Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замена звуков к, к' г, г', х, х' другими звуками






Наиболее часто заднеязычные звуки к, г, х заменяются пе­реднеязычными т, д. Обычно к и х заменяются звуком г, а гд. Речь ребенка звучит так: «Татя татает том» (Катя катает ком), «Дуси дромто додочут» (Гуси громко гогочут), «Мута летала отоло ута» (Муха летала около уха). Взрослые и дети без труда замечают такое дефектное произношение. Можно легко увидеть и неправиль­ную артикуляцию. Попросив ребенка произнести, например, слово гамак, воспитатель увидит, как у него в начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находиться внизу, а подниматься должна задняя часть языка). Этот недостаток мо­жет сказаться и на письменной речи (происходит замена букв к, х на г, а г на <?), если не будет своевременно проведена ра­бота по исправлению и дифференциации этих звуков.

Подготовительный этап. Кроме упражнений, помо­гающих выработать подъем задней части языка к нёбу, следует проводить работу по дифференциации на слух звуков k) г, х и их заменителей. Для этого используются картинки-символы. На звук к можно подобрать картинку с изображением тучи, из кото­рой идет дождь; на звук г — картинку с изображением железно­дорожного вагона. Воспитатель говорит: «Капли капают: к-к-к..., колеса вагона стучат: т-т-т.... Сейчас я буду называть эти звуки, а ты — показывать соответствующие картинки». Для дифферен­циации звуков гд можно подобрать такие картинки: гусь вы­тянул шею, раскрыл клюв (он кричит: г-г-г), барабан с палоч­ками (барабанная дробь: д-д-д}. После того как ребенок научит­ся различать на слух звуки гид, можно приступать к постанов­ке заднеязычных звуков.

Постановка звуков. Воспитатель показывает перед

 

зеркалом различия в положении языка при произнесении зву­ков к («Капли капают») и т («Колеса вагона стучат»). Когда ре­бенок освоит движения вверх кончиком языка (при г) и «хвости­ком» языка (при к), педагог пробует вызвать к по подража­нию. Если это не получается, звуки к, г, х ставят с механи­ческой помощью, как при их отсутствии.

Автоматизация звуков проводится последователь­но в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах.

Заканчивается работа этапом дифференциации по­ставленного звука и звука-заменителя: кт, гд, х т. При этом педагог обращает внимание ребенка на различия не только в звучании, но и в артикуляции (какая часть языка работает — кончик или «хвостик»). Дифференциация этих пар звуков про­водится в словам, слогах, предложениях, стихотворениях и расска­зах. Работу можно будет считать законченной лишь тогда, когда ребенок будет постоянно правильно употреблять эти звуки в са­мостоятельной речи.

Вопросы и задания

1. Нарушения каких звуков называются каппацизмами?

2. Чем отличаются каппацизмы от паракаппацизмов?

3. Почему звук к является базовым в группе заднеязычных звуков?

4. Какие виды каппацизмов вы знаете?

5. Какие виды паракаппацизмов вы знаете?

6. Чем отличается работа на подготовительном этапе при каппацизмах от этой же работы при паракаппацизмах?

7. Каким этапом и почему заканчивается работа при каппацизмах и паракаппацизмах? Приведите конкретные примеры.

8. Какой основной способ постановки звука к вы знаете?

9. В какой последовательности ставятся звуки в группе заднеязычных?

10. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков кит (по образ­цу таблицы на звук с).

11. Подберите материал для дифференциации звуков к— т в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

12. Подберите материал для дифференциации звуков г — д в слогах, сло­вах, предложениях и стихотворениях.

РИНОЛАЛИЯ

Одним из нарушений звуковой стороны речи является рино-лалия, которая характеризуется нарушением тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения. Эти недос­татки обусловлены анатомо-физиологическими дефектами речево­го аппарата.

Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринола-лии струя воздуха во время акта речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает вследствие расщепления твердого и мяг­кого нёба, пареза мягкого нёба после дифтерии. Поскольку мягкого нёба нет или его деятельность недостаточна для созда-

ния перегородки между ротовой и носовой полостью, струя возду­ха, не встречая преграды, идет в нос, и речь становится непо­нятной, приобретает носовой оттенок.

