к достижению высокого уровня жизни населения, тем больше предпосылок для развития полноценного образа жизни каж­дого человека. Именно в форме тенденции и может существовать зависи­мость между уровнем жизни и способом деятельности.

Качество жизни

Еще одно важное понятие, характеризующее структуру образа жизни, — качество жизни. Если уровень жизни дает представление о количествен­ных характеристиках способа деятельности, то качество жизни, как это следует из самого термина, — о сущностно-содержательных. К показате­лям качества жизни человека относятся: характер и содержание его тру­да, качество жилой и окружающей среды, ее экологическое состояние, степень комфортности производственной и внепроизводственной жиз­ни, мера реализации, воплощения в способе деятельности личности имеющегося социального (индивидуального) идеала и др.

В западной социологии понятие качества жизни часто использует­ся для характеристики образа жизни не только личности, но и соци­альных общностей, даже общества в целом. В этом отношении поня­тие качества жизни особенно активно употребляется для характеристики окружающей среды, в целом экологической ситуации в обществе. Такой подход присущ прежде всего американским социо­логам. В отличие от них, ученые ФРГ делают акцент на более широ­ком понимании качества жизни, включающем также уровень свобо­ды, социальной справедливости, ощущения счастья.

Следовательно, есть все основания считать, что качество жизни, являясь понятием, отражающим способ деятельности прежде всего человека и конкретной социальной группы, вместе с тем характеризу­ет состояние обществаего экономической, политической, экологиче­ской, правовой среды, удовлетворяющей основные потребности инди­видов. Рассматриваемое понятие включает в себя и национальное равноправие, и производственную и политическую демократию, и ка­чество социокультурной среды.

Стиль жизни

Наконец, следует рассмотреть еще одно понятие, названное среди от­носящихся к структуре образа жизни, — стиль жизни. Оно использу­ется для характеристики поведения человека в повседневной жизни, ее конкретных ситуациях. Сгпиль жизни включает в себя регулярно воспроизводящиеся черты, манеры поведения, склонности, привычки, вкусы. Поэтому он подчеркивает в первую очередь социально-психоло­гические стороны индивидуального поведения.



Раздел V. Личность


Можно выделить несколько типов стиля жизни, например: актив-но-деятельностный, творческий, потребительский. Индивидуальные особенности стиля жизни зависят от многих объективных условий и личных качеств: знаний, опыта, способностей, убеждений, ценност­ных ориентации и др. Вместе с тем в каждом индивидуальном стиле жизни содержатся специфические черты группы, к которой принад­лежит человек, будь она профессиональная, демографическая, этни­ческая или еще какая-либо.

О стиле жизни человека часто судят по внешним признакам его спо­соба деятельности: как устроен бьп данного индивида, каков режим его труда и отдыха, как он организует свое рабочее и свободное время, как тратит деньги, что собой представляют его увлечения и т.д. В этом смыс­ле можно с уверенностью утверждать, что стиль жизни — это конкрети­зация образа жизни человека на уровне его индивидуального поведения.

Стиль жизни дает представление о том, как человек «строит» соб­ственное Я, как формируется и развивается в качест ве личности. По­этому из всех понятий, характеризующих структуру образа жизни личности, ближе всего к самому способу ее деятельности именно стиль жизни. Он вырабатывается человеком часто сознательно и це­ленаправленно, но иногда складывается стихийно, под давлением оп­ределенных обстоятельств. К тому или иному стилю жизни человека часто приводит его жизненный путь — еще одно понятие, тесно свя­занное с образом жизни. Оно требует специального рассмотрения.

§ 3. Жизненный-путь личности

Понятие жизненного пути

Следует отметить, что это понятие в отечественной науке разработа­но явно недостаточно, несмотря на всю его важность. Одним из пер­вых характеристику жизненного пути дал известный российский со­циальный психолог Б.Г. Ананьев в работе «Человек как предмет познания». Он определял жизненный путь как «историю формирова­ния и развития личности в определенном обществе, современника оп­ределенной эпохи и сверстника определенного поколения»1.

