Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Материал для обследования
Материал подбирает воспитатель и правильно оформляет его. Для обследования звукопроизношения надо иметь предметные картинки на определенные звуки. Часто этот материал оформляют в виде альбомов. На одной странице альбома обычно наклеивают 6—9 картинок. Но когда их предлагают ребенку, у него рассеивается внимание. Кроме того, даже если ясно, как ребенок произносит звук, все картинки приходится досматривать до конца, поскольку это ему интересно. К тому же картинки, наклеенные в альбом, не могут быть в дальнейшем использованы как раздаточный материал. Целесообразнее вкладывать картинки в конверты. Воспитатель подбирает их так, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине и конце слова, поскольку в разных позициях один и тот же звук произносится не одинаково. Картинки должны быть красочными и доступными как по содержанию, так и по исполнению. Картинки подбираются для проверки следующих групп звуков: 1 -я группа — звонкие с о г л а с н ы е, в, б, д, г: В — валенки, вата, вилка, вишни, ванна, волк, веник, ведро, сова, павлин. Б — банка, бутылка, батон, бублик, боты, ботинки, бабочка, булавка, букет, бананы, бубен. Д — дом. дым, девочка, дождь, дыня, дудочка, диван, дедушка, удочка, лебеди. Г — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета. 2-я группа — свистящие с, с\ з, з\ ц:
С — собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска, аист, носки, капуста, насос, глобус, автобус, лес, фикус, пылесос. С’ — листья, письмо, сосиски, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси. 3 — зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, Незнайка, ваза, коза, роза, береза. 3' — земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, землеройка, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел. Ц — огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпленок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюдце, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл. 3-я группа — ш и п я щ и е ш, ж, ч, щ: Ш — шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катушка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш. Ж — жук, жаба, желуди, жакет, журавль, жеребенок, жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, крыжовник, пожарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи, ужи. Ч — мяч, луч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чулки, чайник, чемодан, черепаха. Щ — щенок, щегол, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, клещи, ящерица, каменщик, часовщик, уборщица, плющ, лещ, скорая помощь. 4-я группа — сонорные л, л', р, р', j: Л— лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, белка, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, пол, дятел, футбол. •У — лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок, телефон, вафли, туфли, бинокль. Р — рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, Буратино, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор. Р’ — ремень, редиска, репа, река, рюкзак, варежки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири, три. / в конце и начале слога: / — скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воробей, сарай, муравей, трамвай. ja — ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья, змея. ]э — ели, ежи, ежевика, боец, поезд, наездник, платье. jo — ежик, елка, клеенка, приемник, белье, ружье. fy — юбка, юла, Юра, Юля, юрта. 5-я группа — заднеязычные/с, к', г, г\ х: К — колесо, конь, кот, кофта, конфета, клоун, лейка, юбка, кубики, клубок, веник, колобок, паук, танк.
К' — кит, кеды, кепка, букет, валенки, утки, санки, маки. Г — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета. Г' — георгин, бегемот, флаги, сапоги, ноги. Х — халат, хобот, хлопушка, хвост, муха, луноход, петух, подсолнух. 6-я группа — мягкие т’, д\ н': Т' — телефон, тюбик, котенок, паутина, утюг, ботинки, платье, костюм, пять. Д' — дети, диван, леденец, лебеди, гвозди, холодильник. Н' — незабудка, коньки, линейка, ягненок, гнездо, книга, дыня, башня, вишня, камень, конь, огонь. На каждое положение звука в слове (начало, середина, конец) воспитатель подбирает не менее трех картинок, чтобы суметь услышать и записать, как произносит ребенок этот звук. Размер предметных картинок— 10 X 10 см. Картинки меньшего размера можно наклеивать на картон принятого размера. При подборе материала нужно помнить, что звонкие согласные звуки з, ж, в, б, д, г в конце слов и в середине, если за ними идет глухой согласный, оглушаются, т. е. произносятся как соответствующие им парные глухие звуки: з как с (арбуз, березка), ж как ш (нож, ложка), в как ф (морковь, лавка), б как п (столб, коробка), д как г (дед, лодка), г как к (луг, когти). Поэтому не следует брать картинки, где эти звуки находятся в конце или середине слова, когда за ними идет глухой согласный. Надо подбирать картинки так, чтобы звонкий звук находился между двумя согласными (ножи, арбузы) или перед сонорными, звонкими согласными (ножницы). Для проверки- словаря ребенка специальный материал не подбирают. Запас слов и умение воспроизводить их слоговую структуру можно проверять при назывании детьми предметных картинок во время обследования состояния звукопроизношения. При этом учитывают, не делает ли ребенок перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов. В основном же состояние словаря и фразовой речи воспитатель выясняет на занятиях по разным разделам программы. Проверку навыков построения предложений, употребления предлогов, согласования членов предложения в роде, числе, падеже воспитатель может провести, используя сюжетные картинки. Картинки подбираются такие, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов. Давать их надо в порядке нарастающей трудности: из двух слов (Мальчик бежит), из трех слов (Девочка ест яблоко), из четырех слов (Девочка вытирает руки поло' тенцем), больше четырех слов и с предлогами (Мальчик катается на велосипеде по дорожке). ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ Подготовив материал, воспитатель начинает обследование зву-копроизношения. Он отмечает не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается от правильного» воспитатель отмечает, что звук произнесен нечетко. Иногда ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно. В этом случае воспитатель предлагает малышу произнести звук по подражанию. Он говорит: «Летит комарик и звенит — ззз. Позвени и ты, как комарик». Если ребенок, подражая комару, произнесет звук з правильно, это означает, что изолированно произносить звук он может, хотя в речь еще не ввел. В таком случае необходимо лишь закрепление этого звука, т. е. постепенное введение его в слова, фразы. Если ребенок заменит звук другим или произнесет искаженно, значит, этого звука у него еще нет. В этом случае надо сначала вызвать правильный звук и лишь потом вводить его в речь. При обследовании педагог обращает внимание на темп речи детей, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Все недостатки надо отмечать. Детей, у которых еще не сформирована связная речь, обследуют с помощью сюжетных картинок. Воспитатель уточняет ошибки, встречающиеся в оформлении ребенком фразы: неправильное построение предложений, нарушения в согласовании слов в роде, числе, падеже, в управлении и т. д. В процессе обследования нельзя повторять неправильно произнесенные ребенком звуки, слова, фразы. Это его не только травмирует, но и способствует закреплению неправильного произношения. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все ответы детей записывает в тетрадь с указанием даты обследования. В тетради на каждого ребенка отводят одну-две страницы. При обследовании педагог отмечает наличие грубых видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный прикус), поскольку такие дети нуждаются в консультации ортодонта. Затем воспитатель записывает-в тетради состояние звуко-произношения: а) пропуск звука («коова», «ыба»), б) замена звука («колова», «лыба»), в) искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно), г) смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф»). Отмечается также состояние словаря: а) соответствует ли
словарь возрасту; б) правильно ли ребенок произносит слова или искажает их (сокращает, пропускает слоги, звуки, переставляет слоги, звуки, называет только отдельные слоги). Проверяя состояние фразовой речи, воспитатель отмечает: а) как говорит ребенок — фразами или только словами; б) правильно ли строит фразу — согласовывает ли члены предложения в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги и т. д.; в) состояние связной речи — может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т. д. Воспитатель записывает в тетради и другие особенности, встречающиеся в речи ребенка: крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь и т. п. Проведенное обследование позволяет педагогу четко представить общую картину состояния речи каждого ребенка. Составление сводной таблицы дает возможность представить состояние речи детей всей возрастной группы. В этой таблице имеются графы с данными о словаре, фразовой речи и о звуко-произношении каждого ребенка. В графе «Запас слов» воспитатель отмечает, каков запас слов — достаточный или не соответствует возрасту (когда ребенок не знает основных слов, которыми пользуются дети его возраста). В графе «Строение слова» отмечается, как ребенок произносит основные обиходные слова: правильно или сокращает (пропускает звуки, слоги, называет лишь отдельные слоги). В графе «Фразовая речь» отмечается, как говорит ребенок: фразами или отдельными словами, правильно ли строит фразу или нет, согласовывает ли члены предложения в роде, числе и падеже, правильно ли пользуется предлогами. В графе «Звукопроизношение» отмечается следующее: 1) если ребенок произносит звук правильно, в соответствующей клетке ставят плюс (+)'» 2) если ребенок пропускает звук, то в соответствующей клетке ставят минус (—); 3) при замене одного звука другим в соответствующей клетке записывают звук-заменитель; 4) при искажении звука отмечают характер искажения или хотя бы указывают: «Произносит нечетко». В графе «Примечание» записывают, как говорит ребенок: крикливо, тихо, слишком быстро, замедленно, захлебываясь, на вдохе, невнятно, гнусаво, с заиканием и т. д. Если перечисленных отклонений нет, ставится плюс (+)• В подготовительной к школе группе вместо граф «Запас слов» (он к этому возрасту достигает большого объема), «Строение слова» (дети уже овладевают различной структурой слова), «Фразовая речь» (дети уже согласовывают все слова в предложении) дается графа «Дифференциация звуков», где отмечается следующее:
1) если ребенок различает сходные звуки и правильно их употребляет в собственной речи, в соответствующей клетке ставится плюс (+); 2) если ребенок путает сходные звуки, в соответствующей клетке нужно ставить минус (—). В течение года воспитатель отмечает в таблице различными условными знаками все изменения в речи детей, и это наглядно показывает результаты его работы. Например, когда ребенок начинает различать и правильно употреблять сходные звуки, в соответствующей графе минус (—) заменяется плюсом (+)• Желательно новые пометки делать карандашом другого цвета, чтобы нагляднее была представлена динамика развития речи детей. РАБОТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ После подведения итогов по обследованию в конце сентября или начале октября воспитатель проводит родительское собрание. Он знакомит родителей с состоянием речи их детей; объясняет, что неправильное произношение звуков может закрепиться, отразиться