Дети с расщеплением твердого или мягкого нёба нуждаются в помощи логопеда как в дооперационный, так и в послеопера­ционный период. В дооперационный период у ребенка подготавли­вают к операции мышцы и ткани, вырабатывают навык направ­лять воздушную струю через рот, вызывают возможные звуки;

в послеоперационный период идет постановка звуков. Пластичес­кую операцию таким детям делают по показанию врача, и обыч­но к школе ребенок, систематически занимаясь у логопеда, полностью исправляет речь.

Воспитатель должен помогать ребенку вводить поставленные логопедом звуки в речь. Кроме того, он может оказать большую помощь ребенку, проводя с ним игры на развитие речевого (ротового) дыхания. Во время артикуляционной гимнастики и за­нятий по звукопроизношению особое внимание надо обращать на выполнение упражнений таким ребенком. Если они у него не полу­чаются, воспитателю следует попросить родителей позаниматься с малышом дома и самому по возможности проводить дополнитель­ные индивидуальные занятия.

При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос (раз­ращения в носу, полипы, искривление носового хода). Носовые звуки м и н заменяются соответственно звуками б и д. Для ис­правления этого недостатка необходимо удаление аденоидов, ле­чение прогреванием и т. п., чтобы дать открытый доступ воз­духу в нос. В дальнейшем необходимы занятия у логопеда.

Воспитатель после операции должен следить, чтобы ребенок закрывал рот и дышал носом. Несколько раз в день с ним можно проделывать следующие упражнения: 1) закрывая пооче­редно то левую, то правую ноздрю, дышать спокойно другой. Рот должен быть закрыт; 2) делать вдох ртом, а выдох носом. Повто­рять это упражнение 3—4 раза; 3) делать вдох носом, выдох ртом. Повторять это упражнение 3—4 раза; 4) петь звук м на мотив любой песни.

Вопросы и задания

1. Дайте определение ринолалии.

2. Какие виды ринолалии вы знаете?

3. Какую помощь может оказать воспитатель логопеду при исправлении ре­чи у ребенка с ринолалией?

ДИЗАРТРИЯ

При дизартрии страдает вся произносительная система речи, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Это

нарушение обусловлено недостаточностью и.ннервации речевого аппарата. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвиж­ность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыха­ния нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Тяжелое нарушение речи и общей моторики задерживает психическое и эмоционально-волевое раз­витие ребенка. Для таких детей имеются специальные дошкольные учреждения.

В дошкольных учреждениях общего типа могут находиться дети со стертыми формами дизартрии. Последние проявляются в более легкой степени нарушений движений органов артикуляцион­ного аппарата, общей и мелкой моторики (ограниченность, непол­нота по объему, неточность и др.), а также в нарушениях произносительной стороны речи — она понятна для окружающих, но нечеткая. Дефекты произношения заметны каждому. Иногда их даже смешивают со сложной дислалией, но при исправ­лении педагоги встречаются с большими трудностями.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на се­бя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем са­мым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка раз­вития дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиениче­ские навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу про­глатывает воду, или выливает ее обратно. Надо учить ребенка надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомк­нутых губах. Только после этих упражнений можно приучать детей полоскать рот водой.

Дети со стертыми формами дизартрии не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать ру­кава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя различ­ные специальные упражнения (см. с. 29). Можно учить ребен' ка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить рука-

ми самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного кар­тона. По краям фигуры на расстоянии 1 см делаются дыроч­ки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через Край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, целесообразно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картин­ку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сде­лает таким образом игрушку и сможет подарить ее кому-то из взрослых. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.

Дети со стертыми формами дизартрии испытывают затрудне­ния и на занятиях по изобразительной деятельности. Они не уме­ют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регу­лировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и произ­водить совместные действия, последовательно отрабатывая все не­обходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для таких детей характерны также затруднения при выпол­нении различных упражнений на музыкальных и физкультур­ных занятиях. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер дви­жений по ударному такту, вести мелодию голосом и т. д. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не уме­ют прыгать на левой или правой ноге. Обычно педагог помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его сзади за талию, а потом — спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Итак, нарушения моторики вызывают у детей затруднения в овладении программным материалом, требуют дополнительных ин­дивидуальных занятий в дошкольном учреждении и дома. Обуче­ние ребенка следует проводить по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звуко-произношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуются длитель­ное время и использование разнообразных форм и приемов обу­чения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консуль­тации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкуль­туре.

