Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материал для обследования






Материал подбирает воспитатель и правильно оформляет его. Для обследования звукопроизношения надо иметь предметные картинки на определенные звуки. Часто этот материал оформля­ют в виде альбомов. На одной странице альбома обычно накле­ивают 6—9 картинок. Но когда их предлагают ребенку, у него рассеивается внимание. Кроме того, даже если ясно, как ребе­нок произносит звук, все картинки приходится досматривать до конца, поскольку это ему интересно. К тому же картинки, наклеенные в альбом, не могут быть в дальнейшем использованы как раздаточный материал.

Целесообразнее вкладывать картинки в конверты. Воспита­тель подбирает их так, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине и конце слова, поскольку в разных позициях один и тот же звук произносится не одинаково. Кар­тинки должны быть красочными и доступными как по содержа­нию, так и по исполнению.

Картинки подбираются для проверки следующих групп звуков:

1 -я группа — звонкие с о г л а с н ы е, в, б, д, г:

В — валенки, вата, вилка, вишни, ванна, волк, веник, ведро,

сова, павлин.

Б — банка, бутылка, батон, бублик, боты, ботинки, бабочка,

булавка, букет, бананы, бубен.

Д — дом. дым, девочка, дождь, дыня, дудочка, диван, де­душка, удочка, лебеди.

Г — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка,

газета.

2-я группа — свистящие с, с\ з, з\ ц:

 

С — собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска, аист, носки, капуста, насос, глобус, автобус, лес, фикус, пылесос.

С — листья, письмо, сосиски, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси.

3 — зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, зана­веска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, Незнайка, ваза, коза, роза, береза.

3' земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, землеройка, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел.

Ц — огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпле­нок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюдце, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл.

3-я группа — ш и п я щ и е ш, ж, ч, щ:

Ш — шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подуш­ка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катушка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш.

Ж — жук, жаба, желуди, жакет, журавль, жеребенок, жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, крыжовник, пожар­ник, ножницы, ежи, лыжи, ножи, ужи.

Ч — мяч, луч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чулки, чайник, че­модан, черепаха.

Щ — щенок, щегол, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, кле­щи, ящерица, каменщик, часовщик, уборщица, плющ, лещ, ско­рая помощь.

4-я группа — сонорные л, л', р, р', j:

Л— лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, бел­ка, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, пол, дятел, футбол.

•У — лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок, телефон, вафли, туфли, бинокль.

Р — рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, Буратино, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор.

Р ремень, редиска, репа, река, рюкзак, варежки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири, три.

/ в конце и начале слога:

/ — скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воробей, са­рай, муравей, трамвай.

ja ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья, змея.

ели, ежи, ежевика, боец, поезд, наездник, платье. jo ежик, елка, клеенка, приемник, белье, ружье. fy юбка, юла, Юра, Юля, юрта. 5-я группа — заднеязычные/с, к', г, г\ х:

К — колесо, конь, кот, кофта, конфета, клоун, лейка, юбка,

кубики, клубок, веник, колобок, паук, танк.

 

К' кит, кеды, кепка, букет, валенки, утки, санки, маки. Г — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка,

газета.

Г' георгин, бегемот, флаги, сапоги, ноги. Х — халат, хобот, хлопушка, хвост, муха, луноход, петух,

подсолнух.

6-я группа — мягкие т, д\ н':

Т' телефон, тюбик, котенок, паутина, утюг, ботинки, платье,

костюм, пять.

Д' — дети, диван, леденец, лебеди, гвозди, холодильник.

Н' незабудка, коньки, линейка, ягненок, гнездо, книга, дыня, башня, вишня, камень, конь, огонь.

На каждое положение звука в слове (начало, середина, ко­нец) воспитатель подбирает не менее трех картинок, чтобы су­меть услышать и записать, как произносит ребенок этот звук. Размер предметных картинок— 10 X 10 см. Картинки меньшего размера можно наклеивать на картон принятого размера.

