Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические особенности раздела






Приступая к изучению курса «Человек и общество», важно уяснить для себя, почему этот курс начинается с раздела, посвященного деятельности. Какова роль деятельности в жизни человека и общества?

Под деятельностью в науке понимают специфическую форму отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающуюся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. В курсе «Человек и общество» речь идет главным образом о социальной деятельности. Отправным моментом для осознания сути рассматриваемого раздела может быть ее научное определение. Социальная деятельность — это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства — экономические, социальные, политические и идеологические. Социальная деятельность имеет место тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации (Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. — М., 1995. — С. 174).

Ключевыми для всего раздела являются два утверждения, с которых начинается тема «Что такое деятельность?»:

1. Развитие общества — результат деятельности людей.

2. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности.

1. Изучение раздела, освещающего вопросы деятельности, позволяет, прежде всего, углубить понимание общества. Уже в вводной главе общество представлено как динамическая система, подчеркивается, что общественная жизнь находится в постоянном изменении. Это постоянное движение характеризуется в учебнике как исторический процесс, как последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Таким образом, само понятие «общество» не может быть осмыслено без знаний о человеческой деятельности.

Проблема соотношения деятельности людей и развития общества в современной науке является одной из актуальных. В социальной философии принято считать, что общественный процесс не сводится к сумме актов человеческой деятельности. Но из этого отнюдь не следует его независимость от деятельности и жизни людей. Он не является суммой актов человеческой деятельности, но он не может возникнуть помимо этих актов, не из этих актов. Социальный процесс не только складывается из деятельностей людей, но и постоянно распадается на эти обособленные деятельности; взаимообусловленность этих процессов определена не только в пространстве, но и во времени, как их постоянная смена, переход друг в друга, сращивание и умножение.

Социальный процесс можно попытаться понять как многочлен человеческих деятельностей, сменяющих друг друга и сопряженных друг с другом.

В истории действуют не отдельные индивиды, а «ансамбли» людей. Социальный процесс — это полифоническая деятельность, сопряженность различных событий. Эти события происходят в деятельностях и взаимодействиях людей.

Все это характеризует социальное бытие как деятельность людей (см.: Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. — М., 1996. — С. 76—83).

Научные представления о деятельности вообще (гл. 1 учебника) позволяют лучше понимать процесс развития общества в целом; знания о конкретных видах деятельности, представленные в учебнике, дают возможность полнее осознать роль и взаимосвязь различных сфер жизни общества, о которых идет речь на вводных уроках. Заметим, что в научном определении социальной деятельности говорится о действиях людей в различных сферах социальной организации. Усилиями многочисленных субъектов социальной деятельности (§ 19 учебника) достигается прогресс общества (§ 21 учебника).

Еще один аспект научного познания общества — понимание роли общественных отношений, которые освещаются при рассмотрении общества в вводной главе учебника. Общественные связи и отношения авторитетными социологическими теориями признаются «клеточкой» социальной системы. Общественные отношения понимаются как многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри их. Именно в ходе своей деятельности человек вступает в различные отношения с себе подобными, причем, будучи порожденными деятельностью, эти отношения являются ее необходимой общественной формой (см.: Крапивенский С. Э. Социальная философия. — Волгоград, 1995. — С. 59).

2. Изучение раздела «Деятельность в жизни человека и общества» позволяет полнее осмыслить понятия «человек» и «личность». В учебнике воспроизводятся два определения личности, отражающие два подхода к ее трактовке. Первый, рассматривающий сущностные характеристики личности, представляет ее как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира.

Сущность человека философы видят в том, что его жизнедеятельность представляет собой процесс свободного, творческого, преобразовательного воздействия на окружающий мир и самого человека. В результате обеспечивается существование человека, его функционирование и развитие. Так раскрывается социально-деятельностная сущность человека.

Более двух десятилетий назад в отечественной философской литературе была высказана мысль о том, что под деятельностью следует понимать способ существования человека и его самого правомерно определить как действующее существо. В деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя как существо общественное. Поэтому ответить на вопрос «Что такое человеческая деятельность?» — значит выяснить, что представляет собой сам человек (см.: Каган М. С. Человеческая деятельность. — М., 1974. — С. 5—6).

В последующие годы в литературе отмечалось, что сущность человека богаче, разностороннее, сложнее, чем только система его деятельности. Сущность человека не исчерпывается деятельностью, но вне деятельности нет человека.

Кратко изложим существенные для раздела идеи:

— Включившись в систему общественных отношений и видоизменяя ее в процессе деятельности, человек обретает личностные качества и становится социальным субъектом.

— Деятельность — это фундаментальное философское понятие, это ключевое понятие для понимания специфики мира человека.

— Существует возможность включения в деятельность «способности самоизменения», «мира человеческой субъективности» и т. п.

— Индивидуальное развитие человека развертывается как многомерный процесс. Это залог становления личности. Деятельность индивидуального человека как минимум трехмерный процесс, поскольку он включает отношение человека к предмету, к другому человеку (людям, обществу) и отношение к самому себе. Деятельность с предметом, общение и самореализация — грани одного и того же жизненного процесса человеческого индивида.

— Суть деятельности — в созидании человеческого мира человеком, в творении собственных общественных отношений и самого себя (это и составляет сущность культуры) (см.: Социология: наука об обществе / Под ред. В. П. Андрушенко, Н. И. Горлача. — Харьков, 1996; Деятельность: теории, методология, проблемы. — М., 1990; Кемеров В. Е. Указ. соч.; Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996).