Вопросы

1. Чем характеризуется дизартрия?

2. Какую помощь может оказать воспитатель детям со стертыми форма­ми дизартрии?

ВРЕМЕННЫЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

По тем или иным причинам речь ребенка может задержаться на любом этапе ее развития. Часто у таких детей позже появля­ются слова, их запас не соответствует возрасту ребенка, развитие фразовой речи идет с опозданием, долго держатся недостатки звукопроизношения. Задержки развития речи должны вызывать тревогу у родителей и педагогов не тогда, когда у ребенка в два года нет речи, а уже в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления или оно проявляется мало, когда своевременно нет лепета или первых слов. Чем раньше это будет выявлено, тем легче будет помочь ребенку.

Причинами задержки речи могут служить различные заболева­ния, перенесенные ребенком в раннем возрасте. Особенно сильно влияют желудочно-кишечные заболевания, нарушающие питание организма и коры головного мозга. При укреплении организма и создании благоприятных условий для развития речи ребенок догоняет своих сверстников в речевом развитии, однако чтобы преодолеть эти отклонения, необходимы специальные занятия.

Для правильной организации работы с такими детьми воспи­татель должен знать, какие требования предъявлять ребенку в различные периоды формирования его речи.

Детей, у которых явно выражена задержка в развитии речи, независимо от их возраста, нужно направлять в группу, соответ­ствующую их речевому развитию. Однако разница в возрасте не должна превышать один год. Решить вопрос, какую возрастную группу должен посещать ребенок, можно только после консульта­ции с психоневрологом и логопедом.

Начальные этапы работы по накоплению словаря и развитию фразовой речи аналогичны работе, которую проводят с детьми-алаликами (см. ниже).

Вопросы

1. В чем проявляются и чем могут быть вызваны временные задержки развития речи?

2. Что требуется для преодоления временных задержек в развитии речи?

АЛАЛИЯ

Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей (до трех-пяти лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в

левом полушарии коры головного мозга, наступившим во внутри­утробном или раннем периоде развития ребенка.

В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определенные затруднения: накопление словаря идет очень мед­ленно, фразу они строят с трудом, неправильно, например: «Маль­чик горка санках катается» (Мальчик катается на санках с горки). В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например: «Ляля киля гиля» (Девочка катается на лыжах).

Впоследствии, благодаря занятиям, увеличивается словарь, улучшается фразовая речь, но ребенок постоянно отстает в речевом развитии от своих сверстников.

И алалии, и временные задержки в развитии речи требуют в начале работы с ребенком более или менее одинаковых приемов. Со временем выявляется характер нарушения. У детей-алаликов встречаются стойкие нарушения словаря и фразовой речи, темпы развития ее значительно медленнее, чем у детей со временной задержкой развития речи.

Воспитатель не только помогает таким детям в их речевом развитии на общих занятиях, но и выделяет время для индиви­дуальной специальной работы.

Чтобы ребенок приобрел определенный запас слов, простых по произношению и часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и др.), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, а также на про­гулке, каждый раз называя встречающиеся предметы. Если ребе­нок отказывается повторять за воспитателем слово, не надо требо­вать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем ребенок сам начнет повторять это слово за воспитателем. Каждое проявление его речевой активности должно поощряться взрос­лыми.

Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20—30), в том числе и словами, обозначающими действия, воспитатель начинает приучать его пользоваться связной речью. Производя любое действие, педагог сопровождает его речью (например, уложив куклу, он говорит: «Ляля спит» и т. п.), того же постепенно он начинает требовать и от ребенка. Сначала детям дают предло­жения из двух слов — существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи. Так, постепенно у ребенка увеличивается словарь, появляется фразовая речь.

Необходимо знать речевые возможности ребенка на каждом конкретном этапе его развития, правильно использовать их на занятиях по разным разделам программы. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуж­дать детей к разговору следует, но принуждать нельзя.

\В процессе работы по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи таким детям помимо фронталь­ных и подгрупповых занятий нужны еще и индивидуальные. Их можно организовывать в быту, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, когда воспитатель и родители имеют возможность многократно называть различные действия, которые выполняет ребенок, и предметы, которыми он при этом пользуется.