В западной социологии интерес к проблематике жизненного пути резко возрос в последние годы в связи с активным применением би­ографического метода. Считается, что, исследуя жизненный путь человека путем анализа вместе с ним (как правило, в ходе глубо-

1 Ананьев Б Г. Hi6p психолси [руды В2-хт М, 1980 Т 1 С 67.


Глава 26. Образ жизни личности



кого интервью) его биографии, можно получить ключ к объяснению социального поведения личности.

С точки зрения социологии целесообразно рассматривать жизненный путь как процесс поэтапного включения каждого человека в систему об­щественных отношений, последовательной смены способов жизнедея­тельности, связанных с самореализацией и утверждением индивидов^.

Говоря о жизненном пути человека, справедливо подчеркивать его двойственный характер. С одной стороны, он представляет собой по­следовательное использование биологических возможностей человечес­кого организма, подчиненное законам онтогенеза (под ним понимается индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований, претерпеваемых им от зарождения до конца жизни). Тем самым созда­ются предпосылки для проявления социальной сущности жизненного пути. Поэтому, с другой стороны, жизненный путь необходимо рассма­тривать как специфическое социальное явление, выражающее процесс последовательной смены образов жизни, перехода от одного к другому в ходе самореализации и самоутверждения личности, ее социализации.

Основные этапы жизненного пути и образ жизни

Действительно, в течение жизненного пути меняются доминантные формы и виды деятельности, составляющие базу развития личности. Дошкольный образ жизни характеризуется доминантой иг­ры — основным социальным пространством социализации ребенка. На смену дошкольному приходит школьный образ жизни с доми­нантой учебы как главной формы деятельности.

Окончание школы означает поворот на жизненном пути, в основе которого — выбор нового для личности образа жизни с иной доминан­той. Это либо студенческий образ жизни с образовательной деятельностью в качестве основного вида деятельности, либо образ жизни работающего человек ас доминантой труда в профес­сиональной деятельности, либо смешанный образ жизни (ве­дущими формами деятельности могут быть и учеба, и профессиональ­ный труд), в частности у учащихся профессиональных училищ, у молодых людей, обучающихся в учебных заведениях без отрыва от профессионального труда.

Выбор варианта жизненного пути, естественно, не завершает про­цесса социализации. Она продолжается в условиях, когда человек за­нят профессиональным трудом. Его определяющую роль в процессе становления и развития личности, ее жизненного пути глубоко обос-

1 См. Грибакин А В Жи.шенныи путь как социальное утверждение человека. Ир-кукж, 1985 С 63-64.



Раздел V. Личность


новали и хорошо показали еще социологи XIX в., подчеркнувшие ре­шающее значение производственного труда во всем способе деятель­ности человека. Их выводы подтверждаются не только процессом со­циализации человека в рамках «дотрудового» образа жизни, но и дальнейшим его развитием, в ходе которого профессиональный труд объективно становится доминантой личностного бытия.

Здесь имеется в виду улсе трудовой образ жизни, охватывающий не­сколько десятилетий профессиональной активности личности. Освое­ние ею нового образа жизни происходит за счет влияния производствен­но-трудовой деятельности на иные его формы и сферы. Поэтому если на ранних этапах жизненного пути доминантой образа жизни личности вы -ступает образовательная деятельность, то на зрелом этапепрофес­сиональный труд. Когда же к нему добавляется и образовательная дея­тельность, подразумевающая не только учебу, но и стремление человека к новым знаниям, к получению их в нестационарных формах, к самооб­разованию, то соединение этих двух доминант в образе жизни личности резко увеличивает насыщенность и эффективность жизненного пути (хотя и делает жизнь человека более напряженной).

На заключительном этапе жизненного пути, когда исчезает про­фессионально-трудовая основа образа жизни (что связано с уходом человека на пенсию), появляются его новые доминанты ~~ воспитание внуков, хозяйственно-бытовые занятия, работа на садово-огородном участке, общественная деятельность, передача опыта молодежи и т.д. И только с приходом глубокой старости, когда человека покидают си­лы, подступают немощь и болезни, постепенно происходит исчезнове­ние доминант деятельности. Это означает, что жизненный путь лич­ности приближается к завершению.

