Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дефекты смягчения. 5 страница






Характеристика звуков к, к\ г, г\ х, х и их артикуляция

В целях установления связи между всеми заднеязычными звуками, определения основного (базового) звука необходимо познакомиться с характеристикой и артикуляцией (см. рис. на заднем форзаце) каждого звука и сравнить их. Для всех звуков этой группы общим является место образо­вания: они заднеязычные. По способу образования к, к, г, г взрывные, а х, х щелевые. Произношение звуков г, г отлича­ется от произношения к наличием голоса. Артикуляция звуков к, г отличается от артикуляции звука к подъемом средней части спинки языка. Таким образом, в 'группе заднеязычных звуков ос­новной является артикуляция звука /с, и значит, он будет базо­вым в этой группе.

Правильная артикуляция звука к заключается в следующем:

губы — раскрыты, занимают нейтральное положение;

зубы — разомкнуты;

язык — кончик языка лежит у нижних зубов и не касается их, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть

спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо, боковые края языка слегка касаются задней части твердого нёба;

мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки — не напряжены, раздвинуты, голос не об­разуется;

воздушная струя — при выходе попадает в ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом.

Мягкий звук к* отличается от парного твердого тем, что гу­бы растягиваются в легкой улыбке и открывают зубы, кончик язы­ка продвигается ближе к нижним зубам, но обычно не касается их, передняя часть спинки языка опущена, средняя часть прибли­жается к твердому нёбу и весь язык продвигается вперед, произ­водя смычку с твердым нёбом, боковые края языка касаются сред­не-задней части твердого нёба.

Если звук к произносится правильно, то, добавив голос, мож­но получить звук г; добавив подъем средней части спинки языка, — получить правильное произношение звуков к, г'\ если задняя часть спинки языка не будет полностью смыкаться с нёбом и меж­ду ними останется щель, идущая по средней линии языка, — по­лучить звук х.

Исправление звуков к, к', г, г', х, х при различных видах нарушений

Твердые звуки к, г нарушаются чаще, чем х, так как при ар­тикуляции х не происходит полного смыкания задней части спин­ки языка с мягким нёбом. Мягкие звуки к\ г', х обычно наруша­ются все вместе, поскольку их произношение обусловлено допол­нительной артикуляцией — подъемом средней части спинки язы­ка, что и может вызывать затруднения.

Среди предрасполагающих факторов неправильного произ­ношения заднеязычных звуков могут быть такие:

слишком высокое и узкое твердое нёбо, что затрудняет обра­зование смычки между ним и языком;

слабость отдельных групп мышц языка;

нарушение фонематического слуха.

Отсутствие звуков к, к, г, г', х, х'

Если ребенок не произносит заднеязычные звуки, его речь ста­новится некрасивой, малопонятной, например: «Ена атался на оньа» (Гена катался на коньках). Ребенок понимает, что гово­рит неправильно, стесняется этого, но самостоятельно исправить свой недостаток не может. Воспитатель легко определит это нару­шение, если внимательно прислушается к речи ребенка.

 

Звук к

Подготовительный этап. Чтобы добиться подъема задней части спинки языка к нёбу и дать ребенку возможность почувствовать эти движения, ему предлагают ряд упражнений.

«Кто сильнее?»: у ребенка губы в улыбке, рот открыт. Вос­питатель кладет чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец воспитателя, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение, воспитатель кладет палец на пе­реднюю часть спинки языка и постепенно все дальше ото­двигает по дну рта язык назад (при этом надо стараться не доставлять ребенку неприятных ощущений). Когда ребенок при­выкнет к новому ощущению подъема задней части спинки языка, он сможет сам чистым указательным пальцем нажимать на язык и отодвигать его назад, тем самым поднимая заднюю

часть спинки языка.

Далее можно провести упражнение «Сделаем горку»: губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и каса­ется мягкого нёба. Воспитатель, показывая перед зеркалом обра­зец выполнения этого упражнения, говорит ребенку: «Смотри, как высоко поднялся у меня сзади язык, какая крутая горка по­лучилась. Сделай и ты так». Потом он просит ребенка при широ­ко открытом рте высоко поднять заднюю часть языка, при­жать ее к нёбу, подержать так и опустить. Путем неодно­кратного повторения этих движений у ребенка воспитывают уме­ния чувствовать, как «хвостик» языка — его задняя часть — силь­но выгибается вверх глубоко во рту. Далее можно переходить

к следующему этапу.

