Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные изменения и процессы 1 страница







 

Глава 29

Динамика социальных процессов

§ 1 Социальные изменения и социальные процессы § 2 Классификация социальных процессов § 3 Социальные процессы, противоречия и конфликты

§ 1. Социальные изменения и социальные процессы

В большинстве предыдущих глав социальные явления и проблемы, возникавшие при их рассмотрении, характеризовались преимущест­венно как статические. Мы «анатомировали» общество, выделяли в нем различные струюуры и анализировали их как по отдельности, так и во взаимодействии. Такой «статичный» подход обусловлен прежде всего спецификой предмета общей социологии, которую ингересует в первую очередь проблематика актуального, современного общества, его горизонтальный и вертикальный «разрезы».

Идея динамизма социальных процессов в истории социологии

Однако еще со времен О. Конта было принято рассматривать общест­во не только в его статичном состоянии, но и в процессе изменения и развития. Не случайно в новой науке социологии («социальной физи­ке»), конституированной французским социологом, выделяются две основные составляющие — социальная статика и социальная динами­ка. Если социальная статика изучает и характеризует общество как со­стояние целостности и равновесия его элементов и в качестве основно­го закона использует закон социальной (прежде всего классовой) гармонии, то социальная динамика акцентирует подход к обществу с позиций его развития, перехода от одной фазы к другой. В качестве ос­новного закона социальной динамики Кон г рассматривал закон смены трех состояний — теологического, метафизического, позитивного. Первое относится к периоду до XIV в. (безраздельное господство ре­лигиозного сознания), второе охватывает XIV—XVIII вв. (застойное, окаменевшее состояние, предшествующее Новому времени), третье начинается с XIX в.



Раздел VI. Социальные изменения и процессы


Идеи динамизма социальных процессов были присущи и Г. Спен­серу, другому крупному представителю социологии XIX в., который, по существу, сформулировал основные положения эволюционизма в качестве методологического фундамента новой науки. Находясь под влиянием учения Ч. Дарвина, английский социолог рассматривал со­циальную эволюцию как продолжение биологической.

Но самый значительный вклад в анализ динамики общественного развития социологии XIX в. внес К. Маркс. Он создал теорию общест­венной формации, в рамках которой выделил ряд этапов последова­тельного развития общества. При этом наиболее глубоко им был рас­смотрен этап капитализма, чему Маркс посвятил главный труд своей жизни — «Капитал». Можно дискутировать но поводу тех или иных ха­рактеристик рассматриваемых этапов (общественных формаций), мож­но не соглашаться с подчеркиванием Марксом решающего значения экономических факторов в общественном развитии, молено ставить под сомнение политические выводы, которые были сделаны из этой теории, но нельзя не признать «социологизма» концепции развития общества Маркса и присущего ей динамизма социальных процессов.

Стремление рассматривать общество и его конкретные структуры в состоянии изменения и развития характеризует творчество еще двух классиков социологической науки — Э. Дюркгейма и М. Вебера. И хотя ни один из них не оставил после себя специальных теорий, по­священных динамике общественного развития, весь дух их социоло­гического анализа убеждает в ее наличии, в том, что она пронизывает рассмотрение любой крупной проблемы. Идет ли речь об обществен­ном хозяйстве или социальной солидарности, о религии или эгике, об общественном разделении труда или социальном действии, о соци­альном факте или идеальном типе, о самоубийстве или поведении в труде — всюду в той или иной степени осуществляется процессуаль­ный анализ, включающий в себя в качестве обязательного учет соци­альной динамики названных выше явлений и проблем.

Таким образом, уже основоположники мировой социологии зало­жили фундамент одного из наиболее значимых подходов к рассмотре­нию любых социальных проблем и лежащих в их основе социальных явлений и процессов. Видеть их в состоянии изменения, развития, ди­намики — вот главное требование этого подхода, которое социологи XX в. стремились учитывать в ходе научных разработок.

