Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дефекты смягчения. 3 страница






Вопросы

1. Чем характеризуется Дислалия?

2. Какие виды и формы Дислалии вы знаете?

3. Каковы причины функциональной и механической Дислалии?

4. Какова последовательность коррекционной работы при простой и слож­ной Дислалии?

СИГМАТИЗМЫ

Недостатки произношения свистящих (с, с', з, з', ц) и шипя­щих (ш, ж, щ, ч) звуков называются сигматизмами.

К сигматизмам относятся отсутствие и искажения свистя­щих и шипящих звуков, например, фонема с или ш имеется, но произносится искаженно (звук или хлюпающий, или с носовым от­тенком и т. п.).

Если фонема с или ш заменяется другой фонемой, например т (собака — «тобака», шуба — «туба») или ф («фобака», «фуба» и т. п.), такие нарушения называются парасигматизмами.

Сигматизмы свистящих звуков

Характеристика звуков с, с', з, з', ц, и их артикуляция

В целях установления связи между всеми свистящими зву­ками, выявления основного (базового) звука необходимо позна­комиться с характеристикой каждого звука и сравнить их арти­куляцию (см. рис. на заднем форзаце).


 

Для согласных звуков способ и место образования являются ведущими признаками, а у всех звуков данной группы эти призна­ки следующие: по способу образования они — щелевые (только ц— смычно-щелевой), а по месту образования—переднеязыч­ные. Но произношение звуков з и з' отличается от произноше­ния с и с' наличием голоса. Артикуляция звуков с* и з' отличает­ся от артикуляции с подъемом средней части спинки языка. Артикуляция звука ц отличается от артикуляции с добавлением смычки к щели.

Таким образом, в группе свистящих звуков с, с', з, з', ц основной является артикуляция звука с, и значит, он будет ба­зовым для этой группы. Если звук с произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук з, добавив подъем средней части спинки языка, получим с' и з' добавив смычку перед щелью, получим ц. Поэтому и нарушения звуков с' з, з', ц бывают теми же, что у с. Чтобы познакомиться с основными нарушениями этой группы звуков и способами их исправления, рассмотрим таблицу 1.

Исправление звуков с, с', з, з', ц при различных видах нарушений Отсутствие звуков с, с', з, з', ц

Звук с

Подготовительный этап. Прежде чем начать обу­чение произношению звука с, нужно, чтобы ребенок услышал и понял, что он пропускает этот звук. Ребенок не анализирует звуковой состав слова, а воспринимает лишь его смысл и не заме­чает, что пропускает звук.

Подобрав два слова, например Саня и Аня, воспитатель пред­лагает послушать и показать, кого он назовет. Берет две куклы —

таблицы

 

С отработанными словами воспитатель вместе с ребенком придумывает предложения, проговаривает их, выделяя звук с, и записывает под соответствующей картинкой в его тетради, на­пример: У Сони новые сани. У сосны сухой сук. В саду стоит ска' мейка и др.

(Материал для автоматизации звука с в стихотворениях см. на с. 184.)

Звук с'

После автоматизации звука с вызывают путем подражания звук с\ Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, се, ею. При этом воспитатель просит ребенка шире улыбнуться, так как оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука. После того как будет усвоено правильное произношение слогов, можно перехо­дить к словам. Вначале подбираются слова, в которых звук с стоит первым: сито, сено, сети, село, семена, семь, сифон, седло, сетка, семья, селедка, снег, свет, свисток, стена, слива, сметана, свекла, свинья; затем слова, в которых с' находится в середине:

осина, песик, осень, восемь, кисель, осел, десять, василек, лисе­нок, такси, кости, костюм, гости, сосиски, апельсин, лесенка, велосипед, насекомое, бусинка, беседка, тесемка, письмо; и, нако­нец, слова, которые заканчиваются этим звуком: лось, гусь, карась.

С отработанными словами воспитатель придумывает предложе­ния, например: Сима и Сеня весело смеялись. У Севы в сетях семь сельдей. Степан сеял семена свеклы.

(Материал для автоматизации звука с" в потешках, скоро­говорках см. на с. 184.)

Звук з

Постановка звука з не вызовет трудностей после то­го, как звук с будет хорошо автоматизирован в словах, фразах и коротких стихотворениях. Поставить звук з помогает ощущение рукой вибрации голосовых связок в гортани. Одну руку (тыль­ной стороной) ребенок прикладывает к шее воспитателя спереди (сильно прижимать руку не нужно), другой рукой легко касает­ся своей шеи.

