Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дефекты смягчения. 4 страница






Замена звука л звуком ы. При этом виде неправильного произ­ношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко счи­тают, что звук л пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но все мышке быыо маыо».

Замена звука л звуком в. При такой замене язык не прини­мает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь не­четкость произношения звука л. При этой замене мы слышим:

«Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но все мышке быво маво».

Замена звука л звуком г. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упи­рается в мягкое нёбо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка era сыр и саго, но все мышке быго маго».

Исправление параламбдацизмов на подготовительном этапе осуществляют сразу по нескольким направлениям: учат различать на слух звук л и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять движения языком, необходи­мые для правильного произношения звука л. Но в отдельных слу­чаях упражнения для языка и губ имеют свои особенности:

при замене л на / ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать сред­нюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно ы или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую тру­бочку, а кончик языка поднять за верхние резцы;

при замене л на у нужно прежде всего довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагают

 

посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесе­нии слога ла. Затем взрослый сам произносит этот слог и обраща­ет внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден — он опускается сверху вниз. Ребенку говорят:

«Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по-своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед! (Ребенок легко выполняет знакомое ему движение.) А теперь растяни губы, как будто ты улыбаешься (это тоже не затрудняет ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты сказал им, что они должны делать». Упражнение повторяют несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. По­смотри, что будет делать мой язык», (воспитатель поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опуска­ет. Губы все время находятся в положении улыбки). Сделай и ты так». Ребенок несколько раз повторяет упражнение, а воспитатель следит, чтобы он не загибал кончик языка внутрь;

при замене л на в необходимо затормозить движения ниж­ней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным паль­цем, поставленным под нее:

при замене л на г ребенку показывают, в чем ошибки его про­изношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Воспитатель говорит: «Скажи ла, ла, ла... (ребенок произносит «га», «га», «га»). Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажи w, но не опускай язык, а подержи за зубами, вот так».

Постановка и автоматизация звука л прово­дятся, как и при его отсутствии (см. с. 65).

Если при ламбдацизмах исправление звука л заканчивается этапом автоматизации, то при параламбдацизмах необходимо провести полную дифференциацию (в изолированном положении, слогах, словах, фразовой речи) этого звука и его заменителя.

Вопросы и задания

1. Нарушения каких звуков называются ламбдацизмами?

2. В чем отличие ламбдацизмов от параламбдацизмов?

3. Какие виды ламбдацизмов вы знаете?

4. Какие виды параламбдацизмов вам известны?

5. Каким этапом заканчивается работа при ламбдацизмах и параламбда­цизмах и почему?

6. Какие основные приемы исправления звука л вы знаете?

7. Каковы особенности проявления межзубного произношения звука л и его

исправления?

 

8. Каковы особенности проявления носового произношения звука л и его исправления?

9. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков л и j (по образцу таблицы на звук с). Продумайте наиболее рациональный способ коррекции л.

10. Подберите материал для дифференциации звуков л и /' в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

11. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков л и у. Продумай­те наиболее рациональный способ коррекции л.

12. Подберите материал для дифференциации звуков л и у в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

13. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков л и ы. Продумайте наиболее рациональный способ коррекции л.

14. Подберите материал для дифференциации звуков л и ы в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

15. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков л и в. Продумай­те наиболее рациональный способ коррекции л.

16. Подберите материал для дифференциации звуков л и в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

17. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков лиг. Продумайте наиболее рациональный способ коррекции л.

18. Подберите материал для дифференциации звуков л и г в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

РОТАЦИЗМЫ

Недостатки произношения звуков р и р называются ротацизмами.

К ротацизмам относятся отсутствие звука р и его искажения (горловой или боковой звуки и др.).

Если фонема р заменяется другой фонемой, например д {рама— «дама»), такие нарушения называются параротацизмами.

Характеристика звуков р, р и их артикуляция

Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:

губы — полураскрыты или же занимают положение, необходи­мое для произнесения предшествующего (последующего) звука;

зубы — разомкнуты;

язык — широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свобод­но проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;

воздушная струя — при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.