В учебнике представлена и другая трактовка личности: через набор социально значимых функций, или ролей. В этой связи интересна мысль о том, что социальные функции, задавая некоторое пространство деятельности индивидов, не предопределяют результатов их деятельности, объема и содержания их самореализации. Они оживают только в реализации человеческих сил и способностей и в конечном счете сами зависят от них как по сути, так и по форме (см.: Кемеров В. Е. Указ. соч. — С. 80). Учебник подводит учащихся к пониманию различных функций человека, раскрывая многообразие видов деятельности. Тем самым представление о человеке становится более полным.

3. В отличие от последующих двух разделов, один из которых обращен к прошлому, а другой — преимущественно к современному развитию человека и общества, раздел «Деятельность в жизни человека и общества» обращен и к прошлому, и к настоящему, и к будущему. Основные понятия раздела универсальны, они могут быть использованы для понимания общества в любую эпоху, в любом регионе мира. Это позволяет привлекать для анализа, разъяснения, иллюстрации основных идей курса как исторические, так и современные факты. Например, при изучении познавательной деятельности человека опорой могут стать факты деятельности великих ученых прошедших веков, а также сведения о современном научном поиске. При изучении субъектов исторического процесса могут фигурировать выдающиеся личности истории и известные деятели наших дней.

4. Особенностью раздела, как и всего курса «Человек и общество», является его интегральный характер. Изучаемые объекты рассматриваются с позиции не какой-либо одной науки, а целого комплекса наук. Если речь идет, например, о труде и складывающихся в его процессе трудовых отношениях, базой для анализа являются философия, социология, экономическая теория, психология, правоведение, этика. Да и общая характеристика деятельности многоаспектна: здесь также имеют место философский, социологический и психологический подходы.

Важно учесть также, что изучение деятельности не ограничивается ею самой, а предполагает рассмотрение условий, в которых деятельность протекает, средств, с помощью которых она осуществляется, отношений, которые складываются в ее процессе, институтов, которые создаются для ее осуществления, и социальных норм, которые ее регулируют.

Все это должно обеспечить целостное представление об определенном объекте.

Интегральный подход в построении курса имеет свои методические преимущества: рассмотрение различных сторон изучаемого явления позволяет полнее и глубже осмыслить его, избежать многократных повторов и «чересполосицы».

Рассматриваемый раздел построен по принципу от общего к частному. Это означает, что обобщенная характеристика деятельности в дальнейшем, от темы к теме, наполняется все более конкретным содержанием. То, что было недостаточно понято вначале, усваивается на последующих этапах работы над темой. Важно, однако, при изучении каждого вида деятельности (познавательной, трудовой, политической и т. п.) возвращаться к общему понятию деятельности, ее основным признакам и структуре и через призму этих характеристик освещать вновь рассматриваемый вид активности человека. Так будут реализованы внутрипредметные связи.

Интегральный характер курса создает известную трудность для учителя, поскольку при изучении определенного вида деятельности недостаточно обращения к какому-либо изданию, излагающему основы одной науки (например, социологии); приходится знакомиться с трудами, представляющими и другие науки. По мере накопления опыта преподавания курса эта трудность будет уменьшаться.

5. Из сказанного вытекают обширные возможности не только внутрипредметных (о них сказано выше), но и межпредметных связей. Так, курс истории, изученный ко времени прохождения определенной темы, дает широчайший диапазон фактов, отражающих все основные виды человеческой деятельности. Интересен опыт «синхронных связей», т. е. обращение при рассмотрении определенной темы к анализу событий и явлений, которые одновременно освещаются в курсе истории (если содержание этих двух курсов позволяет такую связь осуществить). Реализация «синхронных связей» весьма эффективна, поскольку учащимся не приходится вспоминать исторический материал, он на слуху. Обращение к нему поможет лучше понять обществоведческое содержание и вместе с тем положительно повлияет на усвоение исторического материала благодаря повторному воспроизведению его и рассмотрению в новых связях, под новым углом зрения.

Немалый педагогический потенциал заключен и в связях с другими предметами. Литературные образы могут быть использованы при изучении любой темы раздела, а знания о творчестве писателей — в теме о деятельности в духовной сфере. Естественные дисциплины дают материал о научной деятельности, о крупных открытиях и изобретениях и т. п. Курс технологии (труда) может быть опорой при рассмотрении материально-производственной деятельности людей.

В определенной мере раздел, посвященный деятельности, обобщает в изучаемых понятиях знания, полученные по всем общеобразовательным предметам.

6. Раздел «Деятельность в жизни человека и общества» в значительной мере предопределяет успех в изучении последующих разделов — «На пути к современной цивилизации» (где цивилизации выступают как процесс создания специфических систем ценностей и практической деятельности) и «Современное общество» (где рассматриваются достижения человеческой деятельности в экономической, социальной, политической и духовной сферах).

Учащиеся школ, где изучается раздел, посвященный деятельности, т. е. курс «Человек и общество» преподается полностью, лучше подготовлены к восприятию идей, принадлежащих мыслителям прошлого и современности, к изучению разнообразных форм общественного устройства. И напротив, в школах, где изучаются только два последних раздела, испытывают серьезные затруднения в осмыслении некоторых вопросов.

При изучении раздела «Деятельность в жизни человека и общества» следует иметь в виду и перспективные внутрипредметные связи. Так, знания о научной и изобретательской деятельности станут базой при изучении научно-технической революции; знания о трудовой деятельности будут опорой при изучении экономического развития современной цивилизации; знания о духовно-теоретической и духовно-практической деятельности помогут постижению духовных ценностей современной цивилизации; знания о политической деятельности станут исходными при изучении современной политической жизни и т. д.

Таковы методические особенности раздела, которые полезно учитывать в процессе его преподавания.

 

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ЧТО ТАКОЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.