Социальные изменения

Поскольку главными, узловыми понятиями, характеризующими «дина­мический» (назовем его так) подход, являются «социальное изменение» и


Глава 29 Динамика социальных процессов



«социальный процесс», дадим их социологическую трактовку. В любой на­уке те или иные понятия определяются через другие и в связи с ними. Ино­го пути нет. В нашем случае социальные изменения более всего связаны с социальными процессами. Поэтому под социальным изменением будем по­нимать процесс возникновения новых явлений, структур, характеристик в различных социалгмых системах и подсистемах в ходе их взаимодействия.

В приведенном определении подчеркивается несколько положе­ний. Во-первых, социальное изменение — это всегда появление чего-то нового (хотя подчас оно может быть «хорошо забытым старым»). Во-вторых, говоря о социальном изменении, мы имеем в виду появле­ние не просто любой новации, а только такой, которая имеет сущест­венный характер, поэтому она рассматривается на уровне социальных систем и подсистем. В-третьих, изменение является социальным по­стольку, поскольку оно возникает в процессе взаимодействия не­скольких социальных систем и подсистем, затрагивая тем самым раз­личные стороны жизнедеятельности каждой из них.

Яркие примеры таких социальных изменений в России начала 1990-х гг. — внедрение рыночных отношений и осуществление реально­го процесса демократизации, которые привели и продолжают приводить к глубочайшим переменам в жизни практически всех социальных систем и подсистем, социальных общностей и институтов, социальных организа­ций и структур. Разумеется, не все социальные изменения, затрагивая ос­новы общественной жизни, столь фундаментальны. Многие из них каса­ются отдельных сторон экономики, культуры, языка, морали и т.д.

Ряд социологических теорий создан как раз на базе анализа тех или иных социальных изменений. Так, американский социолог У. Огборн в книге «Социальное изменение»1 формулирует положения теории куль­турного отставания (иногда ее называют теорией культурного лага), осно­ванной на идее разиоскоростных социальных изменений в различных со­циальных системах, связанных определенным образом между собой, прежде всего в системах культуры. Он выделяет материальную и немате­риальную (адаптивную) культуры, которые изменяются и развиваются неравномерно и несоразмерно. Материальная культура, включающая в себя материальные предметы, технологические новшества и изобретения, развивается быстрее адаптивной (нематериальной), представленной мно­гими социальными институтами (школа, семья, церковь), различными системами ценностей (законы, обычаи, нравы) и политическими институ­тами (правительства, политические партии и клубы и т.д.). Технологичес­кие изменения оказываются для общества более значимыми, в силу этого структуры адаптивной культуры не успевают приспособиться к нуждам

1 См ■ Ogbum WT. Social Change. N Y, 1950.



Раздел VI Социальные изменения и процессы


людей и развиваться соответственно изменениям в материальной культу­ре. Кроме того, технологические перемены встречают сопротивление со стороны привычек, традиций, консерватизма в поведении людей. Следует отметить, что теория культурного отставания Огборна была подвергнута критике рядом американских социологов за некоторое упрощенчество в анализе социальных изменений, поведения людей и их адаптивной куль­туры, а также за неправомерность противопоставления двух систем куль­туры — материальной и нематериальной.

Социальные изменения, включающие самый широкий спектр пере­мен, имеют направленный характер. Однако определение этой направ­ленности (скажем, прогресс или регресс) связано с оценками ее людь­ми. Оценки же эти субъективны и выражают мнение определенной группы членов общества. Как, к примеру, оценить такое социальное из­менение, как рост больших городов? Прогресс это или регресс? По­скольку ответы на подобные вопросы обычно оказываются диаметраль­но противоположными, социологи часто предпочитают уходить от оценочных характеристик и использовать вместо «прогресса», «разви­тия», «регресса» и т.д. нейтральный термин «социальное изменение».

В этом отношении представляет интерес еще одна теория социаль­ных изменений — теория векторов американского социолога У. Мура, изложенная им в работе «Социальное изменение»1. В соответствии с этой теорией каждая страна " изменяется и развивается по своему осо­бому вектору. Создается, следовательно, большое количество векто­ров, соответствующее общему числу стран. Эти векторы «располага­ются» как бы вокруг центральной оси, означающей некую идеальную линию развития мира. Поскольку все они направлены в ту же сторо­ну, что и ось, мы ничего не можем сказать о преимуществах тех или иных векторов, или, по-другому, моделей развития тех или иных стран. Попытки же каким-то образом выявить критерии обществен­ного прогресса обречены на неудачу. Единственно достоверное, что мы можем сказать (по Муру), так это то, что каждая страна изменяет­ся в той мере, в какой она сама стремится к этому.

