Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфуцианство и легизм






Народ можно заставить повиноваться,

но нельзя заставить понимать, почему?

Конфуций

Продовольственно-демографическая напряженность китайского общества делала проблематичным его выживание в условиях социально-политической раздробленности и борьбы, алых размеров государства и слабости государственной власти. Поэтому китайцы столетиями апробировали методы и способы цементирования общества и укрепления государства: внешне это выглядело как борьба легизма и конфуцианства.

Символ легистской социально-политической тоталитарной доктрины император Цинь Шихуан попытался превратить народ " в груду песка", исходя из того, что " народ - трава, правитель-ветер: куда дует ветер, туда гнется и трава". Легисты полагали, что человек от природы алчен и правитель должен направить алчность подданных на два полезных для государства дела - земледелие и войну. На определенном этапе развития Древнего Китая легизм и его методы сыграли исторически прогрессивную роль, т. к. способствовали становлению императорской системы с верховной ролью государства, четкой градацией чиновничества, систематическим обновлением госаппарата, цензорским надзором, круговой порукой...

Насильственные методы правления, не подкрепленные идеологией, признаваемой всем обществом, в конечном счете доказали свою неэффективность. Гораздо более эффективным с точки зрения цементирования китайского общества оказалось универсальное морально-этическое учение Конфуция (иероглиф " цзяо", применяемый для обозначения конфуцианства, переводится как " учение" и " религия", сам же Конфуций традиционно именовался как " учитель и пример для десяти тысяч поколений").

Целью созданного Конфуцием учения было примирение в обществе, " стоящем по колено в крови".

Основные идеи конфуцианства:

1. В основе общества лежит деление на верхи и низы, т. е.: признается и идеологически обосновывается социально-имущественное неравенство

2. Необходимо смягчать объективно существующее неравенство через:

- соблюдение правил этикета-ритуала-церемониала. В результате житель старого Китая превращался в " автомат", соблюдающий до 300 видов церемоний и 3 тысяч правил поведения (правила распространялись даже на интимную сексуальную жизнь китайцев);

- выполнение долга, предполагающее повиновение низов верхам и заботу верхов о низах (народ - лошадь, правитель - всадник, который должен правильно взнуздать и содержать ее);

- морально-этическое воспитание подданных, в т. ч. путем внутреннего самосовершенствования. Поскольку лучшим средством воспитания в старом Китае считалась история, историк занимал важное место не только в обществе, но и в государственной структуре. Характерная черта китайского народа - высокий уровень исторического знания и самосознания. Особенность Китая - тесная связь истории и политики, история на службе политике как традиция " использования древности на службе современности". Обращаясь к историческому факту и интерпретируя его соответствующим образом, политик-чиновник в Китае всегда встречает подготовленную к восприятию подобной интерпретации аудиторию.

Как всякое крупное общественно-значимое учение, классическое конфуцианство подвергалось различным интерпретациям. Мэн Цзы (III в. до н. э.) утверждал, что " самое ценное в стране - народ, затем - власть, и наименьшую ценность имеет правитель". Такая трактовка способствовала укоренению в китайском обществе представления о правомерности свержения правителя, нарушающего конфуцианские каноны и потерявшего тем самым " Мандат Неба" на управление Поднебесной империей. Однако официальной идеологией средневекового Китая стало неоконфуцианство как сплав легизма и конфуцианства (кнута и пряника). Сначала оно стало идеологической основой империи Хань (III в. До н. э. - III в. н. э.), а затем претерпело определенную трансформацию в сунскую эпоху под влиянием деятельности Чжу Си, сделавшего акцент на обязанностях низов и правах верхов китайского общества (именно в форме чжусианства конфуцианство утверждается в соседних с Китаем странах южных морей, Корее и Японии). Соответственно, социально-политическая система средневекового Китая была синтезом:

- реалистического легизма с идеей искусственного поддержания порядка в обществе силой, законом;

- конфуцианского идеализма с идеей поддержания естественного общественного порядка гуманными методами воспитания у всех членов общества, независимо от их социального статуса, осознания своего места и соответствующих этому месту обязанностей перед остальным обществом.

Утверждение конфуцианства в качестве господствующей идеологии в эпоху Хань положило начало двухтысячелетнему существованию китайской империи как конфуцианской. Поскольку это важнейший структурообразующий фактор, некоторые специалисты, например Л. С. Васильев, полагают именно эпоху Хань началом китайского средневековья, хотя чисто хронологически это не совпадает со всемирно-исторической периодизацией средних веков.

Выполнив на начальном этапе своего существования консолидирующую общество роль, на поздних этапах средневековья конфуцианство обожествило существоваший в Китае строй АСП, было канонизировано и сковало развитие общественной мысли и производительных сил. Если католическая церковь самостоятельна и оппозиционна светской власти, православная - поддерживает государство, то конфуцианство, выполнявшее роль религии порядка, слито с государством. Европеец-христианин интересовался чужим и неизвестным в поисках религиозной истины, европеец-атеист - в поисках истины вообще и для разоблачения церковных догматов, японец рисковал жизнью за чтение иностранных книг - в результате европейцы создали новый мир, японцы смогли войти в него. Китаецентристское конфуцианское общество не интересовалось чужим и в XIX в. при первой же встрече с буржуазной Европой растерялось и было отброшено на обочину мирового исторического процесса. Однако в средние века опутанная конфуцианскими канонами (и во многом именно поэтому статичная) китайская цивилизация по-прежнему считала себя избранной Небом, а остальные народы мира - варварами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.