Мягкий звук р' отличается по артикуляции от парного твердо­го дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Исправление звуков р, р при различных видах нарушений

Поскольку звук р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, то и нарушения его бывают многообразными. Некоторые исследователи выделяют их более 30. Мы остановимся на нарушениях, наиболее часто встре­чающихся у детей.

Предрасполагающими факторами неправильного произноше­ния звука р являются следующие:

укороченная подъязычная связка, ограничивающая движе­ние вверх кончика языка и передней части спинки языка;

слабость мышц языка;

неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;

нарушения фонематического слуха.

Отсутствие звуков р, р'

Звук р

Звук р часто отсутствует у детей. Этот недостаток хорошо за­метен для окружающих и самого ребенка. Речь малыша звучит примерно так: «Ано, ано мы встаем, гомко стоожа зовем. Стоож, стоож, поскоей, выходи комить звеей».

Выработка р проторного (без вибрации кончика языка)

Подготовительный этап. Для правильного про­изношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается. Здесь могут помочь сравнения, например:

«Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке» (взрос­лый показывает, как язык свободно лежит у него на нижней губе).

Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, надо предложить пошлепать его губами, чтобы он стал ровным. Воспитатель сам произносит слоги пя-пя-пя, положив язык на нижнюю губу. При этих звуках язык легко распластывается. Вни­мание ребенка обращают на то, что язык стал ровный и широкий. «Теперь блинчик готов, положим его на тарелку». (Следует пока­зать, как, пошлепывая язык губами, останавливать движение че­люсти при открытом рте. Широкий язык остается лежать на ниж-

ней губе.) «Вот теперь посмотри, твой язык стал совсем хороший, лежит спокойно, не двигаясь, ровно. Закрой рот, отдохни».

Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мяг­ким, ненапряженным, ему предлагают поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нуж­но медленно, плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нуж­но обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, каким был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выводят язык на верхнюю губу.

Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не за­крывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи 3...3...3... Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. По­смотри теперь, как я подую!»

Выработкой воздушной струи, направленной на широкий, под­нятый кверху кончик языка, завершается подготовительная ра­бота по произношению звука р. Ребенок слышит звук, близкий к з (именно этот звук получается при данной артикуляции), и не связывает его со звуком р.

Путем повторения звука з при поднятом кверху языке (губы ребенка все время находятся в положении улыбки) следует до­биться, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно.

Постановка звука. Ребенок произносит с указан­ной выше артикуляцией звук з,. что напоминает звук л, но без вибрации кончика языка. Если же вместо р будет слышаться ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к резцам. Слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук а, мы слы­шим звуки ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру.

Такая тщательная подготовка постепенно и прочно закреп­ляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кон­чика языка. Полученный звук р называется проторным. Он воз­никает и в правильной речи в тех случаях, когда звучит коротко, например: рак,, круг, мотор.

Автоматизация звука. Далее р проторный вво­дят в слова, где он находится в начале слова: рама, рыба, ру­ка; в середине: барабан, корова, пароход; в конце: топор, поми­дор, мухомор. С отработанными словами составляют предложе­ния. При употреблении в словах и фразовой речи р проторного у ребенка иногда самостоятельно появляется раскатистое произ-

ношение звука р. В остальных случаях необходимо вырабатывать вибрацию кончика языка.

выработка р раскатистого

(c вибрацией кончика языка)

Подготовительный этап. У ребенка воспитывается умение, как и при р проторном, удерживать широкий передний край языка за верхними зубами. Для того, чтобы кончик языка напряженным поднимался вверх, можно попросить ребенка «побарабанить» кончиком языка за верхними зубами со звуком д (д... д... д...}. Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука. Научить ребенка произносить звук р с вибрацией кончика языка (раскатистый р) можно следующим образом. Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук з (ж) или много­кратно проговаривать звук д. В это время деревянным шпателем, плоской ручкой чайной ложки или прямым правым указатель­ным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка, производят частые колебательные движения из стороны в сторо­ну, отчего слышится рокочущий звук. Когда рука у ребенка при­выкнет и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), ма­лыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Это уп­ражнение очень нравится детям, и они с удовольствием выполня­ют его.