Социальный процесс

Теперь о другом важном понятии, с которым мы соотносим социальные изменения, — социальном процессе. Оно используется преимущественно отечественными социологами, и скорее всего потому, что в силу своей аб­страктности относится больше к лексикону социальной философии, с которым на протяжении многих десятилетий наша социология тесно «дружила». Особенность социального процесса состоит в том, что он вы-

1 См.: Moore W.E. Social Change. N Y., 1974.


Глава 29. Динамика социальных процессов



ступает как нечто безличное, не имеющее своего четкого конкретного субъекта. Не случайно на приведенной в главе 4 схеме предметных зон социологии социальные процессы занимают внешнюю позицию по отно­шению к социальным общностям. Собственно, само движение от соци­альных общностей через социальные институты и организации к соци­альным связям и процессам есть движение от личного к безличному.

Небезынтересно в этом плане отметить, чго К. Маркс, рассматри­вая социальную жизнь как естественно-исторический процесс, счи­тал, что никто в отдельности не является его господином. Вместе с тем полностью лишать социальные процессы их носителей было бы не­правомерно. Субъектами социальных процессов могут быть человече­ское общество в целом, общество в отдельной стране, конкретные со­циальные общности, институты, организации.

Социальный процесс выступает как совокупность, точнее, взаимо­связь социальных действий, которые могут происходить одновременно, последовательно, чередуясь с другими, взаимопересекаясь и т.д. Вряд ли социальный процесс должен характеризоваться одним каким-либо действием (взаимодействием), в этом случае теряется процессуальное качество последнего. Но социальный процесс — это не просто взаимо­связь любых социальных действий, в них проявляются и выражаются те или иные линии общественных преобразований, изменений. Итак, социальный процессэто взаимосвязь социальных действий, через ко­торые проявляются определенные тенденции общественной жизни.

Социальный процесс может быть охарактеризован как последователь­ная смена состояний в системах и подсистемах, социальных институтах и организациях. Он выражает динамику социальных изменений с помо­щью социальных показателей. Так, если рассматривать процесс использования свободного времени, то одним из его основных социаль­ных показателей окажется удовлетворенность (неудовлетворенность) данным процессом. Причем это будет качественный показатель социаль­ного процесса. Количественными же его показателями станут соответст­вующие индикаторы. Они покажут связь удовлетворенности свободным временем с факторами, влияющими на этот процесс (пол, возраст, обра­зование, профессия, наличие благоприятной среды, возможность выбора из нескольких вариантов того или иного занятия и т.д.). Для социологии очень важны основные показатели и индикаторы развития социальных процессов, ибо они фиксируют точки отсчета изменений в них.

Социальные процессы испытывают на себе влияние множества факторов — как извне, так и изнутри. Их изучение, знание, прогнози­рование могут дать эффект в предвидении результатов социальных процессов. Для российского общества это особенно важно сейчас, по-



Раздел VI Социальные изменения и процессы


скольку мы живем, плохо представляя пути, возможности и перспек­тивы социальных процессов в нашей стране, в первую очередь таких значимых и сложных, как демократизация и переход к рыночным от­ношениям. Насколько они могут быть успешными? Каковы варианты (сценарии) развития этих процессов? К чему общество и его отдель­ные структуры должны быть готовы в ходе их осуществления? Эти и многие другие вопросы возникают при анализе важнейших и трудней­ших социальных процессов современного российского общества.

Социальные процессы протекают во времени и пространс-т в с, которые выступают как их формы и одновременно условия и спо­собы осуществления. Такие характеристики социального времени и пространства, как чередование действий, социальный ритм, периодич­ность, цикличность, протяженность, социальная дистанция и др., под­черкивают изменчивость и динамику социального процесса. Собствен­но, приведенные выше характеристики касаются не только самого социального времени и пространства, но и социального процесса.

