Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объединение Монголии






В " Истории Монгольской Народной Республики" говорится, что " само слово " монгол" до сих пор в исторической науке не имеет единого толкования" и " наиболее вероятно предположение о том, что термин монгол, обозначавший вначале одно из племен, затем стал собирательным, подразумевающим всю монгольскую народность, вместе взятую". Л. Н. Гумилев также считает, что в Центральной Азии этнические названия имеют двоякий смысл: непосредственное название ведущей и преуспевающей в сравнении с соседями этнической группы (племени, народа) и собирательное для группы племен, даже различного происхождения, составляющих определенный хозяйственный и культурно-политический комплекс.

Очарованный местами обитания этих кочевников современный им китаец Чан Чунь описывал их как " гигантскую долину, размеры которой составляют 7-8 месяцев пути в длину и ширину... изобилующую водой и травой". где люди и стада " сегодня идут, завтра стоят где есть вода и трава". Окончание в XI в. длительной засухи способствовало сдвигу границы степной зоны на юг к Онону и Керулену вплоть до пустыни Гоби, резкому росту количества скота и особенно населения, которым становилось тесновато в этих благоприятных для КТП местах обитания. Именно в этих местах родился младенец Темучин, сжимавший, по преданиям, в правой руке то ли сгусток крови, то ли государственную печать (которую вырежет ему на самом деле русский мастер Козьма).

Восточная часть степной зоны Евразии - колыбель различных кочевых племен иранского, тюркского, маньчжурского и монгольского происхождения (татары, меркиты, тайчжуиты, найманы, кераиты и др.), бывшая в то же время и стыком вероисповеданий (несторианство, шаманизм, митраизм...). При этом их всех объединял тип хозяйствования, процессы социально- политического развития, общие внешнеполитические проблемы и складывание на этой базе этнической общности.

Кочевое общество XII в. базировалось на патриархальных родовых кланах. Когда в роде становилось больше семей, чем позволяли экономические возможности, его ветви отходили от общего ствола для формирования новых родов с сохранением связей " одной кости". Сила родовых связей между ними может быть сравнима с таковыми у арабов. Единство таких родовых объединений поддерживалось не только кровнородственными отношениями, но и религиозными культами, превращавшими их в самодостаточные религиозные группы. Для обеспечения безопасности при пастьбе и кочевках несколько родов объединялись в палаточные лагеря, в которых по периметру располагались до 1 тыс. кибиток (куреня). Однако сильные роды, которые сами могли обеспечить свою и стад безопасность, становились малым куренем - аилом. Выделение аилов было следствием разложения куренной формы ведения хозяйства. Скот был собственностью рода-аила, пастбища - общие для всех, но нуждающиеся в перераспределениях соответственно количеству скота, которое постоянно колебалось по санитарно-кормовым и другим причинам. Нойоны, главы родовых объединений, обладали правом распределения пастбищ, экономической основы скотоводства.

Параллельно объединениям на кровнородственной основе появляются политические объединения - улусы (отцовский старший род - откочевавшие роды " собственной кости" - поКоренные чужие роды - безродные на территории улуса). Улус - не столько территориально-родовое, сколько надродовое, племенное объединение во главе с ханами, опиравшимися на дружины нукеров (Чингисхан ставил своих нукеров выше собственных братьев) и нойонов на местах.

Характерной чертой жизни на степных просторах Монголии была постоянная родо-племенная вражда из-за распределения пастбищ, увода чужих стад, похищения невест из " чужой кости" по причине родовой экзогамности (мать Чингис-хана была похищена из меркитов, меркиты похищали его жену Бортэ и сын ее Джучи всю жизнь носил на себе клеймо " наследника меркитского плена"). Кроме того, традиционная политика Сунской, а затем и чжурчженьской империи Цзинь сводилась к стравливанию кочевников между собой для предотвращения их объединения на антикитайской основе по принципу противопоставления слабых родов сильным. Вследствие нестабильности жизни в степях заурядными явлениями были, по словам Чингис-хана, " воровство, разбой и прелюбодеяние... младший не признавал старшего, богатые не помогали бедным, низшие не почитали высших и всюду процветал произвол и беззаконие". Поэтому как низы, так и верхушка кочевого сообщества чувствовали необходимость политической консолидации, которая, однако, требовала от всех слоев общества поступиться частью их индивидуальных прав и свобод в пользу будущей государственной власти.

Большая часть степной аристократии предпочитала объединение на уровне племенной конфедерации со своей реальной властью на местах и номинальной властью Великого Хана в центре. Это соответствовало сложившимся традициям, но не могло обеспечить желаемой социально-политической стабильности. Племенные союзы в Монголии разваливались так же быстро, как и возникали: вассалитет сохранялся до тех пор, пока это было выгодно вассалу или у него не возникали обиды на сюзерена. Олицетворением этой тенденции был Джамуха, которого поддерживали, в частности, татары.