Добившись вибрации кончика языка с механической помо­щью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно пе­реходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает доста­точно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинал вибрировать; постепенно и в этом надобность от­падает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах, добиваясь раската с механической по­мощью.

Автоматизация звука. Для автоматизации зву­ка р воспитатель рисует в тетради ребенка изображения объектов, в названиях которых р стоит в начале слова: радио, ракета, раковина, рама, радуга,.рыба, ранец, рыбак, роза, ро­га, рука, рукавицы, робот, рожок, рукав, ружье, рак, рот, рубаш­ка, ромашка, розетка, ракетка, распашонка, ручка: в середине:

барабан, баран, боровик, конура, корона, кукуруза, макароны, воробей, ворота, гитара, горох, муравей, парашют, пароход, перо, пирамида, пирог, сарафан, дорога, парус, фары, гора, Буратино, баранка, коробка, ведро, воронка, марка, горка, дро­ва, пробка, прутик, тропинка, урна, трава, труба, картина, ар­буз, морковь, фартук, круг, квадрат; в конце: забор, катер, сахар,

73

ковер, комар, топор, помидор, мухомор, зефир, кефир, пар, сыр, костер, светофор, трактор.

Затем воспитатель вместе с ребенком составляет предло­жения и записывает их под соответствующими картинками. На­пример: Рома красит раму краской. У барана крутые рога. Юра громко барабанит в барабан. Егор собирает крупные красные помидоры. У Раи в огороде растут морковь, помидоры, огурцы, картофель. Жора рубит дрова топором.

Звук р'

После автоматизации р, используя прием подражания, до­биваются правильного произнесения р'. Длительный, раскатис­тый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю, рас­тягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного про­изношения р' в слогах, вводят слова, в которых он стоит в нача­ле: река, репа, рябина, ремень, редис, рисунок, решетка; в сере­дине: дерево, курица, черепаха, варенье, берет, корень, моряк, огурец, перец, табурет, орех, море, аквариум, веревка, череш­ня, береза, гребешок, мандарин, пряжка, пряник, три, матреш­ка, корзина, погремушка, персик, крючок, стрекоза, сирень, брюки, гриб, прищепка, скворец; в конце: пузырь, фонарь, якорь, су­харь, календарь, букварь, дверь. С отработанными словами сос­тавляют предложения, например: Рита варит рис. У Риммы си­реневый берет. На берегу реки растет кудрявая береза. У Сере­жи ремень с пряжкой. Рита дарит Боре фонарик.

(Материал для автоматизации р и р' в стихотворениях см. на с. 229)

Искажения звуков р, р'

Горловое произношение звука р обычно называют картавос­тью. Картавость встречается часто у детей и взрослых. В ред­ких случаях она устраняется без специального вмешательст­ва, и если ее не исправлять, может остаться на всю жизнь.

Отличие горлового р от правильного состоит в том, что виб­рация образуется колебаниями не кончика языка, а маленько­го язычка или мягкого нёба. Такое произношение звука р счи­тается правильным во французском, немецком и некоторых дру­гих языках.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно:

для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невоз­можно, а горловой произносится свободно. Исправление горло­вого р можно проводить следующим образом.

Подготовительный этап. Если у ребенка язык непо­воротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков ш и ж (при которых также требуется подъем широкого языка вверх), следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

 

Постановка звука. Если у ребенка имеются правильные звуки ш и ж, надо сразу приступать к постановке р проторного и выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука р). Р проторный необходимо получить для того, чтобы активизи­ровать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого нёба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения. Необходимо все время следить за тем. чтобы ребе­нок действовал кончиком языка за верхними зубами. Нужно также, чтобы он зрительно контролировал свои движения перед

зеркалом.

Автоматизация звука. Когда будет получен правиль­ный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению р, ребенок не всегда может уследить за своей артикуляцией. Поэтому длительное время необходимы само­контроль и контроль со стороны воспитателя. Количество слов и предложений со звуком р увеличивают постепенно. Сначала ре­бенок заучивает короткие стихи и потешки, затем короткие рас­сказы. Только тогда, когда у ребенка не будет ошибок в освоен­ном материале, можно требовать, чтобы он всегда правильно произносил звук р в самостоятельной речи.