Социальный процесс включает в себя несколько фаз (стадий) и характеризуется наличием ряда состояний. Говоря о фазах, нужно иметь в виду зарождение, функционирование, развитие, ослабление, ис­чезновение социального процесса. Характеризуя его состояния, назовем стабильность, застой, кризис. Многие социальные процессы в России сейчас находятся в состоянии кризиса, особенно экономические, за ко­торым должно начаться движение вперед, в направлении стабильности.

§ 2. Классификация социальных процессов

Важная теоретическая проблема общей социологии, рассматривающей социальные процессы, — их классификация, связанная с выделением тех или иных видов. Одна из первых классификаций социальных процессов была предложена американскими социологами Р. Парком и Э. Бёрджес-сом1. Будучи наиболее яркими представителями и основателями Чикаг­ской социологической школы, они отразили в этой классификации основные экономические и социальные процессы — кооперацию, конку­ренцию, приспособление, конфликт, ассимиляцию, амальгамизацию (биологическое смешивание различных этнических групп), характерные не только в целом для США периода 1920-х гг., но и для Чикаго, где име­ли место и мощное индустриальное развитие с присущими ему коопера­цией, конкуренцией, конфликтами, и «переплавка» (амальгамизация) многочисленных этнических групп с постепенным превращением их в

1 См. Park R, Burgess E. Introduction to the science of sociology Chicago, 1924


Глава 29 Динамика социальных процессов



«американскую нацию». Конечно, можно попытаться использовать эту классификацию социальных процессов применительно к нашему време­ни, однако вряд ли она останется в полной мерс актуальной.

Виды социальных процессов

Новые времена требуют «новых песен». Появилось осознание необходи­мости четких критериев классификации, связи их с характером, содержа­нием, направленностью, качественным состоянием, эффективностью со­циальных процессов. В зависимости от направленности социальные процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, по характеру — эволюционными и революционными. В оценке и тех, и других много релятивизма. Об относительности прогрессивного и регрессивного уже говорилось выше. До недавнего времени в отечест­венной литера гуре революционные процессы считались прогрессивны­ми, вслед за К. Марксом их называли локомотивами истории и в боль­шинстве своем (если это не были контрреволюции) оценивали позитивно. Сегодня отношение к революции как одной из разновидностей социаль­ного процесса резко изменилось, особенно в российском общественном сознании. Произошла переоценка многих революций, в первую очередь Октябрьской социалистической, Великой французской и др.

В зависимости от отношения к качественному состоянию объекта будем различать социальные процессы функционирования и развития. Первые означают воспроизводство качественного состо­яния, вторые — переход к новому качеству. Выделим специально функциональные и дисфункциональные процессы — в зависимости от того, как они способствуют реализации основных функций общества или менее крупных социальных образований. Ес­ли первые направлены на достижение основных целей общества (его структур), то вторые препятствуют этому. Заслуга крупнейших пред­ставителей структурно-функционального анализа американских со­циологов Т. Парсонса и Р. Мертона состоит в том, что они подробно рассмотрели эти виды социальных процессов (функциональные — Парсонс, дисфункциональные — Мертон).

Социальные процессы могут быть стихийными и созна­тельно организованными. Ci ихийные являются результатом действия многих разнонаправленных сил и выступают в своей упоря­доченности через определенные системы показателей как статистиче­ские величины (например, это касается демографических процессов). Социологию подобные процессы 'интересуют особенно, прежде всего их неявные, скрытые, латентные последствия. В отличие от стихий­ных сознательные процессы характеризуются целенаправленными



Раздел V[. Социальные изменения и процессы


действиями с запланированным результатом. В реальности оба эти вида социальных процессов — стихийные и сознательные — часто вза­имосвязаны. Так, если посмотреть на современные экономические ре­формы в России, то нетрудно увидеть, как переплетаются в них сти­хийные и сознательные процессы, причем многие трудности реформ как раз и обусловлены превалированием в них стихийного.