Этап «послетрудового» образа жизни, субъектами кото­рого являются лица пенсионного возраста, может длиться достаточно долго и представлять собой поле высокой социальной активности. Образец увеличения продолжительности этого этапа демонстрируют современные развитые страны: сохранение активного образа жизни с наличием нескольких его доминант в период между семьюдесятью и восемьюдесятью годами здесь уже давно не исключение. Конечно, следует отдавать себе отчет в том, что способ деятельности таких лю­дей имеет под собой в виде основы высокий уровень жизни с хорошим пенсионным обеспечением.

Смена образа жизни

Смена одного способа деятельности другим в рамках жизненного пу­ти личности — процесс не простой. Он обусловлен необходимостью


Глава 26. Образ жизни личности



отказа от уже сложившихся, освоенных доминант образа жизни и ин-тернализацией (интериоризацией) новых. Резкий переход от одной основы образа жизни к другой крайне неблагоприятно сказывается на личности, не позволяя ей удачно вписаться в новый социальный кон­текст, адаптироваться к иным, непривычным способам деятельности.

В этой связи целесообразно рассмотреть в качестве типичной си­туации жизненного пути переход личности от школьного к студенче­скому образу жизни. На первый взгляд основа образа жизни как буд­то бы остается прежней — это учеба. Однако различия в данной форме деятельности, равно как и в иных, столь разительны, что процесс адаптации выпускника школы к новому образу жизни происходит, как правило, весьма не просто.

Во-первых, сама образовательная деятельность студента содержит много нового; необходим целый ряд умений и навыков, несвойствен­ных значительной части выпускников школы, хотя бы потому, что это­го нет в школьной программе. Речь идет об умении записывать с голо­са лекции и конспектировать большое количество учебного материала и монографической литературы, о навыках овладения значительным объемом материала курса и отчетности по нему (зачет, экзамен).

Во-вторых, иными, по сравнению со школьными, являются цели и задачи студенческого образа жизни, что не быстро и не легко осознается многими поступившими и без чего успешной социализации не происхо­дит. Ее затрудняет появление связей и отношений, составляющих суще­ство студенчества как группы, члены которой характеризуются опреде­ленным «разбросом» возрастных параметров, созданием семьи и иными чертами и сторонами жизни, не присущими группе учащихся школы.

Не менее сложен переход от студенческого образа жизни к профес­сионально-трудовому, возникают новые цели и задачи, связанные с включением в производственную деятельность и коллектив, ее осу­ществляющий, с его требованиями и нормами взаимоотношений; ре­зультат труда оценивается не в баллах (как в вузе), а в иной шкале из­мерений, отражаясь на величине заработной платы, и т.д.

Еще более сложен переход от трудового к послетрудовому образу жизни, в котором уже не присутствует привычная, изо дня в день повто­рявшаяся на протяжении нескольких десятилетий доминантная в струк­туре прежнего образа жизни профессиональная деятельность. Этот пере­ход для многих оказывается весьма трудным, и, к сожалению, совсем не редки потеря интереса к жизни, быстрое сникание и преждевременный уход из нее. Такое происходит и потому, что у человека не находится ком­пенсаторных занятий, не появляются новые формы и виды деятельнос­ти, которые позволили бы ему активно включиться в иной образ жизни.



Раздел V. Личность


Из сказанного очевидно, что необходима специальная подготовка че­ловека к смене способов деятельности. Это чисто практическая работа, облегчающая процесс социализации и ее первичную фазу — адаптаци ю к новой социальной среде, новым доминантным формам деятельяости. Там, где эту работу проводят, сложности преодолеваются легче. К при­меру, в некоторых школах учителя готовят старшеклассников к студен­ческой жизни загодя: проводят уроки-лекции с обязательным конспек­тированием «под голос», применяют зачетную систему обучения по отдельным разделам курса, помогают осваивать навыки конспектиро­вания литературы по учебной дисциплине и др. 11емалую роль играет и установление непосредственных контактов школьников со студентами, предварительное знакомство с особенностями будущего образа жизни.

