Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вводные уроки






В 2 частях

Часть 1 10 класс

Под редакцией
Л. Н. Боголюбова

 

 

 

Содержание

 

Предисловие

Вводные уроки

Уроки 1, 2. Общество и общественные отношения

Уроки 3, 4. Человек. Индивид. Личность

Раздел I. Деятельность в жизни человека и общества

Методические особенности раздела

Изучение темы «Что такое деятельность?»

Общая характеристика темы

Уроки 5, 6. Сущность человеческой деятельности

Уроки 7, 8. Многообразие деятельности

Уроки 9, 10. Деятельность и общение

Уроки 11, 12. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Изучение темы «Познание как деятельность»

Общая характеристика темы

Уроки 13, 14. Познавательная деятельность человека

Уроки 15, 16. Истина и ее критерии

Уроки 17, 18. Научное познание

Уроки 19, 20. Ненаучное познание

Уроки 21, 22. Социальное познание

Уроки 23, 24. Самопознание

Изучение темы «Деятельность и духовный мир человека»

Общая характеристика темы

Уроки 25, 26. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность

Уроки 27, 28. Мировоззрение, убеждение, вера

Уроки 29, 30. Моральная оценка личности

Изучение темы «Материально-производственная деятельность человека»

Общая характеристика темы

Уроки 31, 32. Трудовая деятельность

Уроки 33, 34. Изобретательская деятельность

Изучение темы «Социально-политическая деятельность и развитие общества»

Общая характеристика темы

Уроки 35, 36. Свобода в деятельности человека

Уроки 37, 38. Исторический процесс и его участники

Уроки 39, 40. Политическая деятельность

Уроки 41, 42. Общественный прогресс

 

 

Предисловие

Настоящее пособие (в двух частях) предназначено для учителей, преподающих обществознание по учебному пособию «Человек и общество» (под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой). Оно опирается на первый опыт преподавания этого курса. При разработке пособия использована современная научная литература. Задача книги — оказать помощь учителям в подготовке к каждому уроку курса.

Пособие рассчитано на 102 учебных часа в Х и ХI классах при том, что в базисном учебном плане на историю и обществоведение отведено 4 ч в Х классе и 4 ч в ХI классе (всего 272 ч на оба предмета). Увеличение времени на курс «Человек и общество» до 136 ч позволило бы шире использовать разнообразные формы учебных занятий, увеличить время на углубленное изучение некоторых тем, на проведение практических занятий, а также на обобщающее повторение. Однако в данном пособии за основу принят вариант на 102 ч. Изучение обществознания по 1 ч в неделю себя не оправдало, поэтому целесообразно спланировать курс по 2 ч в неделю в течение трех полугодий: либо оба полугодия в Х классе и в первом полугодии ХI класса, либо начать со второго полугодия Х класса и продолжать в течение двух полугодий ХI класса. При первом варианте планирования значительная часть курса истории изучается после первого раздела курса обществоведения, что дает возможность, опираясь на него, поднять уровень изучения истории, а в ХI классе появляется возможность разумно сочетать близкие по темам уроки истории и обществознания. Во втором варианте планирования в Х классе более интенсивно изучается курс истории, а на обществоведение отводится 34 ч. Именно на этот вариант ориентирована первая часть пособия.

Как работать с методическим пособием?

Приступая к очередному разделу, целесообразно внимательно ознакомиться с текстом пособия, озаглавленным «Методические особенности раздела». Это позволит учителю правильно спланировать его изучение, исходя из целостного восприятия, понимания своеобразия представленного в разделе содержания и стержневых идей курса, логики их раскрытия в учебном пособии.

Каждый раздел курса включает несколько тем. Важно увидеть как структуру каждой из них, так и связи между ними. Поэтому, приступая к преподаванию очередной темы, важно познакомиться с текстом, озаглавленным «Общая характеристика темы». В нем кратко характеризуются место темы в структуре раздела, ее задачи и ведущие идеи, связь входящих в нее уроков, образующих единую целостность.

Темы уроков в методическом пособии совпадают с названиями параграфов в пособии для учащихся «Человек и общество». Как правило, изучение одного параграфа рассчитано на 2, а в некоторых случаях на 3 урока.

В методических рекомендациях к урокам учитель найдет советы о способах раскрытия основных понятий и ведущих идей курса; о применении форм проведения уроков и приемов, направленных на повышение познавательной активности учащихся; о средствах условной наглядности, используемых в качестве «опорного сигнала»; о межпредметных и особенно о внутрикурсовых связях, реализация которых необходима для успешного усвоения нового содержания.

Подготовка к урокам с помощью пособия для учащихся и данного методического пособия не может заменять обращения к книгам, создающим необходимую научную базу преподавания. Это тем более важно, что многие учителя не изучали некоторые оформившиеся в последние годы области общественной науки, нашедшие отражение в новом курсе. Поскольку курс «Человек и общество» интегрирует знания из целого ряда общественных наук, полезно обратиться к соответствующим современным вузовским учебникам. Кроме того, учебники по экономике, политологии, социологии, правоведению и т. д. изданы для углубленного изучения обществознания в школе. Понятно, что ознакомление с ними поможет укрепить научный фундамент преподавания и, если необходимо, найти дополнительный материал для работы на уроке.

Рекомендации по использованию вузовских и школьных учебников по базовым общественным наукам даются во всех темах данного пособия. Поскольку в настоящем пособии приходится часто обращаться к учебному пособию «Человек и общество» (под редакцией Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой), в тексте оно обозначается лишь словом «учебник», а в тех случаях, когда используются другие учебные книги, дается их полное название.

Понятно, что рекомендации пособия являются всего лишь советами, призванными помочь преподавателю. Они не обязательны и не должны связывать руки учителю. Каждый преподаватель не только имеет полное право на творческое решение вопросов методики проведения уроков, но и обязан учитывать особенности школы, подготовленность класса и свои собственные возможности.

Авторы отдают себе отчет в том, что первое методическое пособие по новому учебному курсу еще несовершенно; естественно, в нем есть недостатки, которые выявятся в процессе практического использования. Авторский коллектив с благодарностью примет замечания и пожелания учителей, которые можно прислать по адресу: Москва, Погодинская ул., д. 8, ИОСО РАО, лаборатория обществоведческого образования.

Вводные уроки






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.