Боковое произношение звука р. При боковом произношении р вместо правильного звука слышится рль, это происходит от быст­рого соединения звуков р и л. Кончик языка при таком произноше­нии р не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боко­вая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук, в ре­зультате чего получается рль. Такое произношение р часто со­четается с боковым произношением шипящих и свистящих зву­ков, но иногда является и самостоятельным нарушением.

Если попросить ребенка произнести звук р протяжно, он или совсем не сможет этого сделать, или будет слышаться долгий не­чистый звук л'. Посмотрев на артикуляцию ребенка, мы увидим, что кончик языка прижат кверху и не вибрирует и что колеблется боковая сторона языка. Колебание может быть настолько силь­ным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека. Исправление бокового произношения р осуществляется следующим образом.

Подготовительный этап начинают с гимнастики языка и губ. При р боковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции тре­буется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на

этапе постановки звука.

Постановка звука. Выработать вибрацию кончика язы­ка обычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят р проторный. Проторный звук усваивается ребенком, как правило, без особого труда Нужно, чтобы ребенок пользовался р проторным постоянно: вво75

дить этот звук в слова, фразы и его самостоятельную речь. Толь­ко после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка. Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас попробуем завести мотор». При этом используется механическая помощь. Когда виб­рация языка будет выработана, приступают к автоматизации звука.

Автоматизация звука. Правильный звук р закрепля­ется в словах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Обычно

переход от р проторного к раскатистому осуществляется легко и быстро.

Носовое произношение звука р по звучанию похоже на соче­тание не. От правильного произношения оно отличается, во-пер­вых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот;

во-вторых; тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука — он оттянут в глубь рта. Фраза Рому разбудил удар грома будет звучать так: «Нгому нгазбудил уданг гнгома».

При исправлении носового произношения звука р подгото­вительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос и через рот. Воспитатель, вдохнув, делает медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный фитилек. Говорит ребенку: «Видишь, как ватка отклонилась? Это на нее шел ветерок. Теперь я подую на ватку — она еще сильнее отклонится. Сделай и ты так же».

Поупражняв ребенка в выдохе через рот, ему показывают, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватный фити­лек к верхней губе, чтобы, выходя из носа, воздух попадал на него, — ватка будет отклоняться). Упражнение повторяют несколь­ко раз с перерывами, чтобы не утомлять ребенка.

Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом че­рез рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом

через нос (м, н). Прикладывая ватку, следят за струёй выходя­щего воздуха.

Попросив ребенка произнести звук р, воспитатель говорит:

«Ты неправильно произносишь р, у тебя воздух идет в нос. Послу­шай, как я скажу». Произносит звук р длительно, чтобы ребенок мог сравнить правильное произношение со своим.

Постановка звука. Для этого этапа рекомендуются те же приемы, что и для случаев отсутствия звука р. Можно также

вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предло­жить ребенку при открытом рте присасывать язык к нёбу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается корот­кая вибрация кончика языка. Повторение описанного упражнения закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и да­лее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

Автоматизация звука проводится в обычном по­рядке.

 

Замена звуков р, р другими звуками (параротацизмы)

Замена звука р звуком л. Язык при звуке л, как и при р, поднят кверху, но кончик его, вместо того чтобы вибрировать, крепко прижимается к верхним резцам или к нёбу за ними, боковые края языка опущены, воздушная струя расходится по обеим сторонам языка. Фразу Рому разбудил удар грома ребенок произносит так:

«Лому лазбудил удал глома».

Замена звука р звуком / (и). Когда ребенок произносит звук / вместо звука р, у него поднимается средняя часть спинки языка, т. е. язык выгибается дугой, а кончик остается внизу неподвижным. Такое положение языка легко увидеть, если предложить ребенку сказать несколько раз протяжно звукосочетание рррааа. У него бу­дет получаться «jjjaaa», мы заметим, что спинка языка подни­мается, а кончик опущен. Звук /, которым заменяется р, в сочета­нии со звуком а дает я, в сочетании со — ё, с э — е, с у ю. Вот почему воспитатели и родители при этом дефекте считают, что ребенок заменяет р на я, ё, е, ю. Ребенок говорит так: «Ему язбудил удай гьёма».

