Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Периодизация китайского средневековья
В отличие от средневековой истории Европы, которая может быть периодизирована этапами становления, утверждения, расцвета и разложения феодального способа производства, Китай указанной эпохи переживал неоднократные взлеты и падения, что внешне выражалось в смене династий в рамках все того же АСП. Поэтому династическая периодизация китайской истории имеет под собой не только внешние, но и внутренние основания. От " Исторических записок" Сыма Цяня до 1911 г. Китай знает 25 династических историй. Династическая периодизация средневекового Китая выглядит следующим образом:
Ø III-VI вв. - эпоха смуты (гунны, Троецарствие, эпоха Северных и Южных династий) после падения династии Хань; Ø 589-618 гг. - династия Суй; Ø 618-907 гг. - династия Тан; Ø 907-960 гг. - эпоха смуты, пяти династий и десяти царств; Ø 960-1279 гг. - династия Сун; Ø 1279-1368 гг. - династия Юань (монгольская); Ø 1368-1644 гг. - династия Мин. Ø Династическая история Китая завершается маньчжурской династией Цин (1644-1911 гг.).
Благодаря развитой традиции историописания династии оставили после себя огромное количество документов и трактатов (в одном только архиве Гугун 9 млн. единиц хранения по эпохам Мин-Цин). Если трактаты в той или иной степени фальсифицируют историю, то документация позволяет восстановить истину в значительной степени. Дополнительным основанием для изучения истории Китая по династическому принципу является наличие общих для всех династий закономерностей развития в рамках династического цикла.
Содержание династического цикла
I этап - внутреннего мира и внешнеполитической активности. Верховная государственная собственность на землю обеспечивает нормальное функционирование общественно-политического организма и правление в соответствии с конфуцианскими канонами. Тайные общества активной деятельности не ведут, ограничиваясь предсказаниями грядущих бедствий. II этап - усиление внутриполитической напряженности и ослабление внешнеполитической активности. Экспансия помещичьего землевладения на все новые площади с/х угодий, переход местного чиновничества под контроль " сильных домов" и ослабление центральной власти, уменьшение доходов казны, усиление социальных противоречий. Последствия: - раскол правящего класса на коррумпированных консерваторов - ставленников " сильных домов" и реформаторов, требующих ликвидации накопившихся пороков, т. е., роли " сильных домов" в экономике и политике. Борьба двух фракций шэньши идет с переменным успехом, иногда многие десятилетия, на фоне падения авторитета власти в массах; - активизация тайных обществ внутри страны в связи с ростом количества " горючего материала" из числа обезземеленных и подвергающихся усиленной эксплуатации арендаторов и надельных крестьян; - активизация кочевников вне страны, т. к. именно в эпохи социально- политической нестабильности в Китае можно его как максимум покорить и как минимум удачно пограбить. III этап - упадок и гибель династии под воздействием ряда факторов: - сочетание крестьянских восстаний под руководством тайных обществ и вторжений кочевников компрометируют династию в военном отношении; - патриотически настроенные шэньши-реформаторы примыкают к руководству крестьянским движением и дают им политическую доктрину: а) Император потерял Мандат Неба, который перешел к лидеру повстанцев из числа одного из руководителей; б) шэньши навязывают повстанцам традиционно-конфуцианские представления о будущем государственном устройстве. - другая часть бюрократии и " сильные дома" вступают в альянс с кочевниками против восставшего крестьянства. Последствия гибели старой династии могут быть двоякими: - или новый император из числа победивших крестьян положит начало новой китайской династии на конфуцианских принципах; - или новый император из числа кочевников даст начало иноземной династии, которая вынуждена будет учитывать конфуцианские традиции китайского общества.
Новая династия, как правило, начинает свою деятельность с восстановления верховной государственной собственности на землю, что становится основой для повторения аналогичного династического цикла. Революционных изменений в классическом смысле этого слова смена династий не несет, так как конфуцианство возвращает социально-политические отношения к прежнему состоянию. Любопытно, что в период упадка и гибели, когда местное самоуправление держит круговую оборону от всех в отсутствие единственно признанной власти, крестьянство может десятилетиями не платить положенных налогов. Пришедшая к власти национальная китайская династия на первом этапе своего становления и утверждения также начинает с упорядочения и уменьшения налогового пресса.
|