Нельзя перегружать ребенка речевым материалом — это может привести к заиканию. Лексический материал следует подбирать с учетом его количества и доступности.

Работа воспитателя проводится в тесном контакте с родите­лями, логопедом и психоневрологом, лечащим ребенка; без такого контакта невозможен правильный подход к нему.

Вопросы и задания

1. Дайте определение алалии и раскройте причины ее возникновения.

2. В чем особенности нарушений речи при алалии?

3. В чем заключается работа воспитателя с ребенком-алаликом?

ЗАИКАНИЕ

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях периферического ре­чевого аппарата.

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: а) употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и)\ б) повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; в) вынужденные остановки в середине слова, фразы, г) затруднения перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность цент­ральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заи­кание возникает после испуга или при длительной психической травматизации — постоянном несправедливом, грубом отноше­нии к ребенку окружающих его людей. К заиканию может при­вести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами:

«расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает

и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сфе­рой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук. Знание этих причин помогает воспитателю, особенно первой и второй младших групп, вовремя выявлять таких детей, уделять им больше внима­ния: одним — на занятиях по развитию речи, другим — на заня­тиях по физической культуре и музыкальных, проводить беседы с родителями о помощи детям, а также о правильном воспита­нии, поскольку заикание легче предупредить, чем лечить. Ввиду то­го что это дети с ослабленной нервной системой, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правиль­ный общий и речевой режим. В беседах с родителями воспитатель должен заострить их внимание на ряде моментов:

нельзя читать детям много книг, не соответствующих их воз­расту. Вредно чтение на ночь сказок, особенно страшных, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т. п.;

не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отри­цательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном;

нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, от­каз в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду;

не следует перегружать ребенка большим количеством впечат­лений (кино, чтение, просмотр телепередач и др.) в период выздо­ровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания;

нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в люби­мой игре и т. п.

Воспитателю необходимо помнить следующее. В случае поступ­ления заикающегося ребенка в детский сад нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткос­ти, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к

 

малышу. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравнове­шенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заика­ющихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участни­ков индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем им по­лезно участвовать и хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

Таких детей нельзя спрашивать первыми на занятиях. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, воспита­тель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

Для заикающегося ребенка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. На празднике надо предоставить ему возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы (особенно это относится к детям старшей и подгото­вительной к школе групп).

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

Вопросы

1. Что такое заикание?

2. Что может являться причиной возникновения заикания?

3. Что должен делать воспитатель для предупреждения заикания у детей?

4. Какую помощь может оказать воспитатель заикающемуся ребенку?

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ПРИ СНИЖЕНИИ СЛУХА

На развитии речи тугоухих (слабослышащих) детей сказыва­ются время наступления тугоухости, степень снижения слуха, общее состояние ребенка и характер медико-педагогического воздействия в каждом конкретном случае. Даже незначительная тугоухость, наступившая до того как сформировалась речь (до 2, 5—3 лет), приводит к ее недоразвитию. Если же она насту­пила после трех лет, речь ребенка сравнительно понятна и легко поддается исправлению. Тугоухость часто бывает следствием осложнений на уши после перенесенных болезней: гриппа, скарла­тины, кори, повторяющихся насморков. Внимательные, заботливые родители стремятся не допускать насморка и других болезней носоглотки, вызывающих заболевание ушей.

Если у ребенка обнаружилась значительная степень туго­ухости, его необходимо направить в специальный детский сад. При легких степенях тугоухости дети обычно посещают общий

детский сад, а воспитатели помогают ребенку развивать речь, консультируясь с отоларингологом и логопедом.

В работе со слабослышащим ребенком необходимо учитывать следующее. На любом занятии ребенка надо сажать ближе к пе­дагогу, так чтобы малыш всегда видел его лицо. Разговаривать с ребенком следует четко, не спеша, громко, но не крикливо, и от него самого необходимо требовать громкой и отчетливой речи. Надо приучать его к основным навыкам чтения с губ. Для этого можно использовать следующую игру. Воспитатель показывает несколько картинок (3—4), четко называя каждую, при этом ре­бенок должен видеть его артикуляцию. Затем педагог тихо (поч­ти беззвучно) называет картинки, а ребенок их показывает.

