Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 3, 4. Человек. Индивид. Личность






Эта подтема является одной из вводных ко всему курсу обществознания в старших классах. Ее предметом является многообразие проявлений человека.

Вынесенные в название урока понятия относятся к числу сложных, комплексных. Невозможно дать их исчерпывающее толкование, которое нельзя было бы уточнить или оспорить в каких-то деталях. Вместе с тем эти понятия широко используются в самых разных областях знаний о человеке.

В процессе изучения курса учащимся предстоит не только расширить, но и углубить знания об уникальности каждого человека, о возможностях индивидуальной самореализации, единстве биологического и социального в человеке, существенных признаках человека, отличающих его от других живых существ.

Помимо этого, задачей изучения подтемы в старшей школе является формирование теоретических знаний по следующим вопросам: индивид, личность, индивидуальность; соотношение биологических и социальных условий развития личности; структура личности; социализация личности; характер как проявление индивидуальности.

Замысел включения данной темы в курс обществознания заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный круг проблем человековедения, тесно связанного с обществознанием. Именно вводный, предваряющий рассмотрение деятельности человека и функционирования сложной динамической социальной системы характер темы и определяет методические варианты проведения этого занятия.

План изучения нового материала

1. Человек с точки зрения человека (обзор подходов к изучению человека в истории философии).

2. Индивид и индивидуальность (своеобразие проявлений человека).

3. Личность (социальная сущность человека).

1. Целесообразно рассмотреть первый вопрос в рамках школьной лекции. Достоинством занятия в форме лекции является возможность компактного изложения большого по объему и сложного по содержанию материала. Недостаток — слабая обратная связь и недостаточная включенность учащихся в самостоятельную мыслительную работу.

Нет необходимости говорить о том, что в течение одной лекции нереально дать полный обзор проблемы, можно лишь наметить круг вопросов, ограничившись краткой характеристикой имен и идей, опираясь на мнение авторов пособий:

Гуревич П. С. Человек. — М., 1955 (темы 2 и 3); Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М., 1991.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. — М., 1995.

Малышевский А. Ф. Мир человека. — М., 1998.

Чтобы облегчить работу школьников во время лекции, полезно использовать своего рода опорный конспект основных положений лекции.

Предлагаем примерный вариант такого опорного конспекта.

1. Многообразие наук о человеке (философская антропология, этика, психология, социальная психология, социология и др.).

2. Различия в подходе к проблемам человека:

а) «извне» — через сопоставление человека с природой, обществом, Богом, самим собой;

б) «изнутри» — с точки зрения строения его психики, организации нравственной, духовной, общественной жизни.

3. Философские поиски сущности человека (основные вехи):

а) древняя философия Востока: человек — часть природы; человек — часть Великой Триады («Небо — Человек — Земля»);

б) философия античности:

человек — духовно-телесное существо;

человек — мера всего (Протагор);

природа человека определяется его душой и телом, но с приматом души над телом (Платон);

признание возможности и необходимости совершенствования человека;

главное, решающее в человеке — интеллектуальная деятельность (Аристотель);

в) христианская философия Средневековья:

человек — образ и подобие Божие;

г) философия эпохи Возрождения — гуманизм и антропоцентризм:

красота человека сообразна красоте Божественной;

д) ХVII век: «Я мыслю, значит, я существую» (Декарт);

е) философия эпохи Просвещения — рационализм и критицизм:

культ «автономного» человека, способного трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные поступки и их следствия;

главное в человеке — чувственно-эмоциональная природа; роль интереса в деятельности людей (Вольтер, Гельвеций);

люди действуют «ради любви к себе, а не к другим»;

природа людей выводится из жизненных влечений и практических интересов, их «естественных» побуждений к самосохранению, богатству, почету, славе (Гоббс);

ж) И. Кант — открытие нравственного императива:

придание вопросу о человеке статуса основного вопроса философии;

з) гуманистическая философия ХIХ в.:

понимание человека как творца культуры, носителя всеобщего нравственного начала.

При наличии времени и соответствующей подготовки у учителя можно дополнить материал учебного пособия вопросом об основных достижениях русской философской мысли в разработке проблемы человека. Материал к этой части лекции также может быть взят из пособия «Человек: Мыслители прошлого...» и хрестоматии «Из истории русской гуманистической мысли» составителя А. Ф. Малышевского (М., 1998).

2, 3. Второй и третий вопросы можно изучать, организовав практическую работу с текстом приводимого ниже фрагмента книги «Деятельность, сознание, личность» классика отечественной и мировой психологии Алексея Николаевича Леонтьева, фрагмент называется «Индивид и личность».

Задание к этому фрагменту предлагается следующее:

1. Внимательно прочитать, уточнить понимание отдельных слов, обращаясь к словарю.

2. Выделить существенные отличия понятий «индивид» и «личность».

3. Сопоставить прочитанный фрагмент с учебным текстом, сделать выводы на основе сравнения.

4. Составить собственную схему соотношения понятий, вынесенных в название урока.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.