В соответствии г критерием эффективности социальные процессы можно характеризовать как эффективные, недостаточно э ф -ф е к т и в н ы е, н е э ф ф е к т и в н ы е. Важной характеристикой эффек­тивности социального процесса является достижение результата, успех как таковой. В разработке этого понятия приняли активное участие американские социологи, учитывая традиционные ценности американ­ской культуры, среди которых личный успех, эффективность и полез­ность деятельности, активность и упорный труд занимают доминирую­щие позиции. Не случайно Парсонс еще в конце 1930-х гг., создавая типологию обществ, назвал США наиболее ярким образцом общества «универсалистского образца достижения», т.е. страной, в которой глав­ной целью, даже самоцелью для всех (отсюда — «универсалистское») являются достижение и успех как таковые.

Еще одна классификация социальных процессов связана с их со- держанием. Здесь можно выделить экономические, полити­ческие, духовные, информационные и иные процессы. Каж­дый из этих видов имеет свою динамику, свои возможности и границы, свои особенности. Накладываясь друг на друга, переплета­ясь в ходе взаимодействий, они создают то сложное образование, ко­торое мы определяем как социальный процесс в целом.

§ 3. Социальные процессы, противоречия и конфликты

Единый социальный процесс и его конкретные виды имеют противо­речивый характер. Любой социальный процесс противоречив по оп­ределению, ибо он означает движение, изменение, а источником его не мо­жет быть что-либо иное, кроме как «борьба противоположностей» (Гегель). Значит, вопрос не в том, чтобы доказать, что социальные процессы отмече­ны печатью противоречивости, а в том, чтобы проанализировать эти проти­воречия и выявить пути их разрешения. Собственно, к этому сводится зада­ча любого социологического исследования, поскольку каждое из них сопряжено с анализом конкретных социальных процессов. Более того, сама исследовательская проблема формулируется на основе выявленных реаль­но существующих противоречий. Если нет противоречия, нечего изучать.


Глава 29. Динамика социальных процессов



Проблема основного противоречия

Поскольку противоречий бывает много — внутренних и внешних, содер­жательных и формальных, антагонистических и неантагонистических, главных и второстепенных, всегда возникает вопрос: какие из них необ­ходимо учитывать в первую очередь? Для анализа социального процесса наиболее значимо то противоречие, которое определяет его суть и, следо­вательно, является основным. Выделение основного для данного социаль­ного процесса противоречия и есть задача социологического исследования. Правильно определив такое противоречие, наметив пути его изучения и разрешения в рамках данного процесса (либо даже выходя за них), соци­олог может провести эффективное научное исследование, которое, при соблюдении ряда условий, даст важный теоретический и практический результат, направленный на изменение самого социального процесса.

В качестве основного противоречия социального процесса могут вы­ступать как внутренние, так и (в ряде случаев) внешние противо­речия. Первые, как правило, более значимы для социальных процессов, именно они определяют их характер и «лицо». Однако в определенных условиях на ведущее место могут выходить и внешние протийоречия. Так, если страна находится в состоянии войны с каким-либо государст­вом, то именно внешние противоречия окажутся в этой ситуации ре­шающими. Более того, они будут влиять на характер и содержание вну­тренних процессов, заставляя их, к примеру, «работать» на войну.

В отечественной литературе 1960— 1980-х гг. с регулярностью раз в пять лет проводились дискуссии относительно характера противоречий в обще­стве, причем излюбленной темой было обсуждение вопроса о том, какое противоречие считать основным. Одни авторы полагали, что таким являет­ся противоречие между производительными силами и производственными отношениями, другие — между производством и потреблением, третьи — между новым и старым, четвертые — между обществом и природой, пятые...

Поскольку в этих дискуссиях участвовали не только философы, но и социологи, создавалось впечатление, что для социологии эта проб­лема является животрепещущей. Между тем никакого реального зна­чения она не имела, пользы науке не принесла, зато сама дискуссия приобретала идеологическую направленность. Последняя была за­метна особенно явно в отрицании антагонистических противоречий в советском обществе, чем, собственно говоря, и подчеркивалось его принципиальное отличие от капиталистического.