Чрезвычайно большое значение имеет внимание и забота о rex лю­дях, которые переходят в новый для них образ жизни. Это касается и малышей, пришедших в первый класс, и людей, только начавших свой трудовой путь, и в особенности тех, кто его завершил. Последние осо­бенно нуждаются в поддержке и внимании со стороны не только род­ственников, друзей, но и бывших коллег, тех трудовых коллективов, которые провожали человека на пенсию и говорили ему теплые слова о его вкладе в общее дело и незаменимости.

Итак, пройти жизненный путь не легко. В этом процессе имеет ме­сто смена многих образов жизни, осуществляется переход от одних доминантных форм и видов деятельности к другим. Процесс этот про­исходит в рамках социализации личности. Термин «социализация» много раз использовался в данной главе. Однако само это понятие на­столько важное, что требует самостоятельного рассмотрения. Анали­зом вопросов социализации, которому посвящается следующая глава, завершается раздел «Личность».

Вопросы и задания

1. Почему проблема! ика образа жизни не уюряла своей ашуалыюеш is паше вре-
мя? Обоснуйте свой onjei

2. Проанализируйте понятие образа жизни. Какие подходы к ei о определению паи
более оптимальны?

3. Какими познавательными возможпопями o6ia/uiei попнше «образ м ши»''
В чем смысл его социологической факювки?

4. Образ жизни каких социальных i руин российскою обще' им, с вашей ючки spc-
пия, недоетточпо изучен?

5 Какова структура образа жиши? Чю вы моле ie ска ши, о cooi ношении основных форм дея1спыюсти у различных фупп населения?

6. Проанализируйте проблему соотношения iрудовой и досуюнои деяк-лынхчн Считаете ли вы эту проблему значимой, и если да, го почему?


Глава 26. Образ жизни личности



7. В чем различие между понятиями «уровень жизни», «качество жизни», «стиль
жизни»? Проанализируйте свой образ жизни с позиций этих трех его составляющих.

8. Соотнесите понятия «образ жизни» и «жизненный пу)ь». Охарактеризуйте ос­
новные.зтаны своего (своих близких) жизненного пути.

9 Почему проблема смены образа жизни имеет не только теоретическое, но и прак-тическое значение"? В чем оно, но вашему мнению, состоит?

Литература

Абульхаиова-Славская К.А Стратегия жизни М., 1991.

Возъмителъ А.А. O6pa.i жи.ши: or ciapoio подхода к новому // Соц.-полит, науки. 1991. № 1.

Краткий словарь по социологии. М., 1989.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т 3. С. 19.

Образ жизни в условиях перестройки: динамика, тенденции, противоречия. М., 1992.

Образ жизни и сосюяние массового сознания. М, 1992.

Российская социолот ическая энциклопедия. М., 1998.

Советский простой человек, опыт социально! о портрета на рубеже 90-х п. М., 1993.

Социология в России / Под ред. В.А. Ядова М., 1998. Гл. 24

Ядов В.А Социологический подход к исследованию личности в системе понятий обраи жизни// Вопросы философии. 1983 № 12


Глава 27 Социализация личности

§ 1 Понятие социализации, ее фазы и этапы § 2 Социальные факторы социализации

§ 1. Понятие социализации, ее фазы и этапы

Социализация и воспитание

В предшествующей главе уже пит речь о социализации — в связи с переходом личности от одного этапа жизненного пути к другому, со сменой образов жизни и доминантных форм деятельности. Настало время глубже разобраться с самим понятием социализации, тем более что в отечественной социологии на протяжении ряда десятилетий оно сознательно игнорировалось. Главных аргументов для этого было как минимум, два. Первый — традиционный: незачем употреблять терми­ны, распространенные во «враждебной» нам идеологии. Второй — у нас есть свое понятие, которое намного лучше и удобнее, чем социали­зация, отражает происходящие с личностью процессы, — воспитание.

В конце концов оказалось, что оба аргумента, отрицающие необхо­димость употребления понятия «социализация», тесно связаны меж­ду собой. Дело в том, что оно является идеологически нейтральным и не содержит в себе положения о воздействии на личность с целью формирования у нее определенных, «классово обусловленных» ка­честв. Между тем именно такая идея была доминирующей в понима­нии воспитания, рассматриваемою чаще всего как процесс целена­правленного воздействия субъекта воспитания (семья, школа, массовые средства информации, социальная микросреда) на объект (личность). Смыслом этого воздействия провозглашалось формиро­вание определенных черт, свойств и качеств личности, в которых бы­ло заинтересовано общество (патриотизм, интернационализм, кол­лективизм, непримиримое отношение к враждебной идеологии и т.д.).

