Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Класс управляющих Китаем






 

Правящий класс старого Китая отличается рядом особенностей:

1. Разделенностью на титулованную знать и бюрократическое чиновничество - шэньши (" ученые люди, носящие пояс власти");

2. Принципиальной открытостью чиновничье-бюрократического аппарата для его пополнения из непривилегированных сословий простонародья двумя путями:

- сдачей экзаменов на получение ученой степени (система кэцзю), дающей право занимать должность в госаппарате;

- покупкой ученой степени;

-покупкой должности (она в три раза дороже степени) низового и среднего уровня.

3. Сословной стабильностью бюрократического аппарата, на 2/3 состоявшего из детей и внуков шеньши;

4. Делением шеньши на две категории - чиновников и неслужилых. Особенность Китая - большая часть правящего класса " не правит". Неслужилые шэньши, своего рода китайская интеллигенция, использовали свой высокий социальный статус для занятия негосударственных, но высокооплачиваемых должностей уездных судей и общинных учителей, руководителей ополчений и общественных работ. Фактически они превращались в общинных лидеров, без которых крестьянину невозможно было решить ни одного вопроса в отношениях с местной властью. Не каждая деревня могла похвалиться наличием в ней " собственного" шэньши - их роль преимущественно играли простолюдины-неудачники государственных экзаменов, " носящие одежду из хлопка".

5. Конкуренцией за государственные должности в связи с " перепроизводством" шэньши и узаконением протежирования, именуемого " родственной тенью". Такая " тень" за спиной соискателя должности давала определенные привилегии на ее получение при условии сдачи дополнительного экзамена " на профпригодность". Гарантийная рекомендация была основным методом продвижения чиновника по служебной лестнице, однако при смене власти такие " родственнотеневые" отношения могли повредить обеим сторонам: в подобных ситуациях бывшие клиенты разоблачали бывших гарантов и " высмеивали людей, с которыми только что вместе купались, за то, что они были голыми".

6. Сосредоточением у шеньши не только исполнительной политической власти и распоряжения ресурсами государства (составляя 2% населения, они получали 20-25% национального дохода), но и идеологической власти. Шэньши управляли Китаем как формально (чиновничество), так и неформально (неслужилые). Обе страты шэньши олицетворяли собой две подсистемы управления обществом, причем обе они базировались на конфуцианских канонах. Таким образом, в Китае существовал особый тип " государственного человека" разных степеней учености, соответствующих административной структуре империи - шэньши не просто чиновник: он соединяет в себе этику и власть, служит им добровольно и принципиально доктринально, выполняя свою конфуцианскую сверхзадачу.

7. Ученое сословие нестабильно и дифференцировано. Подавляющая часть шэньши имела низший ранг сюцая (около 80%). Противоречия между различными стратами шэньши (малооплачиваемыми сюцаями и " продвинутыми мужами" цзиньши, чиновной и неслужилой частями сословия) носили чисто конкурентный характер - всех их при этом объединяла приверженность общей идеологической конфуцианской основе и стремление обустроить Китай по канонам древних. Каждый шэньши претендовал на единственно правильное толкование классиков и прошлого.

Государство строго регулировало численность ученого сословия, особенно его неслужилой части, используя экзаменационные квоты и продажу степеней и должностей в политических целях: в периоды политической напряженности эти квоты резко увеличивались для обеспечения поддержки династии со стороны грамотной и активной части китайского общества, желающей " остепениться" (замечено, что значительная часть лидеров мятежей и восстаний в Китае - неудачники госэкзаменов). Поэтому численность шэньши существенно колебалась в зависимости от эпохи и социально-политической конъюнктуры от 0, 5 млн. до 1, 5 млн. чел.

Китайский шэньши существенно отличается от европейского интеллигента-интеллектуала:

- интеллигент в той или иной степени оппозиционен по отношению к государству и церкви;

- шэньши - защитник и олицетворение государства: он может выступать только против конкретных пороков в практике государственного управления, тем самым в конечном счете укрепляя государство. Шэньши предвосхитили " карамзинский" взгляд на мир, в соответствии с которым " для благоденствия империи нужны 25 хороших губернаторов".

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.