Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 1, 2. Общество и общественные отношения






Данная подтема, как и следующая, служит своего рода введением к курсу. Здесь рассматриваются ключевые понятия — общество, общественный прогресс, сферы жизни общества и стержневые проблемы курса — причины социальных изменений, соотношение материальных и духовных факторов развития.

В той или иной степени эти понятия и идеи уже известны школьникам из предыдущих курсов истории и обществоведения. Используя этот багаж, важно поднять знания учащихся на более высокий уровень обобщенности, дополнив их рядом новых аспектов и граней. Отличительной чертой содержательного анализа именно в данном курсе является рассмотрение материала в проблемном исследовательском поле, выдвижение различных сформировавшихся в обществознании точек зрения и подходов.

Вводный характер уроков предопределяет и такую педагогическую задачу, как создание соответствующей мотивационной установки на овладение предметом. Хорошо, если у старшеклассников уже на первых уроках появится чувство новизны предлагаемого материала, они осознают необходимость овладения им, заинтересуются представленной проблематикой. Этому может способствовать и краткое вступительное слово учителя, в котором лаконично, но убедительно раскрываются особенности курса, проблемный характер изложения вопросов темы и работа над познавательными заданиями.

План изучения нового материала

1. Понятие «общество».

2. Взаимосвязь общества и природы.

3. Сферы общественной жизни и их взаимодействие.

4. Общественные науки, их особенности.

1. Сложность определения понятия «общество» связана с его предельной обобщенностью, а также с многозначностью. Этими особенностями объясняется наличие множества определений данного понятия. Различия в подходах обусловлены также разницей в концептуальных позициях исследователей.

Логический путь к обоснованию определения данного понятия можно позаимствовать из учебного пособия. Учитывая расхожесть данного термина в научной и повседневной лексике, а также многократное оперирование им на уроках истории и обществознания, целесообразно предложить ученикам привести различные словосочетания с термином «общество». Приведем один из вариантов возможного графического обобщения ответов.

Все эти определения раскрывают узкие, частные смыслы понятия «общество».

В учебнике дается и более общее определение данного понятия, в котором фиксируются два основных аспекта: связь общества и природы, а также связи между людьми, которые, собственно, и образуют «ткань» общественных отношений.

Оба эти аспекта в дальнейшем конкретизируются и углубляются.

2. Раскрывая взаимосвязь общества и природы, важно отметить, что понятие «природа» также может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В первом случае оно синоним всей действительности, мира в целом. В этом смысле человек и общество — часть природы.

В другом случае понятие «природа» употребляется в более узком смысле как природно-географическая среда, в известном смысле внешняя по отношению к человеку. Имея в виду это значение понятия, мы говорим о специфике общественной формы существования человека, подчеркиваем, что социальная жизнь людей не сводится к биологической жизни, она качественно иная.

Однако, показывая «особость», специфику общества и природы, важно выявить и конкретизировать их неразрывную взаимосвязь. С этой целью учитель может воспользоваться примерами, приведенными в пособии. Школьникам можно предложить самим привести факты, отражающие как благотворное, так и отрицательное воздействие человека и общества на природу.

Полезно также обсудить со старшеклассниками идеи, выдвинутые немецким философом ХIХ в. Л. Фейербахом, который утверждал: «Потому что мы живем, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека; она есть то, через отнятие чего у человека отнимается и его бытие; она есть то, благодаря чему он существует, от чего он зависит во всех своих действиях, в каждом своем шаге. Оторвать человека от природы равносильно тому, как если бы захотеть отделить глаз от света, легкие от воздуха...»

В ходе обсуждения ученики, как правило, приходят к выводу, что, если иметь в виду понятие «природа» в широком смысле, немецкий мыслитель прав. Если же подразумевается природная среда существования человека, то ее значение чрезмерно абсолютизируется: многие действия человека определяются социальными факторами.

3. Обращаясь к анализу структуры общества, учитель подчеркивает, что возможны разные подходы к выделению основных элементов и подсистем общества. Так, в ряде случаев общество рассматривается как совокупность социальных групп, социальных институтов и организаций, социальных ролей и ценностей (можно отметить, что каждый из этих элементов более подробно будет рассмотрен на последующих занятиях). В тех случаях, когда выявляются сложные общественные связи — причинно-следственные, иерархические, на первый план выдвигаются подсистемы — сферы жизни общества. Обычно выделяют четыре основные сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Чтобы подробнее рассмотреть с учащимися каждую из этих сфер, учитель может использовать материалы пособия «Человек и общество» (под ред. В. И. Купцова: Кн. 1. Что такое общество. — М., 1993). Так, в разделе «Сферы жизни общества» достаточно обстоятельно характеризуется специфика материального производства. Показывая его огромное значение в общественной жизни, авторы вместе с тем справедливо предостерегают от абсолютизации этой роли, как это делали социологи-марксисты. Вместе с тем отметим, что, на наш взгляд, такое приписывание «материальному производству несвойственных ему функций» допускают и сами авторы, когда несколькими абзацами ниже делают однозначный вывод о том, что зарождение и утверждение капитализма стало результатом внедрения новой производительной техники в Европе. Такое объяснение причин перехода к новым общественным отношениям представляется предельно упрощенным, игнорирующим, в частности, такой фактор, как изменения общественного сознания.