Постановка звука. Сначала пробуют вызвать звук к по подражанию. Воспитатель показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, так как, услышав его, ребенок может вер­нуться к привычной дефектной артикуляции. Затем он пред­лагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к нёбу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, под­несенной ко рту («Ветер сдувает снежинки с горки»). У ре­бенка при этом должен получиться звук к. Многократно пов­торяя упражнение, можно закрепить изолированное произношение

этого звука.

Если вызвать звук к по подражанию не удается, его ста­вят с механической помощью. Ребенку предлагают, достаточно ши­роко открывая рот, произносить слог та (га-га-га...). Кончик языка поднимается при этом вверх. Потом взрослый нажимает на переднюю часть спинки языка деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка (рот остается открытым). Удерживая язык в таком положении, просит малыша произносить слог га

Та-та-та...). Во время многократного повторения ребенком этого слога воспитатель медленно отодвигает язык назад, равномерно нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потомкя-кя-кя и, наконец, ка-ка-ка.

Нельзя стремиться за один раз получить слог ка, это может вызвать у ребенка неприятные ощущения, нежелание выпол­нять упражнение. Произнесения слога ка добиваются посте­пенно, от занятия к занятию, все дальше отодвигая язык назад. Когда ребенок начнет легко и быстро произносить ка, меха­ническая помощь постепенно устраняется. Воспитатель, нажимая пальцем ребенка на переднюю часть спинки языка, отодвигает его назад и предлагает говорить слоги ка-ка-ка. После двух-трех пов­торений он убирает палец изо рта, и ребенок продолжает гово­рить эти звуки уже самостоятельно.

Затем можно предложить ребенку «Сдуть снежинки с горки», т. е. правильно сказать изолированный звук к, давая ему при этом возможность ощутить тыльной стороной руки толчок возду­ха. Когда звук к будет постоянно легко произноситься при сду-вании ватного шарика с руки, воспитатель может сказать: «Воздух сдувает снежинки с горки так, как мы говорим звук к. Под­ними язык горкой, скажи к: к-к-к». Соотнеся правильно произно­симое звукоподражание с соответствующим звуком, переходят к следующему этапу.

Автоматизация звука. Одним детям легче начинать автоматизацию с прямых слогов: ка, кы, ко, ку, другим — с обрат­ных: ак, ык, ок, ук. Для многократного их повторения воспи­татель подбирает соответствующие звукоподражания и картинки-образы, например: ко-ко-ко — кудахчет курица: ку-ку, ку-ку — кукует кукушка и т. п. Для автоматизации звука к в сло­вах взрослый рисует в тетради ребенка изображения предметов, животных, в названиях которых звук к находится в начале слова: кабина, канава, качели, кабан, камень, калач, калоши, ка­пюшон, колесо, ком, конь, колос, кочан, колодец, кольцо, колбаса, копье, комбинезон, компас, клумба, клоун; в середине: акула, локон, юбка, елка, собака, яблоко, облако, сумка, булка, полка, мас­ка, миска, лейка, мойка, булавка, насекомое, одеколон, великан, балкон, флакон, фикус, окунь, окно, заколка, скамейка;

в начале и середине: копейка, клубника, кнопка, коляска, колокол, кукла, клюква; в конце: бак, мак, бык, сок, лук, жук, сук, паук, маяк, язык, венок, веник, совок, замок, цыпленок, василек, пенек, звонок, бублик, волк, козырек; в начале и конце:

колобок, конек, кулек, колпак, кубик, клубок.

С отработанными словами воспитатель вместе с ребенком при­думывает предложения и записывает под соответствующей кар­тинкой в его тетради. Например: Колесо скатилось в канаву. Капли капали на камень. Клава купила вкусную колбасу.

(Материал для автоматизации звука к в стихотворениях, рассказах см. на с. 177.)

 

Звук к'

После автоматизации к можно вызвать к' сразу в сочета­нии с гласными и, е, я. Например, подражая пению различ­ных птиц, ребенок говорит: ки-ки..., ке-ке... (при этом воспи­татель следит, чтобы губы растягивались в улыбку).