Носителями другой тенденции, к жестко централизованному государству. были монголы, руководимые Темучином. Темучин, потомок Хобул-Хана, на пиру в Пекине в состоянии опьянения дерзнувшего дернуть за бороду цзиньского императора, и Амбагай-хана, обманом захваченного татарами для расправы в Пекине " властителя 40 тысяч кибиток". Татарами же был отравлен и отец Темучина Есугей. Происхождение, способности и воля подняли Темучина в верхи кочевого сообщества. Монголы, " потомки Серого Волка и Пестрой Лани", находились в более выгодном по сравнению с другими племенами геополитическом положении (последние были в военно-политическом плане зажаты между монголами с одной стороны и империей Цзинь, с другой стороны). Почти поголовно истребив татар, которых он сделал " кормом своего меча", и казнив Джамуху, Темучин склонил степную аристократию к созданию монгольского государства, способного обеспечивать в степи порядок и возможности для ограбления соседей.

В год Тигра 1206 г. на Ононе собрался курултай родо-племенной верхушки, принявший ряд эпохальных для Монголии и остального мира решений. Темучин был провозглашен Кааном (так монголы титуловали китайских императоров) с именем Чингис-Хана и принесли ему клятву повиновения, обязавшись, в частности:

" На врагов отрядом мчаться

Для тебя всегда стараться...

Дев и жен прекраснощеких

Меринов, статьями знаменитых, брать

И тебе их доставлять".

 

Нетрудно заметить, что подобная клятва возлагала на Чингис-хана вполне определенные обязательства перед знатью как условие ее безоговорочного подчинения ему: вести их на грабежи и победы. Условием успеха внешней экспансии была монолитность монгольского общества, которая могла быть обеспечена четким законодательством и формированием военно-административной системы государственного устройства. Чингис-хан провел необходимые реформы, отраженные в императорском Законе - Великой Ясе. Была установлена децимальная система организации вооруженных сил, доведенная до совершенства. Каждый из 95 военно-административных районов страны был обязан выставить по 1 тыс. воинов во главе с нойонами, лично утверждаемыми Великим Ханом и ставшими опорой новой власти (они выполняли все функции по управлению контролируемой ими территории: административно-хозяйственную, военную, фискальную, судебную). Армия мобилизовывалась по необходимости, а императорская гвардия, в которой были представлены все " тысячи" и, следовательно, все родовые общины, находилась в состоянии боеготовности постоянно (рядовые императорской гвардии приравнивались к нойонам). Основным принципом продвижения по службе были личные заслуги, т. е. торжествовал принцип меритократии. Чингис-хан привлек к себе на службу в качестве " спецов" грамотных иностранцев (мусульманин Махмуд Яловач, уйгур Чинкой, кидании Елюй Чу-цяй). Была официально введена уйгурская письменность.

Реформы Чингис-хана укрепили раннефеодальное монгольское государство и составили первый, прогрессивный этап его деятельности. Он " на твердые столбы поставил державу", положив в основу ее родовые традиции: та же соподчиненность отдельных лиц и категорий населения, как в улусе, только теперь уже в государственном масштабе. С приходом к власти выразителя подспудных тенденций к объединению всех кочевников Востока степной Евразии множество племен, дремавших ранее в бесконечном однообразии кочевого быта, стали субъектами истории, изменившими ее ход на большей части этого континента и для большинства населявших его народов.

Хотя со времен Чингис-хана прошло уже 800 лет, система оценок его и его последователей деятельности до сих пор варьируется в ракурсе " цены прогресса". Большая часть исторических сочинений на монгольскую тематику похожи на легенды и характеризуются произвольностью интерпретаций. У каждого народа, ставшего жертвой монгольского нашествия, свой взгляд и свой счет к Чингис-хану и чингисидам, и счет разный (среди отечественных российских авторов тоже разлад по поводу " ига" или " блага" монголо-татарского суверенитета над Русью в течение 2, 5 веков). Для объяснения и комплексного исследования проблемы необходимо анализировать источники и литературу на всех языках, особенно народов, входивших в состав Монгольской империи. Среди наиболее крупных работ отечественных авторов следует выделить выдержавшую несколько перизданий " Татаро-монголы в Азии и Европе". Монгольские источники немногочисленны и характеризуются разной степенью недостоверности. Среди них следует выделить " Тайную историю монголов", известную у нас как " Сокровенное сказание" - она написана после смерти великого завоевателя для ханского рода и не предназначалась для " посторонних". Оригинала этого документа не существует - есть только позднейшие его интерпретации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.