Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура деятельности






Каждый элемент этой структуры требует тщательной проработки.

Первый элемент структуры — цель разъясняется на любых примерах с привлечением внимания учащихся к двум определениям цели, выделенным курсивом в учебнике. Выполнение заданий 3 и 4 к § 3 поможет полнее уяснить понятие цели.

Второй элемент рассматриваемой структуры деятельности — средства достижения цели. Это понятие требует пояснений. Средства — это и приемы, способы действий, и деньги, и орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, которыми владеет субъект деятельности, тем больше возможностей осуществлять эту деятельность, выбирая подходящие средства.

Учащимся предлагается подумать, совпадают ли по смыслу два выражения:

1. Для такого-то человека все средства хороши.

2. Цель оправдывает средства.

Обсуждение должно привести к пониманию однозначно негативного смысла первого утверждения: оно отражает неодобрительное отношение к человеку, который не брезгует ничем для достижения своих целей (т. е. использует грязные, нечестные, дурные средства для достижения целей, которые тоже могут быть неблаговидными).

Смысл второго утверждения не столь очевиден. Если поставлена высокая, благая цель, то нельзя ли в случае необходимости использовать для ее достижения неблагие, нечестные средства?

Отвечая на этот вопрос, можно обратиться к идеям Н. Макиавелли, предварив изложение краткой справкой.

Н. Макиавелли (1469—1527) — выдающийся итальянский мыслитель, историк. Его труды, пережившие свою эпоху, содержат немало ценного и представляют интерес и в наше время. Но решение им проблемы соотношения цели и средств вызывает серьезную критику. Как отвечал на поставленный вопрос Н. Макиавелли? Учащимся предлагается прочитать материал учебника. К нему требуется пояснение: Н. Макиавелли не считал возможным использовать любые, включая и дурные, средства в любом житейском случае, в любой деятельности. Но в политике для достижения высокой цели (укрепление государства, преодоление раздробленности) он признавал возможным и в определенных обстоятельствах желательным использование таких средств, как обман, жестокость и т. п., несмотря на то что сам признавал их дурными.

Можно предложить два высказывания, в которых отражена другая точка зрения:

«Характер средств должен быть таков же, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели... Дурные средства годятся только для дурной цели».

Русский философ Н. Г. Чернышевский (1828—1889)

«...Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».

Немецкий философ К. Маркс (1818—1883)

Вопрос к учащимся:

В чем смысл приведенных выше суждений?

Исторический опыт показывает, что неблагие средства могут повлиять на результат, в котором проявятся последствия использования дурных средств.

Уяснению проблемы соотношения целей и средств их достижения поможет выполнение учащимися заданий 6 и 7 к § 3.

Третий элемент структуры деятельности — действия — характеризуется в соответствии с текстом учебника.

Четвертый элемент — результат деятельности — рассматривается в соотнесении с целью: всегда ли результат деятельности воплощает задуманное, соответствует поставленной цели?

При обсуждении этого вопроса может быть отмечено: результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать. А нередко результат получается по ставшему крылатым высказыванию одного государственного деятеля: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!»

Несовпадение результата с целью может быть объяснено влиянием как внешних по отношению к деятельности факторов (изменение в худшую сторону условий, в которых протекала деятельность, противодействие каких-то социальных сил и т. п.), так и внутренних, присущих данной, конкретной деятельности. Их анализ помогает лучше понять структуру деятельности, взаимосвязь ее элементов.

К числу этих факторов можно отнести:

— выдвижение заведомо недостижимой цели;

— недостаточный учет внешних условий деятельности, возможных препятствий, трудностей;

— неверный выбор средств достижения цели;

— неполноту действий, направленных на достижение цели;

— неумелое осуществление необходимых для достижения цели действий.

4. Последний пункт плана — самый объемный, наиболее сложный. Его изучению желательно отвести достаточное время.

Начинается эта работа с вопросов: «Что движет человеческой деятельностью? Какие факторы оказывают на нее определяющее воздействие?» Ответы на эти вопросы, данные в учебнике, могут быть закреплены таблицей (см. с. 28).

Следует подчеркнуть, что давно предпринимались попытки учесть взаимодействие разных причин, определяющих человеческую деятельность, не ограничиваясь анализом какого-либо одного фактора. Сегодня высказывается мнение, что все названные подходы — в большей или меньшей степени — страдают односторонностью, но каждый из них содержит более или менее значительное «рациональное зерно». Поэтому наиболее полная картина человеческой деятельности и развития общества возникает при сочетании, синтезе различных подходов. Далее рассматриваются психологические аспекты деятельности.

В § 3 учебника изложены две классификации потребностей. Обе могут быть представлены в схемах 1 и 2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.