Отметим еще одну особенность в позиции авторов названного пособия. Среди основных сфер общественной жизни они выделяют регулятивную, в рамках которой рассматривается политическая деятельность как высшая сфера социального управления. Такой подход вполне возможен. Однако в рамках учебного курса целесообразнее, на наш взгляд, использовать более распространенную классификацию, т. е. выделять собственно политическую сферу.

Вопрос о соотношении сфер жизни общества был и остается дискуссионным в теории общественной мысли. Разнообразие существующих точек зрения можно представить в виде несложных графических моделей, сопровождая каждый вариант краткими комментариями.

Схема 1

 

Схема 2

 

Схема 3 Схема 4

В своих пояснениях учитель отмечает, что сторонники приоритета экономических отношений исходят из огромной роли материального производства в жизни людей, продукты которого удовлетворяют самые насущные потребности людей в пище, жилье, одежде и т. д. Материальное производство создает необходимые условия и средства (оборудование, здания, инструменты и т. д.) для всех других видов деятельности человека и сфер жизни общества: науки, политики, образования, медицины и т. п.

Кроме того, приверженцы данной позиции считают, что те отношения, которые складываются в сфере экономики (в производстве и распределении), обусловливают появление в обществе определенных классов и социальных групп, что, в свою очередь, ведет к формированию соответствующих политических интересов и образованию партий и других политических групп. Политическая ситуация отражается на духовной жизни общества (схема 3).

Среди аргументов в пользу определяющей роли духовной сферы (схема 2) чаще всего выдвигается идея о первичности сознания, о том, что мысли, идеи, представления предшествуют определенным практическим шагам человека. Всякому общественному перевороту предшествует переворот в сознании многих людей. Так, идеи французских просветителей подготовили Великую французскую революцию, проникновение марксизма в Россию подготовило почву для победы большевиков в октябре 1917 г.

«Компромиссный вариант» отражен в последней (4) схеме. Его приверженцы считают, что каждая из общественных сфер может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Так, в период революций, гражданских войн решающая роль принадлежит социальным отношениям и политике. От того, каким в конечном счете станет расклад социально-политических сил, будет зависеть все дальнейшее развитие страны, включая и экономику.

Учащимся предлагается обсудить каждый из представленных аргументов.

4. Заключительный вопрос темы направлен на прояснение некоторых методологических аспектов познания общественных явлений. Центральная проблема здесь соотношение объективного характера знаний и субъективной интерпретации их исследователем. Учитывая, что в начале изучения курса возможны лишь первые подступы к данной проблеме, учитель вправе ограничиться краткими разъяснениями или организовать беседу с учащимися. Предлагаем вариант плана такой беседы:

1. Что выступает целью познания мира?

2. В чем принципиальное различие в познании явлений природы и общества?

3. Можно ли изучать жизнь общества, отвлекаясь от различия во взглядах, интересах, намерениях людей? Свою позицию обоснуйте.

4. Считаете ли вы наличие различных школ, течений общественной мысли, неодинаково трактующих одни и те же явления, слабостью обществознания? Или, напротив, в этом его преимущество? Аргументируйте свой ответ.

Учитель подчеркнет, что уверенно аргументировать свою позицию учащиеся смогут, изучив последующие темы.

Для закрепления и проверки знаний учащихся полезно использовать специальные задания, в том числе тестового характера. Ниже приводятся примеры таких заданий.

I. Определите, какое из утверждений верно, какое ошибочно:

— общество и природа неразрывно связаны и развиваются по общим законам;

— общество обособилось от природы и не подчиняется действию природных закономерностей;

— общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе в целом;

— чтобы понять человека, достаточно изучить общество, в котором он живет, выявить сущность его общественных связей и отношений.

II. Опираясь на знания из истории, подумайте, что из нижеперечисленного можно отнести к причинам изменения общества:

— внешние факторы, воздействие природной среды;

— противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;

— стремление людей к новому, более совершенному;

— все вышеперечисленное.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.