Если по подражанию вызвать звук к не удается, его ста­вят с механической помощью от звука г. Во время многократно­го повторения ребенком слога га, воспитатель медленно отодви­гает язык назад, нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя. Когда будет ус­воено произношение этих слогов, следует переходить к автомати­зации к' в словах. В тетрадь ребенка зарисовываются соответст­вующие картинки. В первую очередь берут слова, в которых звук к стоит в начале: кисель, кино, кизил, киоск, Ким, кит, кисть, кир­пич, кеды, кекс, кепка, клей, клен; потом в середине: маки, елки, санки, носки, ветки, утки, веки, яблоки, валенки, дольки, пауки, очки, спички, сосиски, чулки, носилки, нитки, ботинки, таблетки, финики, плавники, бубенчики, варежки, часики, ползунки, эскимо, океан, Аким, пакет, букет, этикетка, накидка, коньки, клыки. Употребление звука к' в конце слов не характерно для русского языка.

С отработанными словами ребенок с помощью взрослых сос­тавляет предложения. Например: Никита ел кислый кизиловый ки­сель. Киму купили кеды и кепку. В кино показывали, как кит плыл в океане. Затем воспитатель подбирает стихи, потешки, рас­сказы для закрепления звука к' в речи ребенка.

Звук г

К моменту закрепления звука к в предложениях можно пере­ходить к работе над звуком г.

Постановка звука. Обычно звук г ставится по подра­жанию с использованием тактильных ощущений. Так, воспитатель тихо произносит звук к; (к-к-к), затем громко звуке (г-г-г). Объяс­няет ребенку: «Когда я говорю к тихо, голос молчит, стенки «домика» не дрожат; когда я говорю г громко, голос так звонко поет, что даже стенки «домика» дрожат. Давай проверим, как звонко поет наш голос». Одну руку ребенок прикладывает тыль­ной стороной к своей шее спереди, вторую — к шее воспитателя, который многократно произносит то звук к, то звук г. При произ­несении г ребенок ощущает вибрацию голосовых связок. Далее те же звуки воспитатель и ребенок проговаривают вместе, пос­ледний контролирует рукой наличие голоса и у себя, и у взрослого.

Если вызвать звук г по подражанию не удается, его ста­вят с механической помощью, так же как и к, только от звука д. Воспитатель нажимает на опущенную за нижние резцы переднюю часть спинки языка и отодвигает его медленно назад во время произнесения ребенком звуков да-да-да. Постепенно начинают слышаться дя, гя и наконец га.

Автоматизация звука. Подражая гоготанию гусей,

ребенок закрепляет полученный слог га, потом — гы. Затем воспи­татель рисует в его тетради картинки, в названиях которых г стоит в начале слова: газета, галета, газон, гантели, галка, голова, гора, голубь, голенище, горох, гол, гольфы, губы, гуси, гусеница, гуталин, глаза, гладиолус, глобус, гном, гвоздь, грабли, грач; в середине: нога, дуга, юнга, тайга, навага, телега, бумага, белуга, вьюга, фляга, иволга, шпага, штанга, рога, дорога, радуга, пугало, магазин, ягода, погоны, снегопад, огурец, наган, попугай, вагон, чугун, огонь, шпагат, угол, уголь. На конце слова звук г оглуша­ется и произносится как к или х, поэтому слова, заканчиваю­щиеся на г, для автоматизации этого звука не используются.

Затем воспитатель придумывает вместе с ребенком и записывает предложения с отработанными словами. Например: Галя гонит гу­сей на луга, а гуси гогочут: га-га-га. Инга читала газету в вагоне. Гуля прогоняла голубей с газона. Гога купил в магазине гантели и штангу.

Для закрепления звука г в стихах, рассказах воспитатель подбирает соответствующий материал. Звук г

Постановка звука. Если ребенок хорошо произносит звук г в словах, можно получить слоги ги, ге. («Маленькие гусята гогочут: ги-ги-ги (ге-ге-ге). Скажи и ты так».) Воспи­татель следит, чтобы у ребенка губы растягивались в улыбке, — это способствует продвижению языка вперед, т. е. выработке ар­тикуляции, необходимой для звука г.

Если не удается вызвать звук г по подражанию, его ставят с механической помощью от звука д, как и твердый звук, только язык при этом отодвигают назад до тех пор, пока не послышатся звукосочетания да-дя-гя.