На музыкальных занятиях ребенка надо сажать ближе к му­зыкальному работнику. Нельзя забывать о том, что пение и слу­шание музыки, песен очень полезны для него. Надо приучать ре­бенка слушать детские радиопередачи, а потом пересказывать их. Во время игр на развитие слухового внимания необходимо чаще задавать ему вопросы. Можно рекомендовать родителям проводить подобные игры дома («Где позвонили?», «Угадай, что делают», «Кто кричит?» и др.).

От правильного подхода к слабослышащему ребенку во мно­гом зависит его дальнейшее речевое развитие.

Вопросы

1. Какое влияние оказывают время наступления и степень снижения слуха на развитие речи ребенка?

2. Какую помощь может оказывать воспитатель слабослышащему ребенку?

НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошколь­ного возраста, является дисфония. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к воз­никновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии могут привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика, несоблю­дение основных правил гигиены голоса при пении (несоответст­вие звукового диапазона песни среднему диапазону голоса ребен­ка определенного возраста), частое подражание голосам кукол (высокий, резкий голос Буратино), голосам взрослых, резким свисткам паровоза, гудкам автомобиля. Развитию дисфонии мо­гут также способствовать аденоидные разрастания в носу, кото­рые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очи­щается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при но­совом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспали-

 

тедьные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становит­ся хриплым.

Детскому саду и семье для профилактики нарушений голоса надо постоянно следить за состоянием носоглотки детей и пра­вильным пользованием голосом, соблюдать вышеперечисленные требования. Особое значение это имеет по отношению к детям, только что перенесшим заболевания верхних дыхательных путей. Некоторое время таким детям не следует давать большой нагруз­ки на голос, т. е. не требовать от них громкой речи и пения. Если у ребенка длительное время (1—2 недели) наблюдается охрип­ший голос, его нужно направить к отоларингологу и затем выпол­нять все указания врача.

Вопросы

1. Что может явиться причиной дисфонии?

2. Какую профилактику нарушений голоса может осуществлять воспитатель?

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Никакая самая тщательная работа детского сада не исклю­чает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими раз­личные нарушения речи. Воспитатель должен помочь родителям правильно организовать эту работу. В его задачи входит пока­зать родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы. Для того чтобы наладить систематические, планомерные инди­видуальные занятия с ребенком и привлечь к ним родителей, це­лесообразно распределить весь учебный материал по трем направ­лениям: воспитание произносительных навыков, формирование словаря, формирование грамматических умений и навыков. Со­ответственно этим направлениям воспитатель оформляет три тет­ради. В первой тетради дается материал по развитию правиль­ного звукопроизношения; во второй — по накоплению, уточнению, активизации словаря и отработке слоговой структуры слова; в третьей — по развитию фразовой речи и ее грамматическому

оформлению.

Не с каждым ребенком следует вести работу по всем указан­ным направлениям. Это зависит от тяжести нарушения речи. На­пример, если ребенок страдает дислалией, преимущественное вни­мание уделяется формированию звукопроизношения, и в этом случае будет достаточно одной тетради.

Внутри каждого направления в зависимости от вида наруше­ния речи, психологических особенностей ребенка (внимания, па­мяти) и особенностей его эмоционально-волевой сферы могут быть выделены различные разделы. Так, при нарушении звуко произношения (первое направление) коррекционная работа мо­жет состоять из следующих разделов: развитие мимической мус­кулатуры, развитие мелкой моторики рук, развитие артикуляци­онного аппарата, отработка опорных звуков, постановка нару­шенного звука и его автоматизация и др.

Соответственно задачам второго направления подбирается лексический материал по программе детского сада: слова, обо­значающие предметы; слова, обозначающие качества и свойст­ва предметов; слова, обозначающие различные действия. При этом необходимо предусматривать разную степень их сложности и вначале использовать слова, состоящие только из открытых слогов (муха, кубики), а затем последовательно вводить слова с закрытыми слогами (петух, малыш), слова со стечением соглас­ных в середине слова (кофта, конфета), слова со стечением со­гласных и с закрытыми слогами (стакан).