При подборе материала нужно помнить, что звонкие соглас­ные звуки з, ж, в, б, д, г в конце слов и в середине, если за ними идет глухой согласный, оглушаются, т. е. произносятся как соответ­ствующие им парные глухие звуки: з как с (арбуз, березка), ж как ш (нож, ложка), в как ф (морковь, лавка), б как п (столб, коробка), д как г (дед, лодка), г как к (луг, когти). Поэтому не следует брать картинки, где эти звуки находятся в конце или середине слова, когда за ними идет глухой согласный. Надо подбирать картинки так, чтобы звонкий звук находился между двумя согласными (ножи, арбузы) или перед сонорными, звон­кими согласными (ножницы).

Для проверки- словаря ребенка специальный материал не подбирают. Запас слов и умение воспроизводить их слоговую структуру можно проверять при назывании детьми предметных картинок во время обследования состояния звукопроизношения. При этом учитывают, не делает ли ребенок перестановок в сло­вах, пропусков слогов, сокращений слов. В основном же состоя­ние словаря и фразовой речи воспитатель выясняет на занятиях по разным разделам программы. Проверку навыков построения пред­ложений, употребления предлогов, согласования членов предло­жения в роде, числе, падеже воспитатель может провести, ис­пользуя сюжетные картинки. Картинки подбираются такие, что­бы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов. Давать их надо в порядке нарастающей трудности: из двух слов (Мальчик бежит), из трех слов (Девоч­ка ест яблоко), из четырех слов (Девочка вытирает руки поло' тенцем), больше четырех слов и с предлогами (Мальчик ката­ется на велосипеде по дорожке).

ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Подготовив материал, воспитатель начинает обследование зву-копроизношения. Он отмечает не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается от правильного» воспита­тель отмечает, что звук произнесен нечетко. Иногда ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно. В этом случае воспитатель предлагает малы­шу произнести звук по подражанию. Он говорит: «Летит кома­рик и звенит — ззз. Позвени и ты, как комарик». Если ребенок, подражая комару, произнесет звук з правильно, это означает, что изолированно произносить звук он может, хотя в речь еще не ввел. В таком случае необходимо лишь закрепление этого звука, т. е. постепенное введение его в слова, фразы. Если ребе­нок заменит звук другим или произнесет искаженно, значит, этого звука у него еще нет. В этом случае надо сначала вызвать правильный звук и лишь потом вводить его в речь.

При обследовании педагог обращает внимание на темп речи детей, четкость, правильность произношения слов, звонкость го­лоса. Все недостатки надо отмечать.

Детей, у которых еще не сформирована связная речь, обсле­дуют с помощью сюжетных картинок. Воспитатель уточняет ошиб­ки, встречающиеся в оформлении ребенком фразы: неправиль­ное построение предложений, нарушения в согласовании слов в роде, числе, падеже, в управлении и т. д.

В процессе обследования нельзя повторять неправильно произ­несенные ребенком звуки, слова, фразы. Это его не только трав­мирует, но и способствует закреплению неправильного произ­ношения.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все отве­ты детей записывает в тетрадь с указанием даты обследования. В тетради на каждого ребенка отводят одну-две страницы. При обследовании педагог отмечает наличие грубых видимых дефек­тов в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зуб­ного ряда, неправильный прикус), поскольку такие дети нужда­ются в консультации ортодонта.

Затем воспитатель записывает-в тетради состояние звуко-произношения: а) пропуск звука («коова», «ыба»), б) замена звука («колова», «лыба»), в) искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно), г) смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф»).

Отмечается также состояние словаря: а) соответствует ли

 

словарь возрасту; б) правильно ли ребенок произносит слова или искажает их (сокращает, пропускает слоги, звуки, пере­ставляет слоги, звуки, называет только отдельные слоги).

Проверяя состояние фразовой речи, воспитатель отмечает:

а) как говорит ребенок — фразами или только словами; б) пра­вильно ли строит фразу — согласовывает ли члены предложе­ния в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги и т. д.; в) со­стояние связной речи — может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т. д.

Воспитатель записывает в тетради и другие особенности, встре­чающиеся в речи ребенка: крикливая, слишком быстрая, за­хлебывающаяся, невнятная речь и т. п.

Проведенное обследование позволяет педагогу четко пред­ставить общую картину состояния речи каждого ребенка.

Составление сводной таблицы дает возможность представить состояние речи детей всей возрастной группы. В этой таблице имеются графы с данными о словаре, фразовой речи и о звуко-произношении каждого ребенка.