Сначала воспитатель произносит звук с, йотом плавно пере­ходит на звук з. Повторяет 2—3 раза звуки, после чего ребе­нок произносит их сам. Нужно помочь ребенку сравнить звуки. «Слышишь, — говорит воспитатель, — с — тихий звук, «голос спит», а з — громкий, «голос проснулся», звонко поет песий».

Добившись правильного произношения звука з, можно при­ступать к его автоматизации в словах: звук находится в нача­ле слова: зубы, запятая, завод, завиток, занавес, зонт, зда­ние, зайка, заколка, зубастый, запонки, замок; в середине слова:

мимоза, глюкоза, слезы, гильза, коза, глаза, ваза, тазы, мозаика, незабудки, сазан, газон, кузов, кузовок, вокзал, изба, гнездо,

 

азбука, узлы. Слова со звуком з в конце не используются, так как он в этой позиции оглушается и звучит как с.

С отработанными словами воспитатель составляет предложе­ния, например: У Зои заболели зубы. Запонка закатилась за ва­зу. Лиза забыла у Зои зонт и др.

(Материал для автоматизации звука з в стихотворениях см. на с. 189.)

Звук з'

После автоматизации звука з вызывают путем подражания звук з' Вначале берутся слоги: зй, зя, зе, зё, зю. Далее переходят к словам в такой последовательности: звук з' находится в начале слова: зелень, земля, зима, земляника, звено, звезда, змея; в сере­дине: мази, полозья, гвозди, вазелин, изюм, бензин, лобзик, лазейка, обезьяна, гвоздика, газета, лезвие, тазик, козел.

С отработанными словами воспитатель придумывает предло­жения, например: У Зины зимой зябнут ноги. По земле ползет змея. Зина везет зелень козе и др.

(Материал для автоматизации звука з' в стихотворениях, загадках см. на с. 189.)

Звук ц

Постановка звука ц возможна только после того, как звук с будет исправлен и войдет в речь ребенка.

Звук ц сложный, он состоит из звуков г и с, которые произно­сятся быстро, один за другим. На этой его особенности и построе­на методика. Воспитатель говорит: «Скажи г, а теперь с, еще раз скажи. Хорошо, молодец, а теперь говори быстро, без переры­ва: те, те, те».

Иногда у ребенка сразу звучит ц, иногда получается сочета­ние звуков: тэс или тыс. Лучше всего это исправить, показав ре­бенку, что и г и с произносятся без перерыва, сразу. Взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэс или тыс.

Автоматизация звука ц начинается с произнесения слов, где он стоит на конце (в этом случае детям легче произносить его более четко, коротко): боец, пловец, палец, танец, певец, пте­нец, заяц, отец, месяц, мизинец, леденец, колодец, младенец, голубец, кузнец, миноносец, гостинец, песец; потом в середине:

лицо, яйцо, овца, кольцо, солнце, птица, блюдце, больница, лестница, синица, улица, мельница, певица, бубенцы, мотоцикл, пуговица, единица, гусеница, полотенце, луковица, мыльница. Далее вводят слова, в которых ц находится в начале: цепь, цапля, цветок, цыпленок, цокотуха, цемент, цель.

С отработанными словами воспитатель придумывает предло­жения, например: Боец целится в цель. Танин отецпловец. Во­лодя молодец, дал Толе леденец и др.

(Материал для автоматизации звука ц в стихотворениях см. на с. 192.)

Вопросы

1. Нарушения каких звуков называются сигматизмами?

2. В чем отличие сигматизмов от парасигматизмов?

3. Почему звук с является базовым звуком в группе свистящих?

4. Какие разновидности сигматизмов свистящих звуков вы знаете?

5. Какие разновидности парасигматизмов свистящих звуков вы знаете?

6. Чем отличается работа на подготовительном этапе при сигматизмах свистящих звуков от этой же работы при парасигматизмах?

7. Каким этапом и почему заканчивается работа при парасигматизмах и сигматизмах свистящих звуков? (Дайте конкретные примеры.)

8. Какой основной способ постановки звука с?

9. Каковы особенности проявления межзубного произношения звука с и его исправления?

10. Каковы особенности проявления бокового произношения звука с и его исправления?

11. Каковы особенности проявления носового произношения звука с и его исправления?

12. Как проводится автоматизация поставленного звука? (Дайте примеры на свистящие звуки.)

13. В какой последовательности ставятся звуки в группе свистящих?

Сигматизмы шипящих звуков

Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция

Для выявления основного (базового) звука среди шипящих необходимо познакомиться с характеристикой каждого звука и сравнить их (см. рис. на заднем форзаце).