на письме при обучении грамоте; рассказывает, каковы функции родителей в воспитании у ребенка правильного произношения. С родителями, у детей которых выявлены более серьезные нарушения в словаре, во фразовой речи, в темпе и ритме речи и т. д., воспитатель беседует отдельно, рекомендует им обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания. Сам педагог также поддерживает связь с логопедом, показывает ему детей, если возникает необходимость, направляет их в специализированный детский сад (для детей с недостатками речи). По мере необходимости он обеспечивает консультацию врачей разных специальностей: невропатолога, отоларинголога, ортодонта и др. Во всей своей дальнейшей работе педагог учитывает особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво, используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывает у детей правильную речь. Вопросы 1. Каковы общие принципы обследования речи детей? 2. Как подбирается материал для обследования? 3. На что должен обращать внимание воспитатель в процессе обследования? 4. Как оформляются результаты обследования? 5. Какую работу и с кем проводит воспитатель после обследования речи детей? АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
'Вечность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка. Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (при звуках с, з, q), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (при звуках ш, ж, щ). Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: а) опущен за нижние зубы—«Почистим зубы» (см. с. 103), б) поднят вверх — «Маляр», «Грибок», «Гармошка» (см. с. 105). После того как каждое положение будет отработано, дается упражнение на переключение с одного положения на другое—«Качели» (см. с. 106). Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому нёбу (при звуке и и мягких согласных). Для выработки подъема средней части спинки языка выполняют упражнение «Киска сердится». Детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед. Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (при зву- ке х). Для отработки этих движений служат упражнения «Пароход гудит» (см. с. 106), «Прятки» (см. с. 175). Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при звуках и, э, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (при звуке л); язык может сужаться и боковые края его не будут касаться коренных зубов (при звуках о, у). Таким образом, язык может быть: а) широким, распластанным — для отработки этого положения служат упражнения «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье» (см. с. 104); б) узким—сужению языка способствуют упражнения «Часики», когда дети при приоткрытом рте делают движения кончиком языка от одного угла рта к другому, и «Достань леденец»: детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца; при этом надо следить, чтобы губы были неподвижны. В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке у), округляться (при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (при звуках и, с, Зу ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (при звуках ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках ф, в). Выработке подвижности губ способствуют упражнения «Кто лучше сделает дудочку?» (см. с. 24), «Кто умеет улыбаться?» {см. с. 161), «Построим забор» (см. с. 163). Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков (см. упражнения «Пароход гудит», «Качели», с. 106). Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки м, м\ н, н\ Если мягкое нёбо поднято, а маленький язычок прижимается к задней стенке глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые звуки (все звуки, кроме м, м\ н, н'). Развитию подвижности мягкого нёба способствуют упражнения типа «Подуть на одуванчики», «Ветер срывает листок» (покашлять с открытым ртом на листок, подвешенный на ниточке). Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносится не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их — координирована.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого,, правильного произношения всех звуков. Первый комплекс и включает эти основные упражнения. 1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. 2. Вытягивание губ вперед трубочкой. 3. Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой. 4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки. 5. Язык широкий. 6. Язык узкий. 7. Чередование положений языка: широкий — узкий. 8. Подъем языка за верхние зубы. 9. Чередование движений языка вверх-вниз. Ю. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам. После отработки упражнений первого комплекса воспитатель в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их. Второй комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков (см. 102). Третий комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков (см. 103). Четвертый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука л (см. 105). Пятый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука р (см. 107). В течение года во всех возрастных группах педагог использует указанные выше комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными. f23 С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата. В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики. В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому можно проводить упражнения в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков (свистящие, шипящие, л, р) воспитатель может закончить артикуляционную гимнастику звукоподражанием на отрабатываемый звук. В подготовительной к школе группе (и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей): а) гласных: и — у, э — Of и — о, э — у, и — э, у — о; б) длительных и взрывных согласных: м — б, н — г; в) носовых и сонорных: м — л, н — л; г) губных и язычных: б — д, ф — х\ д) взрывных и щелевых:
|