Третье направление состоит из следующих разделов: связь слов в предложении (управление, согласование), предложные конструкции и др.

Поскольку по всем указанным направлениям и разделам ра­бота ведется одновременно, в тетрадях ребенка сразу отводится по нескольку страниц на каждый раздел. Внутри разделов мате­риал организуется последовательно, с учетом основных дидак­тических принципов: доступности, наглядности и др.

Чтобы ребенку и родителям было легче ориентироваться в тет­радях, целесообразно отделять один раздел от другого, вырезая страницы, как в алфавитной книге, и делая соответствующие над­писи, а для ребенка — маленький рисунок, по которому он смо­жет легко найти и открыть нужный для повторения или дополне­ния материал. Так, на первой странице раздела «Развитие мими­ческой мускулатуры» изображается лицо, раздела «Развитие мел­кой моторики рук» — кисть руки и т. д.

Желательно, чтобы воспитатель не наклеивал в тетрадь ре­бенка готовые картинки, а рисовал их с одновременным коммен­тированием (см. рис. 1, 2). Например, рисуя дом, взрослый гово­рит: «Вот левая стена, вот правая стена, вот пол, потолок, кры­ша, окно, вот и нарисовали домик». Таким образом рисунок соз­дается в определенной последовательности на глазах у ребенка. Это особенно важно для развития речи детей, страдающих ала-лией, и коррекции речи заикающихся детей.

Если рисунки задаются на дом, родители, не умеющие рисо­вать, могут вместе с ребенком перевести готовый рисунок из жур­нала через кальку или воспользоваться трафаретом. Такой прием способствует развитию у ребенка внимания и повышает у него интерес к учебной деятельности.

Все рисунки ребенок раскрашивает, самостоятельно подби­рая нужный цвет.

Итак, тетрадь является как бы индивидуальной азбукой для обучения ребенка правильной речи. Индивидуальность опреде-

ляется последовательностью прохождения разделов и объемом материала в каждом из них. Правильно оформляя тетради, вос­питатель дает родителям возможность составить представление об общем плане работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что — только уточнения, повторения, что и зачем они делают в данный момент и как это связано с дальнейшей реализацией перспективного плана рабо­ты. Такая организация материала способствует осознанию вза­имосвязи и взаимозависимости всех разделов работы.

Поскольку наиболее частыми нарушениями речи у детей яв­ляются дефекты звукопроизношения, воспитатель должен уде­лять данному направлению работы наибольшее внимание. Одним из его разделов является артикуляционная гимнастика.

Специальные целенаправленные упражнения подготавлива­ют артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесе­нию нужных звуков. Воспитатель показывает родителям, как на­до выполнять каждое упражнение любого комплекса, на что сле­дует обращать особое внимание.

Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно или через день в форме игры. С детьми четырех лет и старше занятия проводят перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться те же требо­вания, которые предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики: точность движений, равномерное участие в них ле­вой и правой половины языка и т. д.

Если и при систематических занятиях дома в течение двух-трех месяцев нужная группа звуков не появится, следует обра­титься к логопеду.

Ниже приводятся комплексы упражнений для формирования основных групп звуков у детей в возрасте от трех-четырех лет. Руководя работой родителей, воспитатель должен обратить их внимание на следующее:

надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков, можно одновременно брать упражнения из комп­лексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам;

у ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось;

выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последова­тельности, в какой они даны в пособии.

Когда у ребенка появится звук, надо постепенно с помощью воспитателя вводить его в речь, т. е. учить ребенка правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.

Всю работу по формированию правильного звукопроизноше-ния родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обра­щаются к ним при всех возникающих затруднениях.

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС

(для свистящих звуков с, з, ц)

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами)» боковые края языка (они плот­но примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (перед­няя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке ц сначала смычку» потом щель); движения губ (в улыбке) ,. нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи спо­собствуют следующие упражнения.

Загнать мяч в ворота

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Краткое описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребен­ком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания. 1. Следить, чтобы не на­дувались щеки, для этого их можно слегка придерживать паль­цами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удер­живать его широким, распластанным.

Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокой­но положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спо­койном положении при открытом рте под счет от одного до пя­ти — десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не сле­дует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык дол­жен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопы­вать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Про­контролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет откло­няться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.