Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное устройство средневекового Китая
На протяжении средневековья в связи со сменой династий многие элементы государственного устройства Китая менялись, но его основные принципы оставались без изменений /см. схему китайской бюрократии. На вершине пирамиды государственной власти находился император, имеющий Мандат Неба на управление Поднебесной империей и именуемый Сыном Неба. Власть императора косвенным образом была ограничена вышеуказанным Мандатом, предписывавшим осуществлять управление в соответствии с конфуцианскими традициями, и определенной самостоятельностью функционирующего по этим традициям бюрократического аппарата. Как правило, императоры были приверженцами легистских, а аппарат - конфуцианских методов управления. Стремясь держать чиновничество под контролем, императоры искусственно противопоставляли друг другу различные ветви и звенья аппарата, разделив его на исполнительную и контрольную ветви, курируемые, как правило, двумя фаворитами правителя. Контрольная власть была представлена императорскими Канцелярией, Секретариатом и Палатой инспекторов-цензоров. В служебные обязанности инспекторов-цензоров входил не только контроль деятельности исполнительной власти, но и увещевать императора править по канонам, докладывая ему " правду" не с узковедомственных, а с общегосударственных позиций. Учитывая уникальную роль инспекторов в системе государственного управления, аппарат стремился внедрить на эти должности или " своих", или людей мягких, слабохарактерных, не обладающих способностями и несамостоятельных, которые не могли бы представлять опасности для чиновничества. С другой стороны, в различные периоды китайской истории реформаторской части шэньши удавалось провести существенные преобразования, опираясь именно на своих ставленников в Инспекторате, имевших прямой доступ к императору с правдивой информацией об истинном состоянии дел в стране. Существовал только один способ миновать контрольные органы - добиться такого влияния на императора, что последний давал своему фавориту " собственноручную императорскую записку" с надписью в правом верхнем углу: " Тот, кто воспрепятствует прохождению документа, будет осужден... согласно статье о великой непочтительности и сослан на 3 тысячи ли". Исполнительная власть состояла из трех ведомств: Палаты изучения донесений, Палаты императорских указов и собственно правительства - Ведомственной Палаты, включавшей в себя Палаты финансов, наказаний, церемоний, общественных работ, военных дел и своего рода " отдел кадров" - Палату чиновников. В соответствии с китайской Табелью о рангах должности и титулы делились на 9 рангов, в каждом из которых было по 30 разрядов. Обычно сдавший госэкзамен на сюцая с отличной оценкой мог претендовать на восьмой высший разряд первого ранга, сдавший на удовлетворительно - на восьмой низший разряд. Долгом чиновника было иметь безупречный моральный облик, т. е. строго соответствовать своему месту в обществе и аппарате. В случае " потери лица" у чиновника тринадцатого разряда отбиралось удостоверение шестого разряда и он мог в будущем снова дослужиться не выше двенадцатого разряда. Ученые степени не аннулировались. Кроме того, для чиновников существовали правовые наказания пяти степеней: тонкими бамбуковыми палками (до 50), толстыми бамбуковыми палками (до 100), каторгой до трех лет, ссылкой (до 1500 км) и две степени смертной казни (удавка и отрубание головы). Чиновник жил, сознавая, что за послушание его ждет награда, за ошибки наказание, за ослушание - смерть. Центральному правительству подчинялись губернаторы 20-25 провинций со штатом чиновников провинциального управления, губернаторам провинций - начальники 300-360 областей-oкpугов, a последним - начальники 1500 уездных управ-ямэней, надзирающих за 150-250 тысячным населением уезда. Начальники ямэней составляли основание пирамиды государственной бюрократии Китая: если в функции высшего и среднего звена государственной администрации входила циркуляция документов и контроль их исполнения, то полторы тысячи уездных начальников непосредственно управляли многомиллионным китайским народом. Уездный начальник самостоятельно набирал штат ямэня (писарей, палачей, сборщиков налогов, секретарей из числа местных шэньши и неудачников госэкзаменов) и обеспечивал сбор налогов и выполнение других повинностей в опоре на неформально существующее местное самоуправление (общинная верхушка, главы корпораций, старосты деревень и 10-дворок). Как правило, во избежание приезда работников ямэня (это уже беда), население стремилось все свои обязанности перед властями выполнить в срок. Уездный начальник получал от государства чисто символическое жалованье, в десяток раз превосходящее доход простолюдина, и был заинтересован в своевременном и полном сборе налогов с подведомственного ему населения для поддержания собственного благосостояния и оплаты нанятого им штата ямэня (с ХVIII в. для ослабления лихоимства чиновников на уездном уровне государство стало доплачивать им " серебро для поддержания честности", в 10-20 раз превосходящее их основной оклад. Поскольку чиновничество в Китае подвергалось принципиальной ротации каждые 3 года, у них не было заинтересованности глубоко вникать в дела и кропотливо ими заниматься (часто вместо уездного начальника фактически правил нанятый им секретарь-шэньши).
Баоцзя
Неотъемлемой частью системы управления обществом в Китае была система " коллективной ответственности" членов общин и городских кварталов, возникшая еще в древности. Сыма Цянь сообщает, что еще в IV в. до н. э. реформатор Шан Ян " приказал народу разделиться на группы по 5 и 10 семей для взаимного наблюдения и ответственности за преступления. Тот, кто не донесет о преступлении, будет разрублен пополам, а тот, кто донесет, будет награжден как воин, отрубивший голову врага; скрывший преступника наказывается как сдавшийся врагу". Сам термин " баоцзя" появился в 1070 г. в связи с реформами Ван Аньши. По китайским законам на дверях домов должны были висеть таблички с подушевой описью семей - об отъезде и приезде должен знать сотский староста для регулярного доклада в ямэнь о передвижениях населения. Существуют разные оценки эффективности системы баоцзя - от очень эффективной до неэффективной. Доказательства недостаточной эффективности: - неудача поголовной регистрации из-за неграмотности большинства крестьян (это было возможно только в уездных центрах); - раздел " баоцзя" не включен отдельной графой в аттестацию чиновников, соответственно и отношение к поддержанию баоцзя было поверхностным; - местные шэньши саботировали систему баоцзя как унижающую их ученое достоинство, а сотские и простолюдины не имели права входить в дом шэньши; - главы 5-10-дворок, опасаясь вымогательства в ямэнях при переделках списков и разборе дел, не подавали туда требуемой информации; - потенциальные доносчики боялись мести нарушителей и преступников; - мало кто желал портить отношения с соседями, которые в ответ тоже могли на них донести; - главное доказательство недостаточной эффективности системы баоцзя в существовании параллельно ей многочисленных тайных обществ, которые смогла ликвидировать только КПК в 50 гг. XX в. Тем не менее, в лице баоцзя государство имело мощный рычаг воздействия на нежелательные процессы в обществе, своеобразную систему социального контроля. Впоследствии она будет охарактеризована в словах народной песенки: Баоцзя, баоцзя Жить нельзя, дышать нельзя... Все в цепях и кандалах У начальников в руках Кнут и страшная печать Заставляют нас молчать...
|