Замена звука р звуком ы. При этой замене активную роль в ар­тикуляции играет задняя часть спинки языка — она поднимается и оттягивается назад, а кончик языка опущен и оттянут в глубь рта. Чтобы увидеть положение языка ребенка, можно предложить ему, широко открывая рот, произнести слитно звукосочетание ара. Будет видно, что после звука а язык отодвигается назад и задняя часть его спинки поднимается вверх. Фраза Рому разбудил удар грома будет звучать так: «Ыому ыазбудил удаы гыома».

Замена звука р звуком г.

В артикуляции активное участие принимает задняя часть спинки языка, которая круто поднимается вверх и смыкается с мягким нёбом — в этот момент слышится звук г, переходящий в х при опускании задней части спинки языка. Ребенок говорит: «Гхому гхазбудил удагх гхома».

Замена звука р звуком в. При этой замене артикуляция звука р осуществляется не языком, а нижней губой, которая поднима­ется к верхним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воздушная струя. Язык не принимает участия в произношении. Мы слышим: «Вому вазбудил удав гвома».

Исправление параротацизмов на подготовительном этапе идет одновременно в нескольких направлениях: различе­ние на слух звука р и его заменителя, усвоение разницы в их арти­куляции; овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики, игровых приемов, подражания об­разцу.

Постановка звукар при замене его другими звуками осуществляется теми же приемами, что и при отсутствии. Однако надо учитывать такие особенности:

при замене звука р звуком г необходимо, внимательно слушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка;

при замене звука р звуком в не следует вызывать р проторный, так как последний сходен с в по способу образования (при в образуется щель между нижней губой и верхними рез­цами, при р проторном образуется щель между кончиком языка и альвеолами) и ребенок может смешивать эти звуки.

Автоматизация звука р проводится так же, как и при его отсутствии (в словах, фразах, стихотворениях). Однако этим этапом работа по исправлению р при параротацизмах не заканчи­вается.

Необходимо провести дифференциацию звука р и его заменителя, иначе при обучении письму может снова возник­нуть замена р на л или /, Ыу г, в.

Вопросы и задания

1. Нарушения каких звуков называются ротацизмами?

2. В чем отличие ротацизмов от параротацизмов?

3. Какие виды ротацизмов вы знаете?

4. Какие виды параротацизмов вам известны?

5. Каким этапом и почему заканчивается коррекционная работа при ротациз-мах и параротацизмах?

6. Какие основные приемы исправления звука р вы знаете?

7. Каковы особенности проявления горлового произношения звука р и его исправления?

8. Каковы особенности проявления бокового произношения звука р и его исправления?

9. Каковы особенности носового произношения звука р и его исправления?

10. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков р и / (по образ­цу таблицы на звук с). Продумайте наиболее рациональный способ коррекции р.

11. Подберите материал для дифференции звуков р и / в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

12. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков р и ы. Продумай­те наиболее рациональный способ коррекции р.

13. Подберите материал для дифференциации звуков р и ы в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

14. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков риг. Продумай­те наиболее рациональный способ коррекции р.

15. Подберите материал для дифференциации звуков р и г в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

16. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков р и в. Продумай­те наиболее рациональный способ коррекции р.

17. Подберите материал для дифференциации звуков р и в в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

КАППАЦИЗМЫ

Недостатки произношения заднеязычных звуков к, к', г, г\ X, к объединяются общим названием — каппацизмы. (Иногда их подразделяют на три группы: каппацизмы — нарушения зву­ков к, к', гаммацизмы — нарушения звуков г, г\ хитиэмы — на­рушения звуков х, х'.}

К каппацизмам относятся отсутствие звуков к, к, г, г, х, х и искажения (например, носовой или боковой или др.) Дм Если фонемы к, к, г, г, х, х заменяются другими фонемами, Например: кт (кот — «тот»), г — д {гном — «дном»), х — т || (хата—«тата»), такие нарушения называются паракаппациз- 1|, (дами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.