Все звуки данной группы по месту образования переднеязыч­ные, по способу образования — щелевые, за исключением ч, кото­рый является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинка языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

 

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции зву­ка ш дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж, добавив подъем средней части спинки языка, получим щ' добавив подъем средней части спинки языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш. Чтобы ознакомиться с основны­ми нарушениями шипящих звуков и способами их исправления, обратимся к таблице 2.

Исправление звуков ш, ж, ч, щ при различных видах нарушений Отсутствие звуков ш, ж, ч, щ

Звук ш

Подготовительный этап. Начиная работу над шипя­щими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают.

Чтобы сформировать умение держать язык широким, свобод­но распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звуко­сочетания пя, пя, ля.

Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме ложечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широ­кий язык, показать, как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, вос­питатель подкладывает ему под кончик языка ручку чайной лож­ки и, подняв, прижимает к верхней губе.

Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу.

Постановка звука. После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, воспитатель предлага­ет ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует шум, напоминающий шипящий звук.)

Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеива­ется, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка со звуком с». Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и исполь­зования при этом различных образов (шумит ветер, шипит гусь, выходит воздух из лопнувшего шара и т. п.).

ТАБЛИЦЫ

 

Шапка да шубка — вот наш Мишутка. Наташа шьет шлем. Миша шагает широким шагом. У Маши в шкатулке шпильки.

(Материал для автоматизации ш в стихотворениях см. на с. 208.) Звук ж

После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Вначале ребенку дают возможность ощутить вибрацию голосо­вых связок при произнесении звука ж. Воспитатель прикладыва­ет тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрос­лый вместе с ребенком произносит звук ш и добавляет голос. Одной рукой ребенок ощущает вибрацию голосовых связок у воспитателя, другой — у себя. Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля и др.).

Для автоматизации звука ж в словах воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых он находится в начале: жаба, жало, жакет, живот, жилет, животное, желудь, Жук, желток, жемчуг, желе, жетон, в середине: пижама, ежевика, лужа, манжета, ножи, этажи, лужи, ужи, баклажан, кинжал, лужайка, ножовка, пиджак, снежинка, сапожок, флажок, ежик, дождик, одежда, ножницы, подснежник. Слова, заканчивающиеся на ж, не берутся, так как в этой позиции он оглушается и звучит как ш.

С отработанными словами придумываются предложения и за­писываются под соответствующей картинкой, например: Жаба жила в луже. Жук жужжит жжж. У Жени жили живые ужи. У Жанны на ужин желе.

(Стихотворный материал для автоматизации звука ж см. на с. 211.) Звук ч

Звук ч можно поставить от звука г: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних рез­цов. Воспитатель показывает на себе, где находится язык и на­сколько он отодвигается назад. Когда ребенок точно скопирует движения, нужно выдвинуть его губы вперед (нажав на щеки) в то время, когда он будет произносить ть-ть-ть-ть. В результате получится звук ч. Следует похвалить ребенка («Ты правильно, хорошо сказал, еще повтори»). Можно сказать, что этот звук напоминает стрекотание кузнечика («Он высоко прыгает в траве, так же, как прыгает твой язык за верхними зубами. Слышишь, ч — прыгнул, еще раз ч — прыгнул»).

Если по подражанию звук ч поставить не удается, его пра­вильного звучания можно добиться путем слитного произноше­ния звукосочетания тш сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Поставленный звук автоматизируют в словах, в которых он находится в конце: ночь, дочь, печь, луч, меч, плач, ключ, калач, пугач, тягач» мяч, сыч, в середине: бочка, точка, дочка, печка,


спичка, почка, кочка, пачка, птичка, мачта, очки, кисточка, бабоч­ка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, бачок, туча, куча, ко­чан, мальчик, пончик, печенье, качели, и лишь потом в начале (если звук не закреплен в предыдущих позициях, в начале слова вместо ч могут слышаться два звука: тш): чай, чек, чулок, чалма, челнок, чепчик, чайка, чайник, чугунок, чучело, чемодан. Чип-полино, часы, чеснок, чечевица.

Вместе с ребенком воспитатель придумывает и записывает предложения со словами на ч. Например: У мальчика дудочка и уточка. Танечка, не плачь, не утонет мяч. Олечка качалась на качелях, а птица качалась на веточке. Девочка пьет чай с пе­ченьем.

(Дополнительный материал для автоматизации звука ч см. на с. 214.)

Звук щ

Звук щ часто появляется автоматически после того, как будут поставлены звуки ш, ж, ч. Для вызывания щ ребенку нужно пока­зать, что если мы, произнося звук ш, будем передвигать язык вперед, ближе к зубам, будет слышаться звук щ.