Долгие дебаты на эту тему привели в итоге к тому, что, во-первых, термин «социализация» не только был принят, но и стал предметом глу-


Глава 27 Социализация личности 495

----------------------------------------------------------------------- 1-------------------------------------------------------------------

бокого научного изучения, во-вторых, существенно изменилось понима­ние воспитания. Чтобы «развести» эти понятия, необходимо сразу же раскрыть новую, измененную трактовку последнего и больше к нему не возвращаться — по не потому, что само понятие воспитания перестало играть свою заметную роль. Вряд ли ему «угрожает» такая опасность в нашей стране, поскольку в традиции российского менталитета принято считать воспитание важнейшим фактором развития личности. Дело в другом — само воспитание как понятие является предметом не столько социологии, сколько педагогики. Однако оно используется и в социоло­гии, существуют даже монографии, посвященные воспитанию*.

Воспитание имеет, как минимум, два варианта толкования — у з -коей широкое. В первом под ним принято понимать практическую деятельность педагогов по отношению к учащимся, состоящую в целена­правленном и организованном процессе формирования у них позитив­ных качеств и свойств. В соответствии с новыми трактовками воспита­ние более не рассматривается как процесс субъект-обьектных отношений, а характеризуется как двустороннее социальное взаимодей­ствие воспитателей и воспитуемых, педагогов и учащихся, в ходе кото­рого происходит обогащение, развитие и тех и других. Воспитание в этом плане рассматривается как взаимно активный процесс, в противополож­ность прежнему пониманию, предполагавшему активную роль педагога и пассивную — воспитуемого. Собственно, в рамках новой интерпрета­ции воспитания сам термин «воспитуемый» часто теряет свой смысл, по­скольку предполагает, что человека специально «воспитывают».

В широком варианте толкования воспитание рассматривается как функция общества и его социальных институтов по передаче, перево­ду накопленной старшими поколениями культуры и усвоения ее млад­шими поколениямичерез систему знаний, умений, навыков, норм, от­ношений, способов деятельности и т.д. В связи с активностью второго субъекта воспитательного процесса (воспитуемых) особое значение в последнее время приобретает самовоспитание. Такая трактовка воспитания имеет немало общего с пониманием социализации.

Два взгляда на социализацию

Существует два наиболее выраженных взгляда на существо социализа­ции. Согласно одному из них, она означает процесс развития родивше­гося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психо-

1 См, например Кухтевич ТН Социолсиия воспитания М, 1989



Раздел V. Личность


биологические задатки, с другой — они трансформируются в социаль­но значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализа­ция выступает прежде всего как саморазвитие личности в ходе ее взаи­модействия с различными социальными группами, институтами, орга­низациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется.

Склоняясь больше к последней точке зрения, в самом общем виде под социализацией будем понимать процесс усвоения личностью образ­цов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Он осуществляется на основе передачи куль­турных завоеваний предшествующих поколений новым. Социализа­ция может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в ре­зультате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимос­ти следовать им. Это — один аспект социализации.

Второй аспект касается характеристики ее как существенного эле­мента социального взаимодействия, предполагающего, что люди хо­тят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о се­бе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.

Такая интерпретация социализации широко распространена в запад­ной социологии1. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс в книге, посвященной проблемам семьи, социализации и процессов взаи­модействия2. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого ор­гана первичной социализации, как семья, которая «включает» личное! ь в социальные структуры. В последующие годы сам Парсонс обратил особое внимание на социализацию, связанную с периодом школьного ученичества. Развивая идеи Парсонса, Смелзер понимает под социали­зацией «способы формирования умений и социальных установок инди­видов, соответствующих их социальным ролям»3. Он считает, что соци­ализация преследует две цели: способствует взаимодействию людей на основе выполняемых ими ролей и обеспечивает сохранение общества благодаря усвоению его членами имеющихся образцов поведения4.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.