В графе «Запас слов» воспитатель отмечает, каков запас слов — достаточный или не соответствует возрасту (когда ре­бенок не знает основных слов, которыми пользуются дети его возраста).

В графе «Строение слова» отмечается, как ребенок произ­носит основные обиходные слова: правильно или сокращает (про­пускает звуки, слоги, называет лишь отдельные слоги).

В графе «Фразовая речь» отмечается, как говорит ребенок:

фразами или отдельными словами, правильно ли строит фразу или нет, согласовывает ли члены предложения в роде, числе и падеже, правильно ли пользуется предлогами.

В графе «Звукопроизношение» отмечается следующее:

1) если ребенок произносит звук правильно, в соответству­ющей клетке ставят плюс (+)'»

2) если ребенок пропускает звук, то в соответствующей клет­ке ставят минус (—);

3) при замене одного звука другим в соответствующей клет­ке записывают звук-заменитель;

4) при искажении звука отмечают характер искажения или хотя бы указывают: «Произносит нечетко».

В графе «Примечание» записывают, как говорит ребенок:

крикливо, тихо, слишком быстро, замедленно, захлебываясь, на вдохе, невнятно, гнусаво, с заиканием и т. д. Если перечислен­ных отклонений нет, ставится плюс (+)•

В подготовительной к школе группе вместо граф «Запас слов» (он к этому возрасту достигает большого объема), «Строение слова» (дети уже овладевают различной структурой слова), «Фра­зовая речь» (дети уже согласовывают все слова в предложении) дается графа «Дифференциация звуков», где отмечается следую­щее:

 

1) если ребенок различает сходные звуки и правильно их

употребляет в собственной речи, в соответствующей клетке ста­вится плюс (+);

2) если ребенок путает сходные звуки, в соответствующей клетке нужно ставить минус (—).

В течение года воспитатель отмечает в таблице различными условными знаками все изменения в речи детей, и это наглядно показывает результаты его работы. Например, когда ребенок начинает различать и правильно употреблять сходные звуки, в соответствующей графе минус (—) заменяется плюсом (+)• Желательно новые пометки делать карандашом другого цвета,

чтобы нагляднее была представлена динамика развития речи детей.

РАБОТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ

После подведения итогов по обследованию в конце сентября или начале октября воспитатель проводит родительское собрание. Он знакомит родителей с состоянием речи их детей; объясняет, что неправильное произношение звуков может закрепиться, от­разиться на письме при обучении грамоте; рассказывает, каковы функции родителей в воспитании у ребенка правильного произ­ношения. С родителями, у детей которых выявлены более серьез­ные нарушения в словаре, во фразовой речи, в темпе и ритме речи и т. д., воспитатель беседует отдельно, рекомендует им обра­титься к логопеду и строго выполнять все его указания. Сам педа­гог также поддерживает связь с логопедом, показывает ему детей, если возникает необходимость, направляет их в специализирован­ный детский сад (для детей с недостатками речи). По мере необ­ходимости он обеспечивает консультацию врачей разных спе­циальностей: невропатолога, отоларинголога, ортодонта и др. Во всей своей дальнейшей работе педагог учитывает особен­ности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво, исполь­зуя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывает у детей правильную речь.

Вопросы

1. Каковы общие принципы обследования речи детей?

2. Как подбирается материал для обследования?

3. На что должен обращать внимание воспитатель в процессе обследования?

4. Как оформляются результаты обследования?

5. Какую работу и с кем проводит воспитатель после обследования речи детей?

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Мы правильно произносим различные звуки как изолирован­но, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

 

 

'Вечность, сила и дифференцированность этих движений раз­виваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятель­ности.

Работа по развитию основных движений органов артикуля­ционного аппарата проводится в форме артикуляционной гим­настики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полно­ценных движений и определенных положений органов артикуля­ционного аппарата, необходимых для правильного произношения

звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подби­рать произвольно. Следует предусматривать те движения и поло­жения органов артикуляционного аппарата, в результате кото­рых образуются звуки, составляющие фонетическую систему дан­ного языка.

Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и зад­нюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка, и боковые края перед­ней и средней частей языка, так как от их работы зависит качест­во звуков.

Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за ниж­ние зубы (при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке р). Перед­няя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (при звуках с, з, q), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образо­вывать щель с твердым нёбом (при звуках ш, ж, щ). Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:

а) опущен за нижние зубы—«Почистим зубы» (см. с. 103), б) под­нят вверх — «Маляр», «Грибок», «Гармошка» (см. с. 105). После того как каждое положение будет отработано, дается упражне­ние на переключение с одного положения на другое—«Каче­ли» (см. с. 106).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движе­ниях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому нёбу (при звуке и и мяг­ких согласных). Для выработки подъема средней части спин­ки языка выполняют упражнение «Киска сердится». Детям пред­лагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верх­ними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдви­гались вперед.

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (при зву-

ке х). Для отработки этих движений служат упражнения «Паро­ход гудит» (см. с. 106), «Прятки» (см. с. 175).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней по­верхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при звуках и, э, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р); могут опус­каться и пропускать струю воздуха вбок (при звуке л); язык может сужаться и боковые края его не будут касаться корен­ных зубов (при звуках о, у). Таким образом, язык может быть:

а) широким, распластанным — для отработки этого положения служат упражнения «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье» (см. с. 104); б) узким—сужению языка способствуют упражнения «Часики», когда дети при приоткрытом рте делают движения кончиком языка от одного угла рта к другому, и «До­стань леденец»: детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца; при этом надо следить, чтобы губы были неподвижны.

В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке у), округлять­ся (при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (при звуках и, с, Зу ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (при звуках ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зу­бам (при звуках ф, в). Выработке подвижности губ способствуют упражнения «Кто лучше сделает дудочку?» (см. с. 24), «Кто умеет улыбаться?» {см. с. 161), «Построим забор» (см. с. 163).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков (см. упражнения «Пароход гудит», «Качели», с. 106).

Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки м, м\ н, н\ Если мягкое нёбо поднято, а маленький язычок прижимается к зад­ней стенке глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые звуки (все звуки, кроме м, м\ н, н'). Развитию подвижности мягкого нёба способствуют упражнения типа «Подуть на оду­ванчики», «Ветер срывает листок» (покашлять с открытым ртом на листок, подвешенный на ниточке).

Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каж­дый орган занимает определенное положение. В речи звуки про­износится не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое поло­жение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добить­ся, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их — координирована.

 

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

Целенаправленные упражнения помогают подготовить арти­куляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нуж­ных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отра­ботки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого,, правильного произношения всех звуков.

Первый комплекс и включает эти основные упраж­нения.

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положе­нии улыбки.

5. Язык широкий.

6. Язык узкий.

7. Чередование положений языка: широкий — узкий.

8. Подъем языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка вверх-вниз.

Ю. Чередование следующих движений языка (при опущен­ном кончике): отодвигать язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам.

После отработки упражнений первого комплекса воспитатель в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их.

Второй комплекс. Упражнения, способствующие выра­ботке движений и положений органов артикуляционного аппара­та, необходимых для правильного произношения свистящих зву­ков (см. 102).

Третий комплекс. Упражнения, способствующие вы­работке движений и положений органов артикуляционного ап­парата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков (см. 103).

Четвертый комплекс. Упражнения, подготавливаю­щие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука л (см. 105).

Пятый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука р (см. 107).

В течение года во всех возрастных группах педагог исполь­зует указанные выше комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

f23

С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений неве­лик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движе­ния органов артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики исполь­зуются игровые приемы. На основе приобретенных детьми прос­тейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повы­шаются и требования к выполнению артикуляционной гимна­стики.

В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с од­ного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение ор­гана артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильны­ми, привычными, поэтому можно проводить упражнения в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков (свистящие, шипящие, л, р) воспитатель может закончить артикуляционную гимнастику звукоподражанием на отрабатывае­мый звук.

В подготовительной к школе группе (и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правиль­ное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей): а) гласных: и у, э — Of и — о, э — у, иэ, у — о; б) длительных и взрывных согласных: м б, н — г; в) носовых и сонорных: м л, н — л;

г) губных и язычных: бд, ф — х\ д) взрывных и щелевых:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.