Автоматизацию звука г начинают со слов, где он стоит пер­вым, например: гири, гильза, гитара, Гена, герань, георгин, гриб, гренки. Затем вводят слова со звуком г в середине, на­пример: ноги, сапоги, утюги, флаги, деньги, брызги, пироги, бегемот и др. С этими словами составляются предложения: Гена надел на ноги сапоги. Гера громко играет на гитаре. Гена видел в зоопарке бегемота и пингвина. Затем воспитатель подбирает детям потешки, стихи, рассказы с данным звуком. Звук х

Постановка звука. Обычно звук х легко вызывается по подражанию. Воспитатель говорит ребенку: «Открой широко рот и подыши на свои руки — погрей их». При этом взрослый следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть язы­ка круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую гор­ку», а уж потом «пустить ветерок» (движения выполняются пе­ред зеркалом).

Если по подражанию вызвать звук не удается, его ставят с механической помощью от звука с. Ребенка просят многократно

84

произносить слог са, а в это время, нажимая на переднюю часть спинки языка, отодвигают его назад. После­довательно будут слышаться звукосочетания са-ся-хя-ха.

Автоматизация звука. Закрепив правильное произ­ношение слога ха (подражание смеху клоуна), переходят к автоматизации х в словах. В начале слова: хата, халат, халва, ходули, хомут, хомяк, холодильник, холодец, хоккей, хобот, ходики, холм, хурма, хвоя, хвост, хлыст, хлопок, хлопушка; в середине: му­ха, ухо, уха, папаха, ольха, шелуха, черепаха, птаха, ежиха, слониха, облепиха, моховик, ледоход, пароход, самоходка, бархат, тахта, шахта, шахматы, лохматый; в конце: мох, пух, мех, пе­тух, лопух, подсолнух, пастух, орех, горох и др.

С отработанными словами ребенок придумывает предложения, например: Хата стояла на холме. Харитон несет охапку хворос­та. У собаки лохматый хвост. Петух и хохлатка ходили меж­ду лопухами. Затем педагог подбирает стихи, потешки, рассказы, в которых встречаются слова со звуком х.

Звук х

Постановка звука. Обычно звук х вызывается сразу в слогах. Воспитатель предлагает ребенку улыбнуться и неоднократ­но произнести слог хи, подражая смеху маленькой девочки.

Если вызвать звук х' по подражанию не удается, его ставят с механической помощью, как и парный твердый, от звука с, только отодвигать язык нужно до тех пор, пока не послы­шится звукосочетание хя: са-ся-хя.

Автоматизация звука. Полученный слог хя за­крепляют путем многократного повторения. Далее вводят слог хи. Затем переходят к автоматизации х в словах, например: хищник, хилый, хижина, химчистка, мухи, петухи, подсолнухи, лопухи, духи

и др.

С этими словами ребенок составляет предложения: Лиса — хитрая хищница. Около дома росли лопухи. Мама купила ду­хи. Петухи забрели в подсолнухи. Над вареньем летали мухи и др.

Воспитатель подбирает стихи, потешки со звуком х и раз­учивает их с детьми.

Искажения звуков к, к, г, г, х, х

Боковое произношение. Обычно искажаются только мягкие ва­рианты заднеязычных звуков, т. е. к, г, х. Их произношение становится боковым. При этом воздушная струя изменяет направ­ление и выходит вбок, что создает хлюпающий призвук, и речь становится нечеткой, а иногда даже непонятной. Например: «Кхлим дал Гхлене кхлегхли» (Ким дал Гене кегли). Такое произношение звуков к, г, х часто сочетается с боковым произношением сви­стящих, шипящих, а также звуков т, д, н. Причиной явля­ется недостаточная работа мышц одной половины языка: она не­плотно прижимается к коренным зубам и пропускает воздух вбок.

85

При исправлении этого вида произношения на подготови­тельном этапе воспитатель дает упражнения для укрепления мышц языка, равномерной работы обеих его половинок. Потом ставятся звуки с, з, с' з' ш, ж, ч, щ, т' д' н' и закреп­ляется их правильное произношение. И только после этого можно переходить к постановке к' г' х'.

Постановка звуков. Для получения правильных к' г', х' воспитатель просит ребенка произнести звук к, а затем через паузу—звук и: к и (или г и, х и). Повторяя вместе с ребенком эти звуки, педагог уменьшает паузы между ними и по­степенно добивается их слитного произнесения: ки, ги хи. Если таким способом получить звуки к', г', х' не удается, их ста­вят с механической помощью, как при отсутствии этих зву­ков.

Автоматизация звуков проводится в том же порядке, что и при отсутствии звуков к' г' х'






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.