Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь звуков русского языка






Ознакомление с системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы создают базу для появления в речи ре­бенка других, более сложных по артикуляции звуков. Знания о взаимосвязи и взаимозависимости звуков русского языка игра­ют большую роль в практической работе логопеда.

Зная, как связаны группы звуков между собой, например, что общего в артикуляции свистящих и шипящих или свистя­щих и р, логопед (воспитатель) решает, с какой группы звуков лучше начать коррекционную работу, если нарушено несколь­ко групп звуков. Понимание связи между звуками внутри любой группы (например, между с, з, ц, с', з' — в группе свистящих или между в, з, ж, б, д, г в группе звонких) дает логопеду возможность решить, какой звук и почему является основным, базовым, в данной группе и в какой последовательности прово-дить коррекционную работу. Рассмотрим это «а примере перед­неязычных щелевых звуков из двух групп: свистящих — с, з и шипящих — ш, ж.

Для правильного произнесения этих звуков должна быть сформирована длительная направленная воздушная струя, иду­щая посередине языка в щель, образованную между передней частью спинки языка и альвеолами. Дети не сразу овладевают этими звуками. Отдельные навыки у них вырабатываются при овладении звуками ф и в, которые также относятся к щелевым. При произнесении ф и в образуется легко видимая щель между нижней губой и верхними резцами, в которую выходит воздуш­ная струя. Эти звуки наиболее легки для произношения. Одна­ко у детей трех лет артикуляция звуков ф и в часто бывает неточ­ной. При их произнесении углы нижней губы неплотно примыкают к верхним резцам, и струя воздуха вместо узкой, направленной, бывает рассеянной, иногда часть воздуха уходит в щеки. Форми­руя у ребенка направленную воздушную струю, идущую посере­дине языка, и отрабатывая ясное произношение звуков ф, в сна­чала изолированных, затем в словах и фразах, мы организуем речевой выдох, вырабатываем плавную длительную воздушную струю, необходимую также и для щелевых звуков с, з, ш, ж.

С другой стороны, навыки артикуляции тех же щелевых пе­реднеязычных звуков с, з, ш, ж вырабатываются на более прос­тых переднеязычных звуках и, э, т, д, н.

Положение языка при артикуляции гласных и, э подобно положению языка при артикуляции с, з. У детей трех-четырех лет иногда при произношении звуков у, э кончик языка отходит назад, вместо того чтобы касаться нижних резцов, или же бывает опущен один из боковых краев языка.

При звуках г, д, н язык поднимается за верхние зубы, как и при звуках ш, ж. Дети же часто произносят звуки г, д, н при межзубном положении кончика языка (или кончик языка упи­рается в узкую щель между передними резцами, вместо того чтобы подниматься за верхние зубы). Добиваясь правильного поло­жения языка за нижними зубами при звуках у, э и подъема язы­ка за верхние зубы при звуках г, д, н, а также ясного произноше­ния изолированных звуков г, д, н, и, э, мы подготавливаем органы артикуляционного аппарата для правильного произношения дру­гих, более сложных переднеязычных звуков: с, з, ш, ж. Уточняя же их произношение в словах и фразах, мы не только формиру­ем произносительные навыки, но и вырабатываем у ребенка ориен­тировку в звуковой стороне языка.

Таким образом, добиваясь у детей четкого произношения гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, созда­ют базу для появления звуков, более сложных по артикуляции.

Вопросы и задания

1. Какую роль в формировании и исправлении звукопроизношения играет взаимосвязь звуков русского языка?

2. Покажите взаимосвязь между звуками ф, и и звуком с, звуком г и звуком ш.

Основной принцип формирования правильного произ­ношения

В основу работы по формированию звукопроизношения долж­на быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Начинать следует не с наиболее часто нарушаемых у детей звуков: с, ш, р, л н др., а с простых: и, ф, т, ы и др., артикуляция которых содержит в себе элементы артикуля­ции сложных звуков. Последовательно отрабатывая четкое произ­ношение всех гласных и согласных звуков, добиваются посте­пенного усвоения ребенком фонематической системы языка.

Хотя к трем-четырем годам у ребенка, как правило, бывает сформирована артикуляционная база почти всех звуков, рабо­та над ними продолжается в плане осознания звуковой стороны языка. Такая работа не только помогает формированию правиль­ного звукопроизношения, но и воспитывает умение выделять звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематическо­го слуха и звукового анализа слов. Все это дает ребенку возмож­ность познавать языковую действительность.

Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков (проводятся начиная со второй младшей группы и кончая старшей), а также по дифференциации звуков одновременно гото­вят детей к обучению грамоте. В процессе этих занятий у ребенка вырабатываются и кинестетические ощущения (ощущения дви­жения и положения органов артикуляционного аппарата), что помогает ему овладеть правильной артикуляцией звуков.

Итак, в основе работы по усвоению детьми фонематической системы языка лежат отработка (в определенной последователь­ности) гласных и согласных звуков и развитие умения диффе­ренцировать звуки по их основным артикуляционным и акусти­ческим признакам. Это способствует формированию правильно­го звукопроизношения, т. е. является профилактическим направ­лением логопедической работы в детском саду. Но очень важно и второе направление — коррекция различных нарушений речи. Наиболее частыми дефектами речи, встречающимися у воспи­танников дошкольных учреждений общего типа, являются наруше­ния звукопроизношения. Их исправление наиболее доступно для воспитателя.

Вопросы

1. Что является основой профилактического направления логопедической ра­боты в детском саду?

2. Чему способствует последовательная отработка звуков?

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Самыми распространенными недостатками речи у детей до­школьного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с', з, з', ц), шипящие (ш ж, ч, щ), сонорные (л, л, р, р', й) заднеязычные (к, к', г, г', х, х'), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т', У, н').

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (ча­стичное), или мономорфное. У других детей нарушают­ся одновременно две или несколько групп звуков, например, ши­пящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

— искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;

— отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произ­носить его. Например: «коова» {корова};

замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» {корова).

Причиной искаженного произношения звуков обычно явля­ется недостаточная сформированность или нарушения артикуля­ционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно язы­ком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые ав­торы дают им определение антропофонические или моторные), так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фоне­тической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между р и л). Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им опре­деление фонологические или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл

слова. Например, рак звучит как «лак», рожки— как «ложки».

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой — искажаются. Например, свистящие с, з, ц заме­няются звуками г, д (собака — «тобака», заика — «дайка», цап­ля— «тапля»), а звук р искажается. Такие нарушения называ­ются фонетико-фонематическими.

Знание форм нарушения звуков помогает определить мето­дику работы с детьми. При фонетических нарушениях звуко­произношения больше внимания уделяют развитию артикуляцион­ного аппарата, мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха.

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образован­ными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

— фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические — парасигматизмы — от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с;

— фонетические нарушения звуков лил' называются ламб- дацизмы, а фонематические — параламбдацизмы — от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л;

фонетические нарушения звуков р и р' называются рота-цизмы, а фонематические — параротацизмы — от названия гре­ческой буквы ро, обозначающей звук р;

фонематические нарушения звука / называются -йотацизмы, а фонематические — парайотацизмы — от названия греческой буквы йота, обозначающей звук /';

— фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы, а фонематические — паракаппацизмы — от назва­ния греческой буквы каппа, обозначающей звук к.

Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных тер­минов не имеют — их называют:

— дефекты озвончения;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.