Учитывая взаимосвязь в движениях мышц губ и языка, можно попросить ребенка при длительном произнесении ш растянуть губы в улыбку; в это время язык продвигается вперед и слышится звук щ. Полученный звук закрепляют посредством звукоподражаний («Покажи, как шипит яичница на сковородке... Какой звук издает щетка, когда ею чистят вещи» и т. п.).

Для автоматизации звука щ в словах рисуют картинки, в названиях которых он находится в начале слова: щи, щит, щель, щука, щеки, щенок, щегол, щавель, щепки, щетка, щетина, щеколда, щипцы, в середине: вещи, клещи. Кощей, ящик, хищ­ник, площадь, овощи, голенище, удилище, в конце: лещ, клещ, плющ, плащ.

По просьбе воспитателя ребенок придумывает предложения с усвоенными словами. Например: Товарищи вытащили щуку и леща. Петя, тащи клещи, вытащим гвоздь.

('Дополнительный материал для автоматизации звука щ см. на с. 218.)

Вопросы

1. Почему звук ш является базовым в группе шипящих звуков?

2. Какие виды стигматизма шипящих звуков вы знаете?

3. Какие виды парасигматизма шипящих звуков вы знаете?

4. Чем отличается работа на подготовительном этапе при сигматизмах ши­пящих звуков от этой же работы при парасигматизмах шипящих звуков?

5. Каким этапом и почему заканчивается работа при сигматизмах и парасигматизмах шипящих звуков? Дайте конкретные примеры.

6. Каков основной способ постановки звука ж?

7. Каковы особенности проявления межзубного произношения звука ш и его исправления?

8. Каковы особенности проявления бокового произношения звука ш и его исправления?

9. Каковы особенности проявления носового произношения звука ш и его исправления?

10. Как проводится автоматизация поставленного звука? Дайте примеры на шипящие звуки.

11. В какой последовательности ставятся звуки в группе шипящих?

ЛАМБДАЦИЗМЫ

Недостатки произношения звуков л, л называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука л и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Если фонема л заменяется другой фонемой, например р (лак — «рак») или л (лук — «люк») и др., такие нарушения называются параламбдацизмами.

Характеристика звуков л, л' и их артикуляция

Правильная артикуляция звука л заключается в следующем (см. рис. на заднем форзаце):

губы — раскрыты, занимают нейтральное положение или же положение, необходимое для произнесения предшествующего (последующего) звука;

зубы — разомкнуты;

язык — кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены (иногда с одной стороны, чаще с двух сторон), между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя, зад­няя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу и несколько оттянута назад. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть спинки подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены;

мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;

воздушная струя — при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук л и называют боковым.

Мягкий звук л отличается по артикуляции от парного твер­дого следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке» кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвео­лы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого нёба, что и дает смяг­чение.

 

Исправление звуков л, л при различных видах нарушений

Поскольку артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции л мягкого, то и нарушается он наиболее часто. Дефекты л много­образны, но здесь мы остановимся на наиболее характерных.

Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л, могут быть следующие:

укороченная подъязычная связка, ограничивающая движе­ния кончика языка вверх;

слабость мышц языка;

нарушения фонематического слуха.

Отсутствие звуков л, л

Речь ребенка, пропускающего звук л, будет звучать так:

«Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но все мышке быо мао».

Звук л

Подготовительный этап. Для правильного произ­ношения звука л надо выработать: подъем кончика языка вверх (см. упражнения на с. 105); подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у, а также ы, умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами. Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Воспитатель говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воз­дух через щеки, во время выдоха равномерно указательными паль­цами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате че­го слышится хлюпающий звук.

Постановка звука. Показывая ребенку, как прикусы­вать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Те­перь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом.) Подражая взрослому, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.

Когда ребенок освоит это упражнение, приступают к по­становке звука л при межзубном положении языка (так называе­мого л межзубного). Предложите ребенку произносить звук а в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Пусть он повторит это упражнение перед зеркалом 5—6 раз, крепче зажимая язык зубами и все чаще чередуя это движение с

произнесением звука а. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется, и мы услышим сначала слоги ал, ал, ал, затем — ла, ла, ла. Воспитатель выполняет упражнение одновременно с ребенком, но беззвучно, чтобы тот не слышал звук л, а только видел правильную артикуляцию и держал нужный темп.

Если ребенок услышал, что у него получается правильный звук л, а затем вернулся к привычному для себя произношению, надо остановить его и предложить выполнять упражнение медлен­нее. При этом следует обратить внимание ребенка на положение языка: «Следи за своим языком, прикажи ему, чтобы он не убе­гал от тебя в рот, держи его зубами». В медленном темпе он сможет, не прерывая протяжного произношения звука а, попе­ременно прикусывать и отпускать язык. Таким образом у него получатся слоги ла, ла, ла.

Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Ребенку предлагают поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произно­сить слоги лы, лы, лы. В сочетании со звуком ы звук л приоб­ретает большую четкость.

Автоматизация звука л начинается с закрепления его в слогах. При этом используются различные игровые приемы, например: подражая игре на балалайке, или напевая песенки на простые знакомые мелодии, или воспроизводя звучание коло­кольчика и т. п., ребенок многократно произносит то слоги ла, ла, ла, то лы, лы, лы, то ло, ло, ло, то лу, лу, лу.

Затем воспитатель рисует в индивидуальной тетради ре­бенка картинки, в названиях которых звук л находится в разной позиции: в начале слова: лапа, лампа, лавка, ладья, ладонь, лопата, лото, локон, лопух, лодка, лом, лук, луна, лупа, луч, лазейка, ландыш, ложка, лужа; в середине: пила, молоко, коло­бок, полотенце, палатка, яблоко, мыло, колодец, одеяло, со­лома, юла, халат, балалайка, булавка, палка, булка, платье, платок, иголка, кукла, вилка, клубника, глаза, колпак, облако, молния, блокнот, елка, клубок, клоун', в конце: стол, стул, пол,

овал, дятел, мел, узел, ствол, угол, кол, канал, самосвал, факел, купол, пенал.

Воспитатель или ребенок придумывает предложения с отрабо­танными словами. Например: У Лайки была белая лапа. Мила поставила лампу на стол. Алла дала Володе пилу и молоток. Клава пила молоко и ела булку. Клубок упал со стула на пол. Павел плыл в лодке по волнам.

Звук л'

После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, воспи­татель произносит слоги ли, ли, ли и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись правиль­ного произношения слога ли, последовательно переходят к сочетаниям

л с е, я, ё, ю. Для закрепления л подбирают слова, в которых этот звук стоит в начале слова: лебедь, ленивый, лебеда, леденец, лед, лайка, лезвие, лента, лепестки, леска, лепешка, лесенка, лещ, ливень, лимон, линейка, лиса, лицо; в середине: альбом, апельсин, билет, блин, блюдце, валенки, василек, вафли, галеты, гантели, земляника, калитка, клеенка, клюква, колесо, котлета, малина, мотылек, пальто, плита, полено; в конце: бинокль, кисель, метель, медаль, моль, ноль, стебель, соль, тополь, туннель, уголь, фасоль, цель, щель, щавель, шаль, шинель, пыль, постель, мебель, ковыль,

китель.

С усвоенными словами составляются предложения, например:

Леня и Лена увидели летящих над лесом лебедей. Илья и Лева попали под сильный ливень. Лиля лепила из пластилина апель­син. У Люси на блюдце лежит земляника и малина. Люба полива­ла левкои из лейки.

(Дополнительный материал для автоматизации звуков л, л*

см. на с. 223.) Искажения звуков л, л*

Межзубное произношение звука л. При этом виде произно­шения слышится правильный звук, только артикуляция его немно­го изменена: кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами. Межзубным про­изношением л пользуются как переходным этапом при постановке звука л (см. выше). Поэтому исправление данного дефекта осу­ществляется так же, как при отсутствии звука л. Однако надо учитывать, что для автоматизации л потребуется больше време­ни тем детям, которые произносят межзубно не только этот звук, но и другие, например: г, д, н, с, з, ц.

Носовое произношение звука л резко отличается от правиль­ного и по артикуляции, и на слух. Язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука л. Кроме того, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке н. Слышатся два нечетких звука: нг. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но все мышке бынго манго».

При исправлении носового произношения прежде всего не­обходимо выработать правильное направление воздушной струи (см. с. 28): она должна идти через рот, а не через нос.

Постановка и автоматизация звука при носовом произноше­нии проводятся так же, как и при его отсутствии.

Замена звуков л, л' другими звуками (параламбдацизмы)

Замена звука л звуком /. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы

 

 

опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но все мышке быё мае».

Замена звука л звуком у. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребенок произносит звук л, пото­му что, вытягивая губы вперед, как при звуке у, он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребенку протянуть звук л, будет легче заметить движения его губ. Если придержать пальцами ребенка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно легко убедиться в том, что он совсем не может произнести звук л. При этой замене речь ребенка звучит примерно так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но все мышке быуо мауо». Этот недоста­ток, если его не исправлять, часто остается на всю жизнь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.