Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объединенное Силла (VIII-IХ вв.)
Силла было государством китайского типа, верховным владельцем и распорядителем земельного фонда, и в качестве такового было подвержено тем же циклическим закономерностям развития: государственная собственность на землю могла иметь реальное значение лишь до тех пор, пока существует сильное централизованное государство, а последнее могло быть сильным лишь при реальном сохранении государственной собственности на землю. Надельное крестьянство несло две формы земельной ренты - продуктовую и отработочную. За счет продуктовой ренты выплачивалось жалованье государственным чиновникам. Отработочная рента давала государству возможность мобилизации огромных масс населения на общественные работы. Мобилизованные на эти работы считались военнообязанными, т. е. в мирное время несли в такой форме воинскую повинность. Социальный статус общинного крестьянства был достаточно высок (" добрые люди" - яньины допускались к сдаче экзаменов на чин и даже пополняли ряды младшего комсостава армии). С другой стороны, с ростом удельного веса частного землевладения все больше крестьян попадали в личную зависимость и по своему реальному положению все больше переходили в разряд " подлого народа" - чхонинов. Таким образом, шли процессы социального расслоения некогда однородного общинного крестьянства. Негативные процессы происходили и в верхах силланского общества. На ранних этапах перехода к государственности корейское общество делилось в основном на две части - рядовых общинников и аристократов - членов рода правителя. В связи с немногочисленностью административных должностей все функции управления осуществлялись аристократией. Параллельно территориальному расширению Силла знать завоеванных земель включалась в состав правящего класса, но с более низким, чем у силлаской аристократии, статусом. В результате этих процессов сложилась система " кольпхум" (" двух костей и шести степеней достоинства"). Лица, принадлежавшие к первой, " священной кости", могли занимать трон, ко второй, " истинной" кости - занимать министерские посты (они и считались собственно аристократией), лица от шестой до четвертой степени (шестиголовые-четырехголовые) считались привилегированным сословием, от третьей до первой степени - фактически простолюдины (деревенский староста мог быть " четырех-пятиголовым"). Таким образом, все полноправное население Силла делилось на аристократию, привилегированные сословия и простолюдинов. С образованием Объединенного Силла аристократия уже не могла самостоятельно справиться с управлением государством и был создан бюрократический аппарат (к VII в. насчитывалось уже 6 тыс. чиновников) с 17 чиновничьими рангами (5 высших рангов сохранялись для аристократии). Низы аппарата пополнялись из простолюдинов. Сословная иерархия кольпхум все больше приходит в противоречие с бюрократической иерархией, затрудняя управление государством. Как выразился исследователь этой проблемы С. В. Волков, " эта древняя сословная система была взорвана развитием бюрократии", выросшей вместе с госаппаратом, и не пережила государства Силла. Китайский тип государственного устройства, утвсрдившийся в Корее, предполагал строжайшую иерархичность общества и абсолютную власть вана. Естественным союзником вана в сохранении всевластия государства, в том числе в агарарной сфере, было чиновничество. Однако ваны были связаны родственными узами с аристократией, имевшей, в отличие от бюрократии, собственные земельные владения. Креме того, все три рода, имевшие право претендовать на престол в качестве первой священной кости - (Пак, Сок, Ким) также были связаны брачными узами. С конца VIII в. Силла вступила в полосу социально-политических потрясений: начался тот самый двуединый процесс усиления частного землевладения и ослабления центральной власти. Ваны превратились в орудие соперничавших аристократических партий. Поскольку власть вана считалась абсолютной, то эти группировки не могли договориться между собой о ее разделе и каждая из них стремилась к полному контролю над троном - поэтому проявлений сепаратизма не было. Произвол аристократии дополнялся приватизацией чиновниками служебных наделов, особенно успешной в удаленных от столицы районах, и ростом монастырского землевладения буддийской церкви. С подрывом экономической основы государства Силла усилились и социальные противоречия, ведущие к социальному протесту. В правление распутной королевы Чинсон, окружившей себя молодыми любовниками-фаворитами (887-897 гг.) произошло всеобщее восстание против непосильных налогов и голода. За развалом Объединенного Силла последовал " смутный период" корейской истории (897-936 гг.), именуемый " Поздним Троецарствием".
|