На деле же антагонистические противоречия существовали, многие из них не находили и не могли найти своего разрешения в имевшихся условиях, потому просто «подавлялись». Нарастая и усиливаясь, они в



Раздел VI Социальные изменения и процессы


конечном итоге привели к краху самой системы. Собственно, в том и состоит особенность антагонистических противоречий, что они не мо­гут быть разрешены в рамках одного и того же социального процесса и «требуют» перехода к новому-процессу, повой системе.

Социальный конфликт

Высшей формой противоречий в социальных процессах является соци­альный конфликт. Он характерен для определенного тина взаимоот­ношений и взаимодействий между социальными общностями и охва­тывает все виды социальных процессов, в которых они участвуют. Следует отличать социальные конфликты от индивидуальных, в ко­торых принимают участие отдельные люди. Подчеркнем, что в рамках социальных процессов имеют место прежде всего социальные кон­фликты, и именно о них пойдет дальше речь.

Определяя социальный конфликт, отметим прежде всего его тесную связь сантагопистическим противоречием. В социологиче­ской литературе такой позиции придерживается, в частности, извест­ный английский социолог Э. Гиддеис. В двух своих работах, вышедших одновременно в 1989 г., — «Социология: учебник 90-х годов» и «Уст­ройство общества»1, он характеризует конфликт как «антагонизм меж­ду индивидами или группами в обществе. Конфликт может принимать две формы: столкновения интересов двух и более индивидов и групп и активной коллективной борьбы друг с другом». Рассматривая отличие противоречия от конфликта, Гиддеис указывает на то, что первое выра­жает уязвимое звено в социальных конструкциях, тогда как второй под­черкивает наличие противоборства сторон. При этом далеко не всегда противоречие приводит к конфликту. Для того чтобы это произошло, необходимо осознать противоположность интересов и сформировать соответствующую мотивацию поведения.

Иную сущностную трактовку конфликта предлагает А.Г. Здраво-мыслов. По его мнению, конфликт — это «форма отношений между по­тенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нор­мами, интересами и потребностями. Существенная сторона социально­го конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках неко­торой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта»2.

А.Г. Здравомыслов выделяет три основные группы конфликтов: 1) конфликты по поводу жизненных средств, 2) конфликты как столкно-

1 Guldens A. Sociology, Idem The Constitution of So(icly

2 Здравомыслов А Г Социолошя конфликта. М, 1994 С 94.


Глава 29. Динамика социальных процессов



вения интересов, 3) ценностные конфликты^. Первая группа касается кон­фликта потребностей и связана прежде всего с распределением жизнен­ных средств. Такие конфликты возникают из-за ограниченности ресурсов и — в качестве результата — возможностей удовлетворить в достаточной степени как краткосрочные, так и долговременные потребности. Они мо­гут быть весьма длительными и напряженными. Так, уже несколько лет в России возникают, временно затухают и потом вспыхивают с новой силой конфликты в связи с задержками и невыплатой заработной платы, в кото­рых участвуют десятки миллионов человек.

Вторая группа конфликтов связана со столкновением интересов. В отличие от потребностей, стимулирующих людей (социальные общ­ности) к обладанию жизненно необходимыми благами, интересы ори­ентируют субъектов социальных процессов на определенный тин взаи­модействия. В ряде случаев оно выступает в форме столкновения, цель которого — нейтрализовать, нанести ущерб или даже уничтожить про­тивоположную сторону конфликта. Некоторые международные про­цессы, сопровождающиеся столкновением диаметрально противопо­ложных интересов сторон, приобретают характер военных конфликтов.

Третья группа конфликтов имеет ценностный характер. Если пер­вые две группы чаще всего сопровождаются «материализованными» акциями социальных общностей (стачки, забастовки, голодовки, во­енные действия и т.д.), то конфликты ценностей имеют преимущест­венно «идеологизированную» направленность. В них сталкиваются противоположные оценки и трактовки целей, перспектив тех или иных общественных процессов. Так, в России переходного периода существуют принципиально расходящиеся оценки ее будущего и пу­тей его достижения, связанных с рыночными реформами и демокра­тизацией политической жизни страны. Реформистски ориентирован­ным партиям и движениям противостоит блок так называемых народно-патриотических сил во главе с коммунистами, ратующих за возврат к государственному социализму.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.