Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тайные общества в средневековом Китае
Тайные общества и секты играли заметную роль в истории Китая в качестве организаторов народного сопротивления налоговому гнету и произволу деспотического государства со времени создания во II в. н. э. секты " Тай-пиндао" (Учение о пути великого равенства), возглавившей восстание " Желтых повязок". В средние века наиболее известным тайным обществом стала " Секта Белого Лотоса" (СБЛ), возникшая в XI в. на основе буддийской секты, созданной в IV в. монахом Хуй Юанем. В свою очередь, СБЛ стала базой для для образования в XVII-XVIII вв. других тайных обществ (Общество Неба и Земли, Общество трех точек и др.). Рассмотрим смысл учения СБЛ, столетиями привлекавшего миллионы приверженцев и последователей. Проповедники СБЛ утверждали, что у истоков мироздания - нерожденные родители, следовательно, все люди изначально - братья и сестры. Однако " родители" в гневе на людские пороки решили уничтожить мир. В ответ на мольбы людей о пощаде " родители" смягчились и вместе со страданиями послали на землю и добро, к которому можно приобщиться, лишь приняв учение Белого Лотоса - члены секты после смерти попадают в Рай. Таким образом, во-первых, само наличие учения СЕЛ является отрицанием официального конфуцианства и, во-вторых, тезис об изначальном равенстве людей опровергал конфуцианский постулат об их изначальном неравенстве и мог превратиться в материальную силу, так как крестьянство верило в наступление " золотого века" (в средние века идея равенства всегда имела религиозную форму - повстанцы Уота Тайлера очень интересовались: " Кагда Адам пахал, а Ева пряла - кто же был дворянином? "). СБЛ решила эту проблему просто - каждому своему члену обещала чиновничью должность после победы или после смерти. Проповедники СБЛ постоянно предупреждали о неизбежности " бедствий", преувеличивая при этом их ожидаемые масштабы и подавая наглядный пример действием (грабили богатых, сжигали их усадьбы), не останавливались перед принуждением крестьянства вступать в тайные общества для преодоления их локальности, " брали в долг" у населения продукты, так как искренне верили в скорую победу... Крестьяне массами вступали в ряды сектантов, чтобы пережить " бедствия" и попасть в Рай. Популизм сектантской пропаганды (вера в возможность осуществления всех чаяний сразу) облегчал задачу мобилизации масс. Коллективные моления по особо торжественному ритуалу помогали преодолению психологического барьера боязни неповиновения властями Руководители тайных обществ на местах обычно были выходцами из грамотных крестьян, которых почитала толпа. В периоды социально-политической стабильности секты занимались кропотливой идеологической работой, а подлинные вожди выявлялись уже в ходе восстаний с учетом их организаторских способностей. Внешне крестьянские восстания выглядели стихийными, хотя на деле благодаря деятельности сект у них уже имелась идейная подкладка и готовые кадры руководителей (при этом следует отметить полное несоответствие их идей содержанию их сознания). На практике крестьянские движения, закончившиеся победой, проходили два этапа: -- этап общего котла и примитивного дележа награбленного; -- этап повторения того, против чего боролись - чиновничество, титулы, " свой" император... Неотъемлемая черта социально-политической жизни средневекового китайского общества - бандитизм, разбой и пиратство, питательной средой которых были процессы обезземеливания крестьянства и жестокая эксплуатация. Особого размаха указанные явления достигли на стыке природных, социальных и политических факторов - отсюда и легендарные бандиты Шаньдунских болот, пираты Фуцзяньского побережья и разбойники из Шэньси. Китайский бандитизм пользовался определенным престижем в народе вследствие понимания всеми истоков и причин этого явления и соединения в нем зачатков классового самосознания и стремления к личной выгоде (а выгода могла быть достигнута только за счет